Наталия Лукьянова
Занимательные игры с блоками Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
Занимательные игры с блоками Дьенеша
В своей педагогической деятельности я адаптирую и развиваю технологии использования известных российских и зарубежных дидактических средств:развивающие игры Б. Никитина, логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.
Сегодня я хочу поделиться своим опытом по использованию на практике логических блоков Дьенеша.
Публикация «Занимательные игры с блоками Дьенеша» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Для тех,кто не знаком с ними, будет интересно узнать,что Золтан Дьенеш – это знаменитый венгерский математик, психолог и педагог, который изменил стандартное понятие о том, что математика является не интересной наукой и далекой от творчества. Методика Дьенеша помогает детям дошкольного возраста в игровой форме освоить различные математические понятия, а также развить важные для малышей психологические процессы.
Данное учебное пособие рекомендуется использовать с трехлетнего возраста ребенка. Логические блоки знакомят детей с различными цветами, понятием форма и размер. Играя с блоками Дьенеша, у малыша активно развивается логика, внимание, воображение, память и прочие важные психологические процессы. В ходе работы с авторским дидактическим материалом у малышей формируются навыки выполнения различных предметных действий, развивается речь, умения анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать полученную информацию, а также раскрываются творческие способности.
В набор для игры входят 48 логических блоков, которые отличаются формой, цветом, толщиной и размерами.
Блоки Дьенеша представлены в виде основных геометрических фигур: круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, оформленные в желтые, красные и синие цвета.
Геометрические фигуры выполнены в большом и маленьком размере, а также в виде тонких толстых фигур.
Важно, что в наборе не существует геометрических фигур с одинаковыми параметрами.
Перед тем как приступить к игре с блоками советую заранее познакомить малыша с данным дидактическим пособием. Выложите перед крохой набор и предоставьте ему полную свободу действий. Это первичный этап, когда ребенок просто манипулирует предметами: он может перебрать их, потрогать на ощупь, подержать в руках или даже поиграть с ними.
Когда ребенок уже достаточно хорошо познакомился с игрой, ребенку предлагается выполнить небольшие задания. Все задания представляются в игровой форме, то есть ребенку надо решить какую ни будь игровую ситуацию.
Например, игра «Угости мышонка сыром», «Покормите птиц» и т. д. - это для ребенка, а обучающая цель заключается в умении классифицировать предметы по заданному признаку: выбрать из представленного материала только синие фигуры или распределить фигуры по размерам и толщине, по цвету и форме и т. д.
Привожу примеры игр, в которые мы с детьми играем как на занятиях, так и в свободной образовательной деятельности:
1.«Чудесный мешочек»-1
Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадать на ощупь.
Ход игры:
Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные.
2. «Что лишнее?»
Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине.
Ход игры:
Выложить на стол фигуры.
Ребенку нужно догадаться, какая из фигур лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
3. «Чудесный мешочек» -2
Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, их величине и толщине, умение предметы угадать на ощупь.
Ход игры: Все фигурки – блоки складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешочка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
4. «Покорми птичек» или «Найди свое гнездышко».
Цель: умение различать цвет, форму, размер фигур; формировать представление о символическом изображении предметов.
Ход игры:
В гнездах живут птицы, детям надо их покормить.
Детям раздаются блоки (зернышки).
Знаки-символы подсказывают какую птичку дети должны покормить.
5. «Загадайка»
Цель: формировать представление о символическом изображении предметов, развивать внимание, мышление, память.
Ход игры: Перед детьми наборы с блоками Дьенеша. Воспитатель зашифровывает (загадывает) блок с помощью знаков –символов. Дети находят зашифрованную фигуру и показывают, и объясняют свой выбор.
Данная игра пользуется у детей большой популярностью в любом возрасте. Среди старших детей мы устраиваем соревнования на скорость решения данной задачи и как результат- количество угаданных фигур. В зависимости от возраста "Загадайки" усложняются : признаки фигур от 1 до 4, использование символа отрицания.
Продолжение следует.