Елена Павелина
Консультация «Закаливание детей. Традиционные и нетрадиционные формы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Закаливание детей. Традиционные и нетрадиционные формы»
«Сильный, но не закаленный человек подобен
крепости с толстыми высокими стенами,
в которой забыли поставить ворота»,
— гласит народная мудрость.
Публикация «Консультация „Закаливание детей, Традиционные и нетрадиционные формы“» размещена в разделах
Мы никогда не найдем путь в страну Здоровья, если не будем закалять свой организм. Закаливание - прекрасное и доступное средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Оно является важным звеном в системе физического воспитания детей, обеспечивая тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.
Закаливание ребенка можно начинать с первых недель его жизни и систематически следовать этому в дальнейшем с возрастом ребенка необходимо изменять лишь формы и комплексы закаливающих процедур.
Закаливающие мероприятия начинать предпочтительно в теплое время года; оптимальное тепловое состояние детей; положительная эмоциональная настроенность; возобновление занятий после перерыва только с разрешения врача.
Для того чтобы с наибольшей эффективностью, использовать природные факторы для оздоровления, необходимо придерживаться определенных правил и принципов:
- постепенность увеличения интенсивности закаливающих воздействий,
- их регулярность (или непрерывность,
- обязательный учет индивидуальных особенностей организма,
- соответствие дозировки закаливающих факторов функциональным возможностям организма,
- многофакторность,
- комбинирование общего и местного закаливания.
Противопоказания к закаливанию.
Абсолютных противопоказаний к закаливанию нет. Каждый человек должен закаляться всю жизнь. Важно только правильно дозировать, особенно в начальном периоде, закаливающие процедуры.
Я работаю в первой младшей группе. В своей группе мы используем такие нетрадиционные виды закаливания как, полоскание рта настоями лекарственных трав, закаливание рук (игры с водой в надувном бассейне).
У водных процедур есть одна особенность. Они, как правило, оказывают на человека и механическое воздействие. Более сильное действие по сравнению с воздухом вода оказывает за счет растворенных в ней минеральных солей, газов и жидкостей.
1. Полоскание горла.
К нетрадиционным методам закаливания относится полоскание горла прохладной водой. Как правило, его используют для профилактики заболеваний горла и верхних дыхательных путей. Полоскание горла можно проводить с 2,5—3 лет, предварительно необходимо получить разрешение врача. Начинают полоскать горло водой температурой +40 °С, затем постепенно, каждые 2—3 дня ее снижают на 1 °С и доводят до +18—20 °С. Для большей эффективности закаливания горла мы используем настои лекарственных трав: ромашки, календулы, тысячелистника, шалфея. Можно полоскать горло минеральной водой комнатной температуры.
2. Закаливание рук.
Игры с водой- одни из любимых детских забав и неудивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы,успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка! И уже не важно то, что у вас вокруг лужи.
Рецепторы на руках и ногах одинаковые, но малышам целесообразнее начинать закаливание рук. Закаливание проводится по подгруппам с учетом групп здоровья детей. Начальная температура воды-37-36 С. Постепенно температуру воды снижают на 1 С каждые 2-3 дня, доводя ее до 22 – 20 С. Детей после болезни начинают закалять с начальной температуры.
Предлагаю вам перечень игр с водой, которые мы используем для закаливания рук.
Водопад
Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Подставляйте под струю ладошку ребенка" изучайте падение воды, разбрызгивайте ее. Обратите внимание ребенка, что чем выше водопад, тем громче он шумит».
Вода принимает форму
Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Взрослым стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.
Игра с мылом
Маленький кусок мыла отпускается на дно бассейна. Малыш должен поймать его при помощи резиновых ложек или собственных ладошек.
Тонет - не тонет
Возьмите предметы из разныx материалов: металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага, мочалка. Опуская по очереди различные предметы, ребенок наблюдает, погружаются ли они в воду и что с ними происходит.
Маленький рыбак
Мелкие предметы бросают в бассейн или тазик. Это будут рыбки. Малышу выдается «удочка» - половник с длинной ручкой, которой он будет вылавливать рыбок. Можно также половить рыбок двумя ложками.
Лейся, лейся
Для этой забавы нужна воронка, пластиковый стакан и различные пластиковые емкости с узким горлышком. С помощью стакана малыш наливает воду в бутылки через воронку. Можно просто лить воду через воронку, высоко подняв ее.
Выжми мочалку
Взрослый дает ребенку губку и просит наполнить водой миску, которую он держит в руках. Но сделать это надо только с помощью губки, набирая воду и отжимая потом в миску.
Сквозь сито Пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает. В игре ребенок познает назначение предметов и свойства вещества.
Поиск сокровищ
"Дайте ребенку несколько игрушек, которые он должен рассмотреть и ощупать, а затем опустите их в бассейн. Завяжите малышу глаза и предложите ему отгадать,какую игрушку он нащупал в воде.
Конспект развлечения для детей 2-3 лет.
Тема: «Чудесная водичка».(Использование потешек при проведении закаливания).
1. Шла баба из-за моря,
Несла корзину здоровья,
Тому-сему по-маленьку,
А Вике-всю корзиночку!
Вос-ль:Ребятки,сегодня мы с вами пойдем в гости к водичке. А кто знает,зачем мы пойдем (ручки закалять).Правильно!.Пойдемте к нашему бассейну и позовем водичку.
Дети все вместе:
2. Знаем,знаем,да-да-да
Где ты прячешься вода!
Выходи водица,
Мы пришли резвиться! (дети опускают игрушки в воду и играют с водой)
3. Ай,лады,лады,лады
Не боимся мы воды,
Все мы закаляемся,
Друг другу улыбаемся (давайте улыбнемся друг другу)
4 Вос-ль:.Ребятки,давайте возьмнм в ручки красивые леечки и польем на ладошки.
Лейся на ладошку
По-немножку.
Лейся,лейся,по-смелей
Закаляйся веселей!
5. Вос-ль:Посмотрите кто у нас здесь плавает в водичке. И рыбки,и утята,и лягушата.
Буль,буль,буль карасики.
Руки моем в тазике,
Рядом лягушата,
Рыбки и утята. (дети играют с игрушками)
6. Возьмем мы в руки ложки (детям раздаются ложки)
Польём водой немножко,
И рыбок и утят.
7. А вот кусочек мыла,
Все мыло и мылило,
И норовило быстро от деток убежать (давайте поймаем мыло)
8. Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода,
С Андрюши худоба.
Водичка вниз,
А Андрюшенька вверх! (дети обмывают руки до локтя и показывают как они «растут» вверх)
9. Вос-ль:От водички,от водицы
Всё улыбками искрится (дети достали ручки, стряхивают,улыбаются друг другу)
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы! (обращается внимание детей на фланелеграф)
Дети закаляются,
Солнцу улыбаются.
10. А теперь ребятки давайте скажем водичке спасибо
Дети все вместе:
Чудесная водичка,
Волшебная водичка,
Сегодня закалила ладошки у ребят!
Материал для занятия: бассейн для закаливания, температура воды,соответствующая данному периоду закаливания, игрушки для различных игр с водой.
Оценка эффективности закаливания детей.
Круглогодичное проведение системы закаливающих мероприятий у детей способствует повышению общей неспецифической резистентности детского организма,снижению острой заболеваемости,улучшению нервно-психического развития детей.
Контроль эффективности закаливания осуществляется по следующим показателям:
1. Снижение возбудимости,быстрое засыпание,глубоий сон.
2. Желание детей выполнять закаливающие процедуры,положительный эмоциональный настрой во время их проведения.
3. Совершенствование вегето-сосудистой реакции у детей- повышение кожной температуры кистей рук (теплые руки в течении дня).
4. Динамика заболеваемости у детей :
• Уменьшение числа часто болеющих детей
• Число случаев заболеваний ОРЗ на одного ребенка
• Сокращение длительности одного заболевания (в днях)
• Число дней,пропущенных одним ребенком по болезни за год.
Вывод:Таким образом,используя нетрадиционные формы оздоровления мы добились положительных результатов в работе. Дети,с которыми систематически проводились данные закаливающие процедуры реже болеют,лучше развиваются физически,у них выше жизненный тонус. Все это не только повышает адаптацию детей к внешним условиям, но и закладывает надежный фундамент будущего здоровья детей.