Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Мастер-класс «Занимательные игры и упражнения для развития nмелкой моторики руки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики для развития детей дошкольного возраста.
2. Систематизировать знания педагогов об использовании игр и упражнений в работе с детьми по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму.
3. Апробировать с педагогами некоторые игры и упражнения по развитию мелкой моторики.
План проведения:
Публикация «Мастер-класс „Занимательные игры и упражнения для развития nмелкой моторики руки“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» февраль 2017
1. Роль мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста.
2. Презентация «Средства развития мелкой моторики».
3. Практическая часть «Волшебный сундучок Карандаша» - занимательные игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук детей.
4. Рефлексия.
Слайд 2
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. В мелкой моторике работают мелкие мышцы пальцев рук.
Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга, его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки, о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в народе так много пословиц и поговорок, связанных с руками.
Предлагаю вам вспомнить их я буду начинать, а вы продолжайте.
«Мастер … на все руки» (как говорят о человеке все умеющем)
«Золотые …руки» (как говорят об умелых руках)
«Положа руку… на сердце» (как говорят, когда просят с казать честно)
«Обеими руками …«за» (как говорят, когда хотят поддержать кого-либо)
«Своя рука… – владыка» (как говорят, когда человек делает все по-своему)
«Чужими руками… жар загребать»
«Руки растут … не оттуда» (как говорят о человеке, который не может что-то сделать)
«Как рукой …. сняло» (как говорят, когда быстро проходит недуг)
«До дома рукой… подать» (как говорят, когда объект находится близко)
«Чужую беду руками … разведу»
«Руки … опускаются» (как говорят, когда человек отказывается присушиваться к здравому смыслу)
Слайд 3
Согласно принципу интеграции образовательных областей, в процессе работы по развитию мелкой моторики идет одновременное решение задач и других образовательных областей, так как в процессе её развития у детей формируются все внимание, память, воображение, речь. Это является предпосылкой для становления всех видов детской деятельности.
Слайд 4
В процессе работы с детьми решались следующие задачи:
• обучающие: формировать графический опыт детей, навыки рисования, приемы работы с бумагой, пластилиновой технике, тактильный опыт детей, устойчивые навыки гигиены предметно-практической и продуктивной деятельности;
• развивающие : развивать слуховые, зрительные, моторные представления, графические навыки, зрительно-двигательную координацию и точность движений, ритмичность и гибкость рук, глазомер, внимание, память, воображение, пространственно-ориентировочные способности;
• воспитательные: воспитывать интерес к изобразительному творчеству, нравственно-волевые качества, усидчивость, добросовестное отношение к работе, уважительное отношение к своему и чужому труду.
Слайд 5
В образовательном процессе всегда принимал участие игровой персонаж Волшебный Карандаш. Он «разговаривал» с ребятами, приводил своих друзей Волшебную Кисточку, Умный Квадрат, Чудо ножницы, Удивительный Фломастер, сказочных героев, приносил сюрпризы, выступал партнером ребенка при выполнении заданий.
Занятия иногда сопровождались презентацией, что повышало эффективность образовательного процесса. В презентацию включались видеосюжеты, отрывки из мультфильмов, клипы, графические игры и задания, графические загадки и др.
Методы и приемы работы по развитию мелкой моторики рук включались в специально организованную деятельность по всем образовательным областям, в индивидуальную работу, во все виды нерегламентированной деятельности, которые планировались согласно возрастным особенностям воспитанников. В целях повышения активности детей в течение дня, эффективности образовательного процесса был составлен план-схема организации нерегламентированной деятельности по развитию мелкой моторики на неделю.
Слайд 6
Задачи учебной программы дошкольного образования по развитию мелкой моторики :
Задачи развития мелкой моторики руки в учебной программе дошкольного образования реализуются в образовательной области «Ребенок и общество» (трудовая деятельность, в образовательной области «Искусство» (рисование, лепка, аппликация, конструирование, а для детей старшего дошкольного возраста и в образовательной области «Обучение грамоте» (письмо, в образовательной области «Искусство» (подготовка руки к письму).
Слайд 7
Средства развития мелкой моторики рук детей.
Слайд 8
Игры с пластилином
Слайд 12
Игры с бумагой
Слайд 17
Игры с природным материалом
Слайд 22
Игры с крупой
Слайд 27
Игры с пуговицами
Слайд 30
Игры с нитками, веревочками, шнурками
Слайд 33
Игры с водой
Слайд 35
Игры со счетными палочками
Слайд 37
Я стараюсь подбирать новые виды игр и упражнений, разнообразить материал. Ими можно заниматься как в детском саду, так и дома. Они не требуют больших материальных затрат.
Для того, чтобы игры и упражнения стали развивающими, интересными для ребят, я придерживаюсь следующих принципов:
• вводить игровые задания поэтапно, с постепенным усложнением;
• обеспечивать преемственность этапов, т. е. каждый следующий этап должен базироваться на уже сформированных навыках;
• работу необходимо проводить регулярно в системе;
• предлагаемые задания должны соответствовать возрасту детей;
• здоровьесберегающий принцип должен обеспечиваться сочетанием статичного и динамичного положений детей, сменой видов детской деятельности.
Сегодня мне хотелось бы поближе познакомить вас с методами развития мелкой моторики, которые полюбились не только мне, но и нашим воспитанникам.
Слайд 39
Практическая часть «Волшебный сундучок Карандаша».
Массаж карандашами поочередно правой и левой руками
Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
Аналогичные упражнения можно выполнять с еловыми шишками, с грецкими орехами, сосновыми шишками, каштанами, косточками абрикоса или персика.
Игра «Веселые прищепки»
Прикреплять прищепки к любым картинкам, добавление недостающих деталей. (Ежику, кактусу – иголки, солнцу – лучи, тучам – дождинки).
Графическая игра «Зашумленные картинки»
Игра «Пальчиковые шаги»
Цель: Развитие мелкой моторики, правильной речи, памяти, внимания, зрительно-пространственного восприятия, подготовка руки к письму.
«Лыжи» Задание: двигаться, делая шаг на каждый слог стиха (поочередно правой и левой руками, затем вместе обеими руками)
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы
Холодной зимы.
Игра «Танграм»
Слайд 54
Пальчиковая игра «Маленькая Катя"
Соревнование «Кто быстрее накрутит нитку на палочку»
Ниткопись – выкладывание ниткой контуры предметов (дорожки, лабиринты)
по предварительно проведённой линии (или без линий – самостоятельно).
Игра «Нарисуй дорожки нитками»
Конструирование из пальцев «Театр в руке»
Игра учит детей элементам пальчиковой гимнастики, развивает речь, воображение, снимает психоэмоциональное напряжение.
Для обучения конструированию из пальцев использую Прием «Пальчиковые загадки»
Скажите, что сегодня пальчики будут загадывать интересные загадки, а ребенок должен отгадывать и повторять за вами.
Когда дети запомнят фигуры, то можно придумать сказку (стихотворение) и показать с помощью фигурок из пальцев. Например: фигура «Очки» :
На основе пальчиковых загадок мы придумываем с детьми «пальчиковые стихи» и читаем их в сопровождении движений пальцев
Например «Стрекоза»
Попрыгунья стрекоза
В чистом домике жила.
В заключении предлагаю калейдоскоп графических игр
(они выполняются на индивидуальных карточках или в тетрадях (в старшем возрасте)
Графические игры и упражнения помогут подготовить руку ребёнку к письму, развить пространственной воображение, научить ребёнка ловкости при обращении с графическим материалом (ручкой, карандашом) и точности в движении руки, что даст возможность заложить правильную основу для формирования правильного письма.
Но надо помнить, что при выполнении графических заданий необходимо следить за положением руки, карандаша, тетради (листа бумаги, обучить ребенка приемам самоконтроля за позой во время письма.
Эти игры и упражнения мы использовали уже в средней группе кроме Графических диктантов.
Как видите, развивать мелкую моторику рук очень просто!
Подведем итог:
Для успешной работы по развитию мелкой моторики, подготовки руки к письму необходимо
1) оснащение образовательной среды группы занимательными играми и упражнениями;
2) включение занимательных игр и упражнений в занятия по всем образовательным областям, во все виды нерегламентированной деятельности;
3) тесное взаимодействие с семьей.
Вывод: развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия позволяет детям:
• овладеть навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения,
• лучше адаптироваться в практической жизни,
• научиться понимать многие явления окружающего мира.
Слайд 82
Информационное обеспечение мастер-класса
Слайд 83
Рефлексия:
• Была ли интересна Вам тема мастер - класса?
• Было ли доступно и понятно для Вас содержание материала?
• Возможно ли применение предложенных игр и упражнений в практике Вашей работы?