Светлана Жидова
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье в целом во многом зависит от психологического здоровья человека.
“Важнейшим направлением психолого–педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей”.
Конкретными задачами работы в данном направлении являются:
формирование установок на здоровый образ жизни;
развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Именно психогенные нарушения здоровья являются наиболее распространёнными среди школьников и служат в дальнейшем основой развития большого числа разных заболеваний, школьный психолог принимает активное участие в решение проблемы здоровьесбережения детей. Проводятся разные виды работы по сохранению здоровья школьников.
Использование здоровьесберегающих технологий в работе психолога – важный и необходимый способ изучения природы ребёнка, поддержания его психологического здоровья.
Рассмотрим некоторые из них.
Американские психологи Пол и Гейл Деннисоны разработали методику активизации работы мозга через простые движения тела, которая получила название “Гимнастика мозга”.
Выполнение этих упражнений помогает снятию стрессовых состояний, улучшает память, внимание и восприятие, формирует позитивное отношение к учебной деятельности, возвращает уверенность в собственных силах. Учащиеся нашей школы с удовольствием выполняют такие упражнения “Гимнастики мозга”, как “массаж ушных раковин”, “рисование глазами кругов и горизонтальных восьмёрок”, “перекрёстные движения”.
С большим интересом дети выполняют упражнения на реципрокные (разнонаправленные) движения. Это является хорошим тренажёром для гармонизации работы обоих полушарий головного мозга, направлено на повышение способности к произвольному самоконтролю, повышение уверенности ребёнка в себе, его работоспособности.
На индивидуальных занятиях с психологом учащиеся нашей школы учатся рисовать двумя руками одновременно. Данная работа служит хорошим тренажёром для гармонизации работы обоих полушарий головного мозга, направлена на повышение способности к произвольному самоконтролю, повышение уверенности ребёнка в себе, его работоспособности.
Большой популярностью пользуется музыкотерапия- техника, применяемая в работе, использующая музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, проблемах в общении, страхах. Дети любят рисовать, работать с бумагой под тихую инструментальную музыку.
Релаксация- глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы).
Арт терапия- создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;
обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование социально приемлемыми формами — у детей с агрессивными проявлениями ;
оказывается влияние на осознание ребенком своих переживаний;
развитие произвольности и способности к саморегуляции;
уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.
Игротерапия - метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т. п. повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей, обучение воспитанников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.
Самомассаж – это одна из разновидностей массажа, в которой человек, производя давление на определенные участки собственного тела, повышает свой жизненный тонус.
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развития и коррекцию различных сторон психики ребенка.
Дыхательные гимнастики-обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции
Некоторые современные методы и техники снижения психоэмоционального напряжения у детей:
Одной из таких техник является «Фольговый массаж»
Цель данной техники состоит в развитии мелкой моторики у детей, уменьшение напряжения, развитие эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости.
Техника позволяет проработать и активизировать внутренние мышцы ладони у детей; повысить уровень уверенности в себе; развить эмоциональный контакт и физически.
Хорошо зарекомендовал себя метод – нейрографика. В ней используются простые способы рисования, которыми может овладеть каждый желающий в любом возрасте. По мнению разработчика метода, П. Пискарева, наш мир состоит из фигур (круг, треугольник, квадрат) и линий. В данном случае речь идет о нейрографической линии, которая не повторяет себя на каждом участке своего движения.
Нейрографика используется достаточно широко как в качестве метода саморегуляции и релаксации, так и разрешения внутриличностных и межличностных конфликтов.
Метод пластилиновой терапии. Основная цель использования пластилиновой терапии заключается в гармонизации внутреннего состояния человека, восстановлении его способностей находить оптимальное, способствующее продолжению жизни состояние равновесия.
Данный вид терапии относится в арт-терапевтическим методам работы и предусматривает лепку не только с цветным пластилином, но и соленым тестом, глиной и воском. Несмотря, на то, что существует стереотип по поводу использования пластилина со взрослыми, данный метод отлично подходит для всех возрастных групп клиентов. Причем работа с пластилином возможна как индивидуально, так и в парах и группах.
Существует огромное множество психотехник с использованием пластилина, глины, теста: «Самый красивый на свете цветок», «Кувшин и меч», «Пластилиновая композиция», «Тотемный прародитель», «Создание образа своего лица в работе с глиной», «Человечек с характером» и другие.
Работа с пластилином способствует снятию мышечных зажимов, двигательной и эмоциональной развязке, развитию пространственного и творческого воображения, спонтанности в выражении чувств.
Можно сделать вывод, что лепка из пластилина, теста, глины – это простой, но очень мощный метод психотерапии, который позволяет достигать душевного равновесия, разрешать сложные проблемы, находить ответ на интересующий вопрос.
Использование здоровьесберегающих технологий способствует улучшению психоэмоционального самочувствия и здоровья детей, увеличивается познавательная активность, формируются предпосылки развития самосознания и самопонимания, а также дети учатся саморегуляции и использованию своего тела как инструмент взаимодействия с окружающим миром. Участие в занятиях помогает детям эмоционально разрядиться, сбросить зажимы, отыграть глубоко спрятанные в подсознание страх, беспокойство, они становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к миру и людям.