Светлана Торгунакова
Конспект занятия «Зимующие птицы у кормушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
Программные задачи: Закрепить и расширить представления детей о птицах, дать представления детям о зимующих птицах на основе связи между характером корма и способом его добывания, развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц, познакомить еще с одной зимующей птицей-клестом,
Публикация «Конспект занятия „Зимующие птицы у кормушки“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- активизировать наблюдательность, закладывать основы экологического воспитания; уточнить о характерных признаках зимы.
-расширяем словарь за счёт имён существительных (снегирь, синица, корм, семена, зерно, крупа, кормушка, следы); имён прилагательных (тыквенный, подсолнечные, воробьиные, голубиные, вороньи); уточняем значение глаголов (ходит, скачет, шагает); учить отвечать на вопросы полными ответами
- учить образовывать глаголы от звукоподражаний (чирик - чирик- чирикает, кар-кар - каркает, тр -тр- стрекочет); -уточнить значение предлогов (на, под, рядом, около); учить отвечать на вопросы полными ответами;
-развивать слуховое и зрительное внимание – отгадывать загадки - рифмовки;
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в трудных зимних условиях, воспитывать доброе отношение к природе.
Материал: Иллюстрации с изображением зимующих птиц (ворона, воробей, голубь, сорока, синица, дятел, снегирь, клёст); пособие «Кормушка», дерево, рисунки птичьих следов (воробьиных, голубиных и вороньих, записи «Голоса птиц», конверт, мешочки из тонкой ткани с разным кормом (пшено, подсолнечные семечки, тыквенные, хлебные крошки, ягоды рябины)
Предварительная работа: Рассматривание с детьми картинок с изображением птиц : ворона, сорока, воробей, голубь, синица. Обратить внимание на то, что у всех птиц есть туловище, крылья, клюв, лапы и хвост, а тело покрыто перьями. Чем отличаются друг от друга эти птицы (размером, окраской, длиной хвоста и клюва, а также голосом.) Предложить вспомнить, какой голос у каждой из этих птиц. Ворона каркает «кар-кар», воробей чирикает «чирик-чирик», голубь воркует «гу-гу», сорока стрекочет «тр-тр», а синица свистит «цинь-цинь»
Вместе с детьми сделали кормушку для птиц. Во время прогулки повесили кормушку на дереве, закрепив её так, чтобы она не раскачивалась на ветру. Каждый день, выходя с детьми на улицу, кладём в кормушку маленькие кусочки сала, семечки и насыпаем туда крупу. В течение дня наблюдаем за птицами, прилетающими к кормушке. Разучивание с Кристиной стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой».
Ход занятия:
1. Организационный момент Игры с детьми на ковре (море волнуется)
Ребята, я вас приглашу сегодня в лес, но для этого нужно надеть: шапку, верхнюю одежду, валенки (создание игровой ситуации). Давайте мы с вами остановимся на полянке. Зима – это самое волшебное время года. Она щедро укутывает землю серебром снежинок. Ребята, я надеюсь, вы со мной согласитесь, что у зимы капризный, изменчивый характер (звукозапись)
Зима давно вступила в свои права: дуют холодные ветры, мороз сковал землю,
кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода. Некоторые птицы не стали спорить с зимой и улетели в тёплые страны, а другие остались - у них есть свои секреты, как пережить зиму.
Ребята посмотрите, там, в дали, вижу каких- то птиц? Смотрите не спугните их! Какие это птицы? (Зимующие) Почему этих птиц называют зимующими и могут зимовать в наших краях и переносить суровую зиму? (Да, потому, что они питаются не только насекомыми, но и семенами и плодами деревьев и кустарников, а также пищевыми отходами)
И морозная же у нас зима (тру руки от холода) Снега много, идти по заснеженному лесу трудно - надо высоко поднимать ноги, потому что они проваливаются в снег: ведь он глубокий. Вижу избушку лесника, пойдём те погреемся и поговорим, как же живется зимой птицам? Садитесь удобнее.
2. Корм для птиц. Ребята, а как же живется зимой птицам? Кто же сможет помочь голодающим птицам? Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. Как вы помогаете пережить трудное зимнее время? (ответы детей)
«В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей (кормушка) Что смастерили мы с родителями и повесили на дереве около детского сада? Какой корм кладёте в кормушку для птичек?
Для корма птицам пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся крошки пшеничного хлеба. Синица, кроме семян, очень любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи. Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.
Посмотрите, у лесника, какие то мешочки? Я догадываюсь, что там может быть? А вы как думаете?
Сейчас мы с вами ребята определим на ощупь, что же в каждом мешочке находиться. Догадались? Дима что в твоём мешочке, а у тебя Кристина? (корм)
Ребята, согрелись, тогда продолжим наше путешествие, но для начала мы поможем леснику покормить птиц. Покажем движение, имитирующее это действие. (В твоем мешочке, какой корм лежал Ваня, а в твоем Алиса)
Давайте, в кормушку насыплет корм, тот, у кого пшено, семечки.
Около кормушке - у кого крошки
Рядом с кормушкой - у кого сало, ягодки!
3. Птички прилетели (грам. запись, голос сороки и бросает письмо в конверте) Ребята вы ничего не слышите?
А я слышу стрекотания сороки - белобоки? О чем-то она нас хочет предупредить? Да она нам какой- то конверт оставила?
Интересно, что же там может быть! Ребята, да это же загадки про знакомых вам зимующих птиц с отгадками, сорока сообщает нам, что птицы летят обедать в нашу столовую.
Я вам загадываю загадку, кто первый отгадал, рассаживает птиц на кормушку, туда, какой корм она предпочитает
В серой шубке перьевой, Черная шапочка
И в морозы он герой. И полоска шарфика
Назови его скорей! У желтогрудой птички
Кто там скачет? (воробей) По имени (синичка)
Это что за мужичок
Сел у дуба на сучок?
Невелик, да деловит,
Зря нисколько не сидит:
Он без молотка, без рук
По стволу стучит: тук-тук (дятел)
Выпал снег, метут метели, Эти птицы рядом с нами-
А к нам гости прилетели. Мы зовем их сизарями,
На рябину посмотри - И зимой в мороз и голод
Там расселись….(снегири) Не покинет город (голубь)
Ребята внимательно посмотрите на птичек, прилетевших в зимнюю столовую, рядом с кормушкой, в кормушке кто, а кто это скачет по снегу около кормушки? Отвечать на вопросы надо полным ответом.
4. Холодно стоять, погреемся, подвигаемся немножко «Стайка, полетай-ка!»
При словах: «Стайка, полетай-ка!»- бегаем по комнате, и размахиваем руками, как крыльями.
По команде: «Стайка, приседай-ка!» - приседаем
При словах: «Стайка, зернышки, ягодки поклюй!»,
«Стайка, полетай-ка!», дети вновь бегут, размахивая руками, как крыльями.
Несколько раз последовательно сменить команды: «Стайка, полетай-ка», «Стайка, приседай-ка!», «Стайка, семечки, ягодки поклюй!».
Мы с вами воробушки: чик-чирик
Скачет воробей,
Просит маленьких детей:
«Дайте крошек воробью-
Я вам песенку спою»
Как ходит голубь:
А вот ходит голубь по дорожке-
У него замёрзли ножки. (Голубь ходит мелкими шажками, оставляя на снегу красивую цепочку «крестиков»)
Как ворона шагает:
А рядом ворона шагает –
Лапой снег загребает. (Не спеша, вперевалочку шагает ворона.)
Хорошо погуляли и дело доброе сделали.
Пора возвращаться в детский сад, а вас ждёт сюрприз. Идём по той же тропинке,
шаг в шаг, здесь она узкая становиться. Снимаем одежду, в группе тепло. Садитесь удобнее. А вот сюрприз, который вас ждал!
Зимой в наших краях можно увидеть и клеста, лесную птицу (фото)
Клёст – большеголовая птица с красно-коричневым оперением. Зима на дворе вьюжная, сердитая. Никто не отважиться в лютый мороз птенцов выводить. Только один клёст со своей подружкой ничего не страшатся.
Сделают в шатре веток толстенное, из мелких веточек собранное гнездо. Утеплят его мхом, шерстью да перьями. Лапы хвойных деревьев со всех сторон (сверху, снизу, по бокам) закрывают гнездо клеста. Выводят своё потомство обычно в конце зимы - в феврале. Полмесяца сидит самка, теплом своим согревает, не вставая с гнезда, а клёст всё это время заботится о подружке. Птенцы рождаются вначале с выпрямленным клювом, только потом со временем (Обратите внимание на клюв)
Ведь семена шишек - их основная пища. Но достать из закрытой шишки не так-то просто. Как же быть? (рассмотреть фото, обращая их внимание на клюв) Вы правы, дети, клюв у клеста напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена. Шишки после того, как над ними потрудился клёст, кажутся растрёпанными (показать шишку). Шишку, обработанную клестом, узнать легко.
Клёст – единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Чудеса, да и только! Ребята, что же за птица, мороза не боится?
Хоть снега лежат везде, у нее птенцы в гнезде (Клёст)
Ребята, мы с вами тоже попробуем сделать гнездо клеста из разных веточек, соломы в еловых лапах. Сейчас Кристина прочитает нам стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой».
Не забывайте зимой устраивать для них птичьи столовые. Помогайте пережить трудное зимнее время.
Ребята, какие вы молодцы, как много знаете о зимующих птицах, заботитесь о братьях меньших. Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны
По небу весело скользя
Летят пернатые друзья и пропоют,
чирикая «Спасибо вам великое…