Бугаёва Лариса Михайловна
Живая музыка и фонограмма в педагогическом процессе музыкального руководителя в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Живая музыка» и фонограмма в педагогическом процессе музыкального руководителя в ДОУ.
Сегодня, мои уважаемые коллеги, я хочу остановиться на проблеме использования в нашем творчестве,как живого аккомпанемента, так и многочисленных фонограмм, которые в изобилии можно найти в интернете.
Публикация «Живая музыка и фонограмма в педагогическом процессе музыкального руководителя в ДОУ» размещена в разделах
Работая с детьми в детском саду уже 12 лет, я пользуюсь и тем и другим видом музицирования. Не секрет, что инновационные технологии шагнули очень далеко и учреждения дошкольного образования должны и обязаны шагать в ногу со временем, но зачастую задаюсь вопросом:»Настолько ли это всё безобидно? И не слишком ли мы злоупотребляем этим новшеством?»
Я хорошо помню те времена, когда, посещая детский сад, выступая на утренниках и концертах, наша преподаватель, аккомпанируя нам, владела двумя инструментами (фортепиано и баян). Классический репертуар она играла на фортепиано, а народные песни подыгрывались на стареньком баяне. Мы очень радовались, когда летом, выйдя на площадку, видели этот народный инструмент на стульчике, и понимали, будет весёлый праздник.
Какую картину можно наблюдать теперь на детских утренниках и конкурсах в нашей среде? За последние 5 -7 лет я не помню ни одного случая «живого» аккомпанемента детского исполнения той или иной песни, не слышно баяна, аккордеона и фортепиано и в сопровождении детской хореографии. Порой со сцены на детских фестивалях слышно незатейливые фонограммы не самого лучшего качества, где совершенно потерялся детский голос, да и слов ребёнка порой не расслышать совсем. Что же с нами происходит? Почему практически исчезает «живое «, трепетное исполнение? Почему музыкальные руководители стараются идти по наиболее упрощённому пути?
Анализируя сложившуюся ситуацию, я пришла к выводу, что это целая глобальная проблема не только детских образовательных учреждений, но и системы образования в целом.
Первая и, мне кажется, главная проблема –это нехватка квалифицированных кадров особенно в музыкальной области. Выпускники музыкальных колледжей и училищ не торопятся идти в ДОУ работать, отсюда кадровый голод и как следствие принимаются на работу мало-мальски владеющие инструментом, которые всю свою деятельность строят на использовании фонограмм, скачанных из интернета. Речь уже не идёт о владении несколькими инструментами, тут уже хотя бы одним сносно владеть, но и этого зачастую не наблюдается. Спешу заметить, что это проблема скорее небольших городов и поселений, в больших городах, думаю, с кадрами получше. Но и «живой» музыки там не намного больше.
Сейчас попытаюсь обосновать свою позицию, почему я привержена «живому «звуку?Дети в небольших населённых пунктах лишены возможности частого посещения концертных залов филармоний, оперных театров,других культурных заведений, а приезды к нам в глубинку таких коллективов – большая редкость! Всё их общение с музыкой сводится к просмотру телевидения или поход в местный дом культуры, ну и конечно много музыкального материала (зачастую ненужного) они черпают из своих гаджетов. Поэтому, именно в дошкольном учреждении необходимо как можно больше знакомить ребёнка с игрой на музыкальных инструментах. Именно в саду дети должны познать звуки фортепиано, баяна, домры, балалайки, аккордеона, именно в саду они не только должны слышать и слушать эти инструменты, но и познакомиться с их историей, с их традициями, а это напрямую связано с нашей культурой и с нашим патриотизмом.
Следующим весомым аргументом в пользу звучания живого звука является неокрепшая детская психика. Я заметила, при пении детей под фонограмму, волнение дошкольника значительно возрастает, ребёнок чувствует себя очень неуверенно и не комфортно, особенно на сцене, где он наверняка не попадёт в такт фонограмме, или наоборот убежит вперёд, не слушая музыку.
А сопровождая исполнителя на инструменте,юный артист уверен, что педагог в любую минуту его поймает, подхватит,не даст ему сбиться. Поэтому, я голосую двумя руками за звучание живого звука. Конечно, я не готова совсем отказаться от фонограммы, она нужна и востребована, да это и не нужно делать. Просто, во всём должно быть чувство меры и подходить к этому очень осторожно.