Тамара Заводнова
«Зимующие птицы»
▼ Скачать +Заказ
Цель: Расширить знания о птицах.
Задачи:
Выяснить причину отлёта птиц.
Подвести к установлению причинно-следственной связи-пищи становится всё меньше, поэтому птицы улетают туда, где ее много.
Формировать представление о зимующих, кочевых и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможности удовлетворения в пище.
Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением птиц (снегирь, синица, дятел, воробей, ворона, кукушка, соловей, грач,скворец, шапочки для игры (снегирь, воробей, синица, кормушка, картинки с изображением корма для птиц (крошки хлеба, семена рябины, кусочка сала,письмо в конверте.
Предварительная работа: отгадывание загадок о птицах, рассматривание иллюстраций с картинками.
Ход организованной образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, встанем дружно вместе в круг (дети встают в круг)
Я твой друг и ты мой друг (Каждый ребенок показывает сначала на себя, затем на товарища).
Дружно за руки возьмемся (Дети берутся за руки)
И друг другу улыбнемся (Улыбаются друг другу).
От ваших улыбок стало светлее и теплее вокруг.
Воспитатель: Ребята, сегодня нам почтальон принес конверт. Посмотрите на него. Какой он большой, красивый? На конверте наклеена марка с рисунком. Читаю, откуда письмо? Написано из Африки. Вы знаете, что такое Африка? (Ответы детей)
Давайте прочитаем письмо и все выясним.
Воспитатель читает письмо: Здрасьте. Пишет вам кукушка. Шлю вам привет и свое ку-ку из жаркой Африки. У нас тут лето. Очень преочень жарко. Все цветет и зеленеет. Бабочек и гусениц полным - полно. Так что мы сыты и довольны. До свиданья ку-ку!
Воспитатель: Как вы думаете, почему кукушка покинула родные места? Куда улетела кукушка? Где она сейчас находится? (Ответы детей)
Давайте подойдем к карте и найдем материк Африку и материк Евразию, на котором находится наша страна. Посмотрите, какое огромное расстояние преодолевают птицы в поисках корма.
Как называются, птицы, которые улетают в теплые края? (Ответы детей)
А каких вы знаете еще перелетных птиц? (Ответы детей)
Воспитатель: Почему ж эти птицы от нас улетают? Все перелетные птицы насекомоядные. Питаются насекомыми: жуками пауками, червячками, комарами, бабочками. С наступлением зимы исчезает корм для этих птиц, и они вынуждены покидать наши края.
Воспитатель: А как вы думаете, есть ли птицы, которые будут зимовать вместе с нами, т. е живут с нами круглый год? (Ответы детей)
Отгадайте загадки?
Все время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
Воспитатель: А это дятел. Он является лесным доктором.
-Почему его так называют? А вы как думаете? (Ответы детей).
Найдите картинку с изображением дятла.
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей,
Кто это? (Воробей)
Воспитатель: Эта птичка всем хорошо знакома. В холодную пору воробушки сидят, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Они чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли. Где же они зимуют? (Ответы детей)
Окраской - сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья – хрипловатая-
Известная персона,
Зовут её … (Ворона).
Воспитатель: Ворона – удивительная птица. Живет долго, дольше, чем человек. Вороны – умные птицы. Они умеют считать до пяти, различают мужчин и женщин. Вороны собирают крошки, и кусочки другой пищи.
Как эти птицы называются? Чем питаются эти птицы? (Ответы детей).
Найдите картинку с изображением этой птицы.
Ребята, а есть птицы, которые, наоборот, прилетают к нам зимовать? Отгадайте их.
С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется. (Синица)
Воспитатель: Представьте себе: синички уничтожают насекомых столько, сколько весят сами. В зимнее время очень любит сырое мясо и сало.
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды -
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь.)
-Почему эта птица называется снегирь? (Ответы детей)
-Как вы думаете, ребята, зачем снегирю толстый, короткий клюв? (ответы детей)
Воспитатель: Это кочующие птицы. Синицы летом живут в лесах, а с наступлением холодов подлетают к жилью человека.
У этих птиц яркое оперение. Этим они и привлекают к себе внимание человека.
А теперь давайте поиграем.
Дидактическая игра «Разложи картинки».
Воспитатель: Ребята, карточки с изображением птиц нужно разложить на две группы: зимующие и перелетные. (Дети берут по очереди, по одной карточке и раскладывают их на группы).
Дидактическая игра «Какая картинка лишняя»
Воспитатель: А теперь, подумайте и скажите, какая карточка лишняя? (синица, воробей, ворона, скворец);
(грач, соловей, скворец, снегирь);
(ворона, воробей, дятел, белка);
-Почему белка лишняя?
Психогимнастика.
Воспитатель: Дети, давайте представим, что мы птицы, и оказались в зимнем лесу (встают свободно, выполняя действия по тексту)
Холодно и голодно в лесу. Все тропинки занесло снегом. Лишь волкам не страшен мороз.
Снегом засыпан лес и поля,
Спит под сугробами крепко земля,
Ищут, ищут птицы,
Чем бы поживиться!
Прыг, скок, прыг, скок…
Испугались птицы каких-то шорохов, начали прислушиваться, застыли на ветках. Озябли.
Воспитатель: Множество птиц гибнет зимой от отсутствия корма. Холод птицам не страшен, а вот голодная птица морозную ночь не переживет. Только одна птичка из десяти доживает до весны. Давайте как Добрые люди и друзья птиц попробуем им помочь!
И вдруг! О чудо! Вкусный корм кто-то заготовил для них.
Воспитатель показывает поднос, на котором лежит заготовленный корм: семечки, крошки хлеба, пшено, зерно, овёс, кусочек сала, чипсы, горох, фасоль, ягоды рябины, орехи.
Ребята, давайте определим, какой корм полезен птицам, а какой вреден
(Ответы детей)