Татьяна Астапова
Конспект ОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы «Защитник Руси — Александр Невский»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная партнерская образовательная деятельность
по нравственно – патриотическому воспитанию
для детей подготовительной к школе группы
на тему: «Защитник Руси - Александр Невский»
Цель: способствование становлению духовно нравственных ориентиров личности дошкольников.
Задачи:
Публикация «Конспект ОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы „Защитник Руси — Александр Невский“» размещена в разделах
- Александр Невский
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Образовательная : познакомить с жизнью и подвигами героя Руси - Александра Невского.
Развивающая : развивать коммуникативные навыки, учить давать нравственную оценку поступкам.
Воспитательная : формирование патриотического отношения к Родине, интереса к ее историческому прошлому и настоящему
Материалы и оборудование:
Словарная работа: Русь, дружина, дружинник, ладья.
Интеграция: познавательное, художественно-эстетическое, речевое, физическое развитие.
Предварительная работа: познакомить с пословицами о дружбе, поговорить о богатырях, об устройстве жизни в древней Руси, познакомить с рекой Невой и городом Новгородом.
Ход:
Вводная часть:
Дети стоят врассыпную.
Воспитатель : Утром солнышко встает (Руки поднять вверх)
Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).
Выхожу из дома я: (Показать на себя).
«Здравствуй улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).
Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).
Отвечаю Травам я (Опустить руки на пол).
Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать
ими).
Дети садятся на стулья перед экраном
2
Воспитатель : Как называется наша с вами Родина? Кто защищает нашу страну? Российская армия.
Дети садятся на стулья перед экраном
Раньше много лет назад нашу страну называли Русь, а людей, которые её защищали дружинниками. Оружие и одежда у них была не такая как сейчас. Посмотрите на экран (Слайд 1 и 2).
Среди защитников Руси было много героев и об одном из них я хочу сегодня вам рассказать. Это Александр Невский (Слайд 3). Жил он много веков назад, когда сражались верхом на лошади, а по воде плавали на судах, которые называли ладьями (Слайд 4 и 5) Звучит негромкая музыка игры на гуслях.
Воспитатель : В семье новгородского русского князя родился мальчик (Слайд 6). Его назвали Александром. В 3 года его посадили на коня и стали обучать воинскому делу (Слайд 7 и 8). В 20 лет Александр самостоятельно стал управлять городом Новгородом (Слайд 9).
Предлагаю занять места за столами.
Предложить детям пройти лабиринт, провести князя Александра в Новгород. См приложение №1
Молодцы, давайте продолжим нашу беседу.
Воспитатель : всегда привлекала Русь захватчиков великими землями и богатствами. В то время на нашу землю нападали со всех сторон враги. Напали и шведы. Они приплыли на огромных ладьях по реке Неве. Князь собрал всю свою дружину и решил дать бой. Перед битвой Александр сказал своей дружине: «Нас немного, а враг силен. Но не в силе Бог, а в
3
правде. Идите за своим князем. С родной земли умри, но не сходи» (Слайд 10). Сражение длилось с рассвета до темноты. Но благодаря умению князя Александра вести бой, русское войско одержало на Неве победу (Слайд 11). Весть об этой победе разнеслась по всей Руси. За эту битву народ назвал
Александра - Невским. Заповедь Александра Невского «С родной земли умри, но не сходи» дошла до наших дней.
Предложить детям сложить ладью из деталей танграма. См приложение №2
Молодцы, давайте продолжим нашу беседу
Воспитатель : Не смогли шведы взять новгородское княжество, тогда немецкие рыцари решили захватить русскую землю. Знал Александр, что прочная броня у рыцарей, и кони закованы в железо. До зубов вооружены воины, как тягаться с таким войском русичам? Была зима и применил князь Александр военную хитрость, заманил немецких рыцарей легкой конницей на Чудское озеро, покрытое льдом. Начал лед ломаться под тяжелыми рыцарями и пошли они ко дну. Ведь у них были тяжелые доспехи. (Слайд 12).И сказал Александр Невский : «Кто с мечем к нам придет, тот от меча и погибнет».
Много подвигов совершил князь Александр. А главное – сохранил нашу Россию! А как на Руси называли действительно сильных людей, защитников земли русской? Правильно богатыри. Я предлагаю вам послушать, стихотворение которое нам подготовил Костя и Дима, а потом сделать разминку для настоящих богатырей :
Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
4
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
Физкультминутка: Дружно встанем – раз, два, три-
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо- оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ёще через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо-
Воспитатель : Скажите, Александр Невский мог добиться победы над врагом один?
Дети: да, ему помогали другие воины. Даже есть такая пословица - один в поле не воин. Ему помогали русские воины, как вы помните, их называли дружинниками. А на что похоже слово дружинник, дружина? Это слово родственное со словом дружба. Не зря существует много русских народных пословиц о дружбе, давайте их вспомним. Я начну, а вы продолжите:
Не имей сто рублей… а имей сто друзей.
Друг познается … в беде.
Человек без друзей — что дерево…. без корней.
Друг за друга стой — и выиграешь…. бой.
5
Крепкую дружбу и топором …. не разрубишь.
Легко друзей найти, да трудно …. сохранить.
Воспитатель : Отгадайте загадки:
Рубашку такую не вяжут, не шьют, её из колечек железных плетут.
(Кольчуга)
Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом.
(Шлем)
Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же…
(Меч)
Воспитатель : Молодцы правильно ответили на загадки, а теперь закрепим ваши знания. Приглашаю подойти Артема, Костю, Диму, Андрея. Их задача надеть костюмы богатырей и взять в руки богатырское оружие.
(Включить запись). Артем прочитает стихотворение:
А и сильные, могучие богатыри
на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням
Землю Русскую,
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!
Заключение.
Наша беседа о русском князе Александре Невском подошла к концу и мы вспомним о том, какой завет оставил он нам: Защищать свою Родину, беречь её. И мы будем защищать слабых, любить свою родную землю, свой народ, свою страну. И если враг решить напасть на нас вспомним его слова: «Кто с мечём к нам придет, тот от меча и погибнет».