Валентина Петровна Глухова
«Жавороночки, прилетите!» НОД для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Жавороночки, прилетите!
Цель: Познакомить детей с традиционными обычаями и обрядами встречи весны.
Задачи:
Образовательные: Вызвать интерес к традиционным обычаям и обрядам. Закрепить знания закличек, песенок, загадок, потешек, игр.
Развивающие: Развивать любознательность, речевые умения, воображение, формировать первичные представления о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках.
Воспитательные: Воспитывать интерес к культурному наследию русского и мордовского народа.
Интеграция образовательных областей.
Публикация «„Жавороночки, прилетите!“ НОД для подготовительной группы» размещена в разделах
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».
Виды детской деятельности: восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, музыкальная, игровая, двигательная.
Предварительная работа: знакомство с пословицами и поговорками о весне, народными приметами; рассказ воспитателя о птицах, прилетающих в конце марта – начале апреля; рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»; разучивание весенних закличек, народных игр весеннего цикла «Чих», «Летят – полетят»; конструирование из бумаги птиц.
Оборудование. Бумажные птицы
Ход занятия
Воспитатель. После разгульной и веселой Масленицы следует семь недель строгого поста как напоминание о страданиях Христа. В дни Великого поста разрешается есть пищу только растительного происхождения. Пост – это период разнообразной духовной жизни человека с определенными обычаями и обрядами. В эти дни люди стараются не ругаться, не обижать друг друга, не играются свадьбы, не устраиваются веселые гулянья.
Во время Великого поста 22 марта на Руси отмечается День сорока мучеников (Сороки) в память о сорока римских воинах, погибших за веру Христову и воплотившихся, по народному поверью, в жаворонков.
В этот день дети закликали птиц и по народному календарю, начиналась весна. Существовал обычай выпекать обрядовое печенье, которое называлось «жаворонки». Выпекалось оно из ржаной муки без яиц, так как продолжался Великий пост. Дети выбегали с этими «жаворонками» на пригорок и, подбрасывая их, громко закликали весну.
А вы знаете заклички, которые помогут нам приманить птиц, чтобы весна скорее пришла в наши края?
(Ответы детей).
Тогда одевайтесь поскорее, берите с собой бумажных птичек, пойдем с вами на улицу весну закликать.
Действие переносится на открытое пространство
Воспитатель. Вы знаете первых вестников весны?
(Ответы детей).
А какая птица к нам прилетает первой? Правильно, грач. Взбирайтесь повыше и закликайте грачей. Кто будет грачей кликать?
1-я группа детей.
Грачи-перелетушки, прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную принесите нам!
С сохой, бороной и с лошадкой вороной! Гу!
Воспитатель. А за грачами кто прилетает?
Дети. Жаворонки.
Воспитатель. Надо жаворонков позвать.
Дети.
Жаворонки – господа!
Прилетите к нам сюда!
Зиму унесите, весну принесите.
Зима надоела, всю сену поела.
Воспитатель. Не слышит нас Весна! Может, вы ещё заклички знаете?
К нам сорока прилетела
И на жордочку присела.
Первой весть принесла,
Что весна уж к нам пришла.
Весна. Здравствуйте, ребята. Это вы меня звали?
Так звонко, старательно.
А пришла я к вам:
На овсяном снопочку
На ржаном колосочку.
Дети. Весна, весна, что ты нам принесла?
Весна. Принесла я вам здоровья:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье!
Ребята, а какие пословицы и поговорки о весне вы знаете?
Дети. Март зиму кончает – весну начинает.
Вода с гор стекла – весну принесла.
Март с водой, апрель с травой, май с цветами.
Коль весной дождь – будет рожь.
Весна. А песню про меня знаете?
Дети. Да.
(Дети исполняют песню «А весной». Сл. и муз. С. Насауленко)
Весна. Каких перелетных птиц вы знаете?
(Ответы детей).
А хотите поиграть с моими птицами и мошками?
Проводится игра «Летят – не летят»
(Ведущая – Весна и дети стоят по кругу) :
Весна. Грачи летят, на всю Русь трубят:
«Чу – чу, чу – чу, мы несем весну!»
Дети. Летят! Летят! (Поднимают руки вверх, показывают, как летят грачи)
Весна. Журавли летят, на всю Русь кричат:
«Гу – гу, гу – гу, не догнать никому!»
Дети. Летят, летят! (Повторяют движения)
Весна. Пчелы летят, гудят, бунчат:
Жу – жу, жу – жу, медову несем сыту!»
Дети. Летят.
Весна. Поросята летят, полосаты визжат!
«Хрю – хрю, хрю – хрю, надоело нам в хлеву!»
(Здесь некоторые из детей ошибаются)
Кто ошибся? Помните уговор: из игры за ошибку долой!
Садитесь, на нас смотрите, уму-разуму учитесь!
Синицы летят, на всю Русь кричат:
«Дзу – дзу, дзу – дзу, не поймать никому!»
Дети. Летят.
Весна. Комары летят, кричат, пищат:
«Ду – ду, ду-ду, не поймать никому!»
Дети. Летят.
Весна. Медведи летят, толстопяты рычат:
«Ру – ру - ру – ру, надоело нам в лесу!»
Кто ошибся. Помните уговор: из игры за ошибку долой.
Садитесь, на нас смотрите, уму-разуму учитесь!
Воспитатель. Славно мы поиграли, птиц закликали. Теперь будем ждать их прилета, а с ними и теплых весенних деньков.
Дети.
Жаворонкат, марямизь.
Седе курок неемезь
Седе курок ливтядо
Тундонь лембе капдодо.
Весна. Я вам напекла из теста традиционных обрядовых «жаваронков».
Угощайтесь, ребята!
Будьте все здоровы и счастливы!
Литература
1. Программа «Приобщение детей к истокам народной культуры» О. Л. Князева,
М. Д. Маханева.
2. «Детям о Мордовии». Методическое пособие. Саранск. 2013.
3. Хрестоматия к программе «Валдоня». Саранск. 2004.
4. Приобщение старших дошкольников к традициям родного края: Учитель, 2015