Ольга Пенкина
Этапы творческого акта в изобразительной деятельности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Детское изобразительное творчество - сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение
Важнейшей проблемой в понимании особенностей развития детского творчества является вопрос о «стадиях» его развития. Закономерность в развитии детского изобразительного творчества может быть представлена как ряд последовательно идущих «стадий» или ступеней.
Публикация «Этапы творческого акта в изобразительной деятельности дошкольника» размещена в разделах
Вначале познание окружающего в изобразительной деятельности ребенка не связано с творческими проявлениями и заключается в познании свойств материала, с помощью которого действует ребенок: карандаши и краски оставляют следы на бумаге, глина мягкая, из нее можно лепить.
Для дальнейшей изобразительной деятельности и развития творческих начал этот период играет важную роль, так как ребенок знакомится с тем материалом, с помощью которого он может воплощать свои представления в образах.
Когда он начинает понимать, что оставляемые карандашом следы могут что-то обозначать, и по своему желанию или по предложению взрослого старается нарисовать какой-то предмет, тогда его деятельность приобретает уже изобразительный характер. Наступление изобразительной стадии в развитии детского рисунка происходит к трем с половиной годам и характеризуется появлением сначала "примитивных" людей-головоногов, животных, насекомых, хаотично разбросанных по всему листу. У ребенка есть замысел, цель, которые он стремится осуществить.
Таким образом, первый этап творческого процесса — возникновение замысла — имеется и в деятельности ребенка.
К четырем годам наступает вторая ступень изобразительной стадии : ребенок делает важное мировоззренческое открытие - окружающий мир строго структурирован. В рисунках детей появляется линия земли - черная или коричневая полоса, зеленые травинки, белый снег, на земле в ряд располагаются персонажи рисунка, а над ними - линия неба. На этой ступени детям нравится передавать динамику различных людских и природных состояний: ребенок может нарисовать коричневую землю, а потом закрасить ее белой краской: "Зима наступила". Или изобразить синий овал - "озеро", а потом закрасить его черной краской: "Высохло". Эта ступень продолжается до пяти-шести лет
При этом, если у художника после появления замысла обычно идет длительный период его вынашивания, обдумывания содержания и средств выполнения, то у маленького ребенка этот период чаще всего отсутствует. Чем меньше ребенок, тем быстрее он приступает к выполнению задуманного. Он еще не может предвидеть результат работы и ход ее выполнения.
Предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с процессом выполнения. Поэтому в творчестве детей часты случаи изменения содержания работы в процессе изображения, включения в рисунок не относящихся к образу деталей.
Умение предварительно замысливатьобраз формируется под влиянием взрослых в процессе обучения. В естественном развитии замысла такой этап может не появиться в деятельности дошколь-ника. Внешне наиболее ярко представлен этап одновременного развития и исполнения замысла. В деятельности ребенка есть и этап завершения работы, однако он, как правило, не связан с доработкой образа.
К шести-семи годам у ребенка появляется способность изображать объекты с теми качествами, которые им принадлежат в реальном мире. Старший дошкольник уже способен к некоторым элементампредварительного продумывания и содержания, и средств выполнения. Он уже может самостоятельно решить, что он будет рисовать или лепить по своему выбору или на заданную тему, что в теме является главным, с чего надо начать, как расположить изображаемый предмет.
В процессе работы ребенок реализует этот план, дополняя его в соответствии с содержанием.
Таким образом, в деятельности дошкольника представлены все этапы, но они сокращены по времени, а предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с процессом выполнения.
Этапы развития художественно-творческих способностей.
Независимо от того, какие способности есть у ребенка и когда они проявляются, можно выделить четыре основных этапа, которые будет проходить ребенок на пути от способностей к таланту.
Первый этап - игровой. На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, являясь примером для подражания. Ребенок лишь «играет» со своими способностями, примеряя к себе разные виды занятии и увлечений. Детей может интересовать абсолютно все, или, наоборот, что-то одно, но при столкновении с первыми трудностями первоначальное увлечение может угаснуть. Поэтому девиз родителей на данном этапе : «Спокойствие, неторопливость, рассудительность».
Второй этап - индивидуальность. Этот этап, как правило, приходится на младший школьный возраст, хотя есть дети, способности которых четко проявляются значительно раньше. На этом этапе большую роль играют семейные традиции. Большинство детей школьного возраста поступают в какой-нибудь кружок, секцию или студию, и тогда у ребенка появляются наставники, которые работают с ним уже индивидуально. Если дети вдруг перестают делать заметные успехи, родители считают виновным педагога и пытаются его заменить. Следовательно, на этом этапе индивидуальный наставник играет главную роль. Он даже может подчинить распорядок всей семьи распорядку юного дарования, то есть родители очень тесно взаимодействуют с наставником. На этой стадии ребенок уже обычно проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов.
Третий этап - этап роста. Ребенок нуждается уже в более квалифицированном педагоге, который становится основным судьей его успехов. Родители занимают подчинительную позицию, их роль сводится к моральной и материальной поддержке. На этом этапе для поддержания желания трудиться и достигать результатов, очень важны конкурсы, концерты или соревнования, проходящие вне дома. Родители теперь выступают в роли зрителей.
Четвертый этап - этап мастерства. Этот этап приходится на подростковый возраст. И если ребенок действительно талантлив, то он превосходит своих сверстников, а иногда даже наставников и превращается в настоящего мастера в своей сфере. Подобное случается, конечно, редко, и достигают таких высот единицы. Педагогам и родителям надо быть очень осторожными на этом этапе, чтобы не привести ребенка к «звездной болезни».
Факторы развития художественно-творческих способностей.
Одним из важнейших условий проявления творчества в художественной деятельности является организация интересной содержательной жизни ребенка. Также немаловажное значение имеет организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания.
Используя для развития художественно-творческих способностей детей изобразительное искусство, следует помнить, что оно обладает своим языком, который помогает художнику выразить мысли, чувства, свое отношение к действительности. Язык изобразительного искусства многообразен. Его необходимо знать и воспитателю, так как на занятиях в детском саду происходит активное формирование художественного восприятия. В связи с этим, начиная с младшего дошкольного возраста, воспитатель сначала ставит задачу – формировать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, а затем обращает внимание на то, как художник рассказывает об окружающей действительности, и уже после этого направляет все внимание на средства образной выразительности.
Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку. Важно, всякий раз создавая новую ситуацию, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, умения и навыки, а с другой - искали новые решения и творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радость, удивление, желание созидать и трудиться.
Нетрадиционные техники – вот толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждому ребёнку будет интересно нарисовать пальчиками или ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Но, обучая ребенка рисованию, не следует переусердствовать. Не стоит постоянно заставлять ребенка рисовать. Необходимо создать у него положительную мотивацию к рисованию, желание быть творцом. Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под натиском и насилием. Ведь рисование для ребенка – это радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним все новые и новые горизонты. Обобщая свой опыт работы с детьми в этом направлении, могу с уверенностью сказать, что наиболее интересными формами изобразительной деятельности для детей все же являются нетрадиционные техники рисования. Подобные нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.
Дети должны усвоить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»
Творчество ребёнка – важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания. Ребёнок словно переделывает мир под себя, и помогает сам себе понять и постичь его лучше. Он учится постигать красоту этого мира и научается видеть «белые пятна», которые необходимо заполнить своим творчеством для того, чтобы мир стал немного лучше и красивей.
Для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут.
Показатели развития изобразительной деятельности детей 3-4 лет :
• проявляют эмоциональное отношение к процессу и результату деятельности;
• создают цветовые образы в рисовании красками;
• изображают предметы и явления окружающего, выражает эмоциональное отношение к изображаемому;
• выбирают по своему желанию изобразительные материалы и способы рисования;
• передают в рисовании, лепке, аппликации образ персонажей,
• располагают и наклеивают части предмета, фигуры на цветном фоне в аппликации.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет) :
По психологическим характеристика дети этого возраста отличаются самостоятельностью, активностью, любознательностью, нагляднообразным мышлением, развитой речью. В поведении детей наблюдаются творческие проявления : искренность, непосредственность переживаний, способность вхождения в образ персонажа и в изображаемые обстоятельства. Изобразительная деятельность характеризуется :
1. проявлением заинтересованного отношения к объектам окружающего мира, к процессу и результату деятельности.
2. у детей совершенствуются технические навыки, умения;
3. у детей развивается художественно-образная основа деятельности (если в 3-4 года цвет доминирующее выразительное средство, то в 4-5 лет основой изобразительной деятельности является графический образ, графическая структура (форма – главное выразительное средство).
4. дети с интересом выполняют коллективные работы, которые требуют от них совместных усилий, согласованности действий.
5. для рисунков характерен рентгеновский стиль изображения и прослеживается фризовая композиция.
Художественному творчеству свойственно :
o неоформленность,
o неопределенность характеристик замысла, что позволяет, рассматривать эти проявления как потенциальную возможность развития изобразительного творчества.
Наиболее эффективным направлением в развитии детского изобразительного творчества ученые рассматривают глубокую взаимосвязь учебных и творческих задач в ходе образовательного процесса, их непрерывного сочетание и взаимодействие.
Показатели развития изобразительной деятельности детей 4-5лет :
проявляют интерес к различным видам изобразительного искусства, изобразительной деятельности,
способны создавать в рисунке, лепке, аппликации образы, выражать к ним эмоциональное отношение,
способны при восприятии предметов, явлений окружающего замечать их ритм, форму, расположение в пространстве,
в рисунке, лепке, аппликации передают образ, используя цвет, форму, композицию,
самостоятельно выбирают способы изображения и художественные материалы,
принимают участие в коллективных работах,
проявляют интерес к результатам изобразительного творчества, способны дать элементарную оценку свои работам и сверстников,
владеют основными техническими навыками и умениями.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет) :
В этом возрасте дети рисуют все, что кажется им интересным.
Их графические образы, хотя и схематичны, содержат много деталей.
Предметы, которые они изображают, теперь располагаются не отдельно, а связаны между собой.
Замысел характеризуется устойчивостью: дошкольники знают, что, как и чем собираются изобразить.
Они могут создавать сюжетные изображения, сопровождая их словесными комментариями.
У детей отмечаются возрастные меж половые различия в построении картины мироустройства:
• мальчики больше рисуют транспортные средства, технику. Изображения отличает активность, динамика, определенность формы. В изображении используются острые, мобильные формы;
• девочки больше ориентированы на живую природу, символы красивого (цветы, радуга, дом, предметы интерьера.
Для изображений характерно детализация, статика, упорядоченность; использование стабильных и округлых форм. Все дети предпочитают теплую гамму цветов, особенно желтый. Однако: – в рисунках девочек наблюдается стремление к украшению, декоративности; – у мальчиков – более сдержанная цветовая палитра (преобладание однотонных сочетаний).
Предметная направленность интереса проявляется в увлеченности ребенка определенным видом изобразительной деятельности, тематикой, художественным материалом. Действенность выражается в степени активности в процессе деятельности, когда на фоне эмоционально-положительного отношения к различным видам, проявляется инициатива, активность, самостоятельность в любимом деле. Широта интереса проявляется в разнообразии интересующих ребенка видов изобразительной деятельности, содержания, материалов. По глубине интерес характеризуется творческим отношением к работе, стремлением узнать больше узнать о видах изобразительной деятельности, материалах, тематике, выразительных средствах и устойчивостью.
Показатели развития изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста :
1) эмоционально откликаются на красоту природы;
2) проявляют интерес к декоративно-прикладному искусству;
3) самостоятельно создают индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной деятельности;
4) могут передать сюжетную композицию, используя разные ее варианты (фризовую, линейную, многоплановую) с элементами перспективы;
5) в индивидуальной и коллективной работе могут объединять разные виды изобразительной деятельности;
6) владеют комплексом технических навыков и умений, необходимых для реализации своих замыслов в работе с разными художественными материалами;
7) проявляют индивидуальное творчество в изобразительной деятельности, способны участвовать в коллективных работах;
8) способны давать элементарную эстетическую оценку работам своих сверстников и своей, проявляют личностную позицию в процессе анализа;
9) реализуют свои замыслы, самостоятельно находят различные способы и средства изображения;
10) способны комбинировать материалы для создания художественно образа, предварительно планируют свою деятельность;
11) владеют способами композиционного расположения сюжета на плоскости и в объеме;
12) свободно владеют техниками рисунка, лепки, аппликации.
Модель творческого акта в зрелой художественной деятельности :
1 этап – возникновение идеи.
2 этап – вынашивание замысла, в процессе которого идет разработка содержания, поиск художественной формы.
3 этап – реализация замысла, в ходе которого продолжается работа воображения, представление уточняется, дополняется, обогащается, детализируется.
4 этап – появление художественного образа, окончательная оценка полученного результата и его доработка.
Этапы творческой деятельности дошкольников :
1 этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.
2 этап – процесс создания детьми изображения.
3 этап – анализ результатов.