Матушкина Наталья Ивановна
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии — это комплексный подход к поддержанию, укреплению и развитию физического, эмоционального и духовного благополучия участников образовательного процесса.
Цель заключается в обеспечении детей дошкольного возраста не только знаниями, но и навыками для здорового образа жизни, формировании культуры здоровья.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Принципы здоровьесберегающих технологий включают в себя : "не навреди", сознательность, непрерывность, систематичность, доступность, системное чередование нагрузок и отдыха, постепенное увеличение оздоровительного воздействия, адекватность возрасту.
Применение таких технологий в работе логопеда становится эффективным средством коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, способствуя их общему оздоровлению и делая занятия более интересными.
На занятиях используются различные приемы, такие как дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, массаж, физкультминутки, логоритмика и мышечная релаксация.
Дыхательные упражнения направлены на развитие диафрагмального дыхания и коррекцию нарушений речевого дыхания, используя игры и упражнения, такие как "забей мяч", "сдуй пушинку", "шторм в стакане".
Зрительная гимнастика способствует снятию мышечного напряжения и улучшению кровоснабжения глаз, проводится в виде упражнений проследить за предметом или движениями глаз.
Упражнения на развитие мелкой моторики помогают в развитии речи и подготовке к письму, такие как упражнение "перебери".
Кинезеологические упражнения направлены на формирование межполушарного взаимодействия и развитие точности движений, используя такие упражнения, как "колечко" или "ухо-нос-хлопок".
Артикуляционная гимнастика
Важной и неотъемлемой часть логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное ее выполнение помогает:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
-помогает выработке полноценных движений и определённых положений органов арт. аппарата,
-учит объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков,
-является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения.
- уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов.
Продолжительность гимнастики зависит от возможности ребенка и длится, как правило, не более 5 минут. Чтобы детям было интересно, мы сочиняем сказки, рассказы о язычке. Также делаем артикуляционную зарядку, сопровождая ее сказкой «Веселая прогулка» или детскими стишками.
Массаж и самомассаж рук
На своих занятиях использую некоторые виды массажа и самомассажа. Самомассаж рук способствует нормализации мышечного тонуса, стимулированию тактильных ощущений, улучшает функцию рецепторов проводящих путей, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами. Самомассаж мышц предплечья, кисти и пальцев обеих рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снизить напряжение. Он является одним из эффективных направлений по подготовке детей с речевыми нарушениями к письму.
При самомассаже рук часто использую элементы Су- Джок терапии.
Су - Джок терапия
Стимулирует высокоактивные точки соответствующие всем органам и системам, расположенных на кистях рук, параллельно развивает мелкую моторику. Это Су-Джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами, грецкие орехи, колючие валики. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места. Эту работу проводим перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.
Таким образом, Су– Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.
Приемы Су – Джок терапии:
Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
И следующий прием это: Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла.
Упражнения на релаксацию
Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.
-используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц,
- помогает снять напряжение, сконцентрировать внимание либо, снять напряжение, расслабить мышцы.
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Использую спокойную музыку, звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Логоритмика
Игровая гимнастика (логоритмика) – используется для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими.
-укрепляет костно-мышечный аппарат, развивает дыхание, координацию движений, ловкость, выносливость, силу, фонематическое восприятие, чувство ритма;
- формирует двигательные умения и навыки, развивает переключаемость, координацию движений;
-развивает слуховое и зрительное внимание, память, воспитывает просодические компоненты речи.
Логопедическая ритмика основана на сочетании слова, музыки и движения. В результате преодолевается речевое нарушение путём коррекции неречевых и речевых психических функций. Логоритмика является дополнением к коррекционным занятиям, она создаёт благоприятные условия для тренировки процессов торможения и возбуждения у детей, у которых нарушено равновесие деятельности нервной системы. Занятия менее насыщены речевым материалом и направлены на закрепление и обобщение полученных ранее знаний.
В своей работе я использую физические упражнения, композиции и танцы, в которых работа мышц пальцев рук производится под музыкальное сопровождение, помогающее выполнять движения в определённом ритме, темпе и с заданным напряжением. Это не только стимулирует работу пальцев, но и создаёт положительный психологический и эмоциональный настрой детей.
Физкультминутки
Также на занятиях использую физкультминутки игрового характера. Они вызывают положительные эмоции у детей и способствуют снятию усталости.
направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции,
развивают общую моторику.
Таким образом, в результате использования приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях:
- повышается обучаемость;
- улучшается восприятие;
- дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- снимается эмоциональное напряжение и тревожность.
Правильно говорящий ребёнок – здоровый ребёнок.