Мохова Лариса Александровна
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-дефектолог: Мохова Л. А.
г. Ачинск, КГБОУ «Ачинская школа №3»
Роль учителя-дефектолога образовательного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка школьного возраста. Необходимо сформировать у школьников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий на своих занятиях я применяю следующие виды деятельности:
• Пальчиковая гимнастика
• Физминутки
• Гимнастика для глаз
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
• Релаксация
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой
моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе. Эта деятельность вызывает интерес у детей эмоциональный настрой. Целенаправленная работа по развитию моторики рук напрямую влияет на уровень познавательного и речевого развития ребенка. Эти упражнения подготавливает руку к письму, помогают снять напряжение, развивают ручную умелость.
Физкультминутки
Большое значение в предупреждении утомления детей на занятии принадлежит физкультминуткам. Я стараюсь проводить физкультминутки при первых признаках утомления детей. Комплексы физминуток подбираю согласно теме занятия. Физминутки проводятся игровой форме. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.
Зрительная гимнастика
В связи с тем, что во время занятия у ребенка увеличивается нагрузка на органы зрения, учитель должен предусмотреть зрительную гимнастику, заключающуюся в выполнении простых упражнений, которые помогут снять усталость глаз. Гимнастика для глаз как обязательный элемент коррекционной работы полезна и в целях профилактики нарушений зрения. Ее желательно выполнять в середине занятия. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка. Проводится гимнастика чаще в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность. Гимнастику провожу по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек, интересных развивающих предметов.
Релаксация
Чтобы достигнуть высокой эффективности на занятии, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость. Релаксация – это расслабление после напряженной умственной деятельности. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. На своих занятиях я использую различные виды упражнений для расслабления:разрядку с использованием различного вида движений,дыхательные упражнения, игры в пословицы и поговорки, загадки, музыку.
Таким образом, правильно организованные занятия учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий позволяет сохранить уровень здоровья детей и повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
Список литературы:
1. Антропова, М. В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. – М. : 1974. – 136 с.
2. Калинова, Г. С., Мягкова А. Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников // Человек. Культура. Здоровье. – М. : Генезис, 1997.
3. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – 1–4 классы. – М. : «ВАКО», 2004. – 296 с.
4. Куинджи Н. Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников / Н. Н. Куинджи: методическое пособие. – М. : Аспект Пресс, 2001. – 139 с.
5. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М. :АРКТИ, 2005.
6. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы. – М. : АРКТИ, 2003. – 272 с.
Интернет-ресурсы:
7. 1.http:// nsportal.ru (Здоровьесберегающие технологии Леукина И. А.)