Яна Баранова
Конспект НОД «Зимующие птицы»
Задачи: - закреплять знания детей о голосах птиц; - учить образовывать прилагательные и существительные с помощью суффиксов с уменьшительно – ласкательным значением; - закреплять знания и представления детей о зимующих и перелетных птицах; - упражнять в узнавании птиц по их описанию; - развивать внимание, логическое мышление; - воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.
Ход НОД
Организационный момент.
игра «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?»
Публикация «Конспект НОД „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Воспитатель. Сорока, ворона, скворец, воробей (скворец).
Журавль, соловей, ласточка, снегирь (журавль, соловей, ласточка).
Почему этих птиц мы не сможем увидеть зимой у кормушки? (ответы детей).
Как нужно относиться к тем птицам, которые остаются зимовать? (ответы детей).
Воспитатель. С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А маленький шустрый воробей остается зимовать. Сегодня он прилетел к нам в гости (картинка воробья) и хочет рассказать о том, как зимующие птицы проводят эту зиму. Ребята, а вы хотите узнать о том, как птицы живут зимой.
Беседа. Птицы, которые остаются зимовать или прилетают к нам зимой с севера, называются зимующими. Многие птицы зимой держатся стайками, которые перелетают с месте на место в поисках птиц. Особенно заметны стайки мелких птиц, например, синиц, снегире, воробьев. Каждый вечер, в сумерки, они летят на ночлег в сады или парки с высокими деревьями. Синицы, дятлы, кролики укрываются от холода в дуплах. В кроне густых елочек ночуют снегири. Зимой птицы жмутся к человеческому жилью. Ведь зима страшна птицам голодом, а не холодом. Поэтому зимой обязательно нужно вывешивать кормушки для птиц.
Воспитатель. Собрались однажды птички в стайку и завели спор о том, кто красивее голос подает. Ребята, я предлагаю вам превратится в птиц и рассказать, как это было.
игра «Кто как голос подает?»
Дети. Я ворона: кар-кар-кар я умею лучше всех каркать. Я сорока: стр- стр- стр. Я умею лучше всех стрекотать. Я синица: тинь –тинь –тинь. Я умею лучше всех тинькать. Я голубь. Я умею лучше всех ворковать. Я снегирь. Я умею лучше всех свистеть. Я сова: ух-ух-ух. Я умею лучше всех ухать.
Воспитатель. Слушал всех воробей и сказал: «Я воробей: чик- чирик». Я умею лучше всех чирикать. Но я не умею ворковать, тинькать, стрекотать.
Ребята, как вы думаете есть ли в этом споре победитель? Нет победителя, потому что все голоса даны птицам, для того, чтобы можно было отличить их друг от друга (ответы детей).
игра «Сосчитай птиц»
Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев. Одина сова, две совы, три совы, четыре совы, пять сов. Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей.
Воспитатель. Ребята! Птицы отличаются тем, что они по –разному подают голос. А чем еще они отличаются? (размером, окраской перьев, строением клюва и других частей тела).
Воспитатель. Шустрый воробей знает все о больших птицах. А как сказать, если птичка маленькая, он не знает. Поможем воробью? (ответы детей).
игра «Большой – маленький»
острый клюв – остренький клювик тонкие лапы – тоненькие лапки длинная шея – длинненькая шейка белая грудь – беленькая грудка черное крыло – черненькое крылышко толстая шея – толстенькая шейка короткий хвост – коротенький хвостик светлые перья – светленькие перышки
Физминутка
Зарумянились кустарники Не от утренней зари пощипывают щечки
Это красные фонарики «Фонарики»
Засветили снегири взмахи руками, как крыльями
Чистят перышки пунцовые «чистят перышки»
Воду пьют из родника «пьют»
Переливы бубенцовые мне слышны издалека ритмичные хлопки в ладоши
Воспитатель. Шустрому воробью уже пора прощаться с вами, ребята. А на прощание он приготовил для вас загадки. Они о его друзьях – птицах.
игра «Узнай по описанию»
Шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, смелый (воробей). Красногрудый, грустный, малоподвижный (снегирь). Желтогрудая, юркая, веселая (синица). Большеглазая, сонная, ночная, зимующая (сова). Красноголовый, большой, зимующий (дятел).
Воспитатель. Воробью очень понравилось, как вы отгадывали загадки. Скажите, о ком мы говорили сегодня? С помощью, каких признаков мы отличаем птиц друг от друга? (ответы детей).
Итог. Что вам ребята понравилось больше всего?
Литература
1. О. С. Гомзяк «Говорим правильно», 2010
2. И. В. Козина «Дидактические игры по развитию дошкольного возраста», 2008