Легусова Людмила Николаевна
Эстетическое восприятие природы детьми дошкольного возраста
▼ Скачать
«Эстетическое восприятие природы детьми дошкольного возраста»
Природа – это вся вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. Глобальный кризис окружающей среды привёл к тому, что экологические проблемы стали центром внимания научных исследований, общественных организаций и средств массовой информации. Обратимся к словарю: экология (гр. экос) - дом, жилище, родина ; логос – учение. Иначе говоря, экология – наука о Доме – Родине. Насколько это глубже того содержания, которое мы вкладыва-ем в традиционное «экологическое воспитание». Сегодня наш общий Дом в опасности. Остановить опасность, уберечь общий Дом от катастрофы может только человек. И сразу вспоминается избитая, но мудрая фраза «Красота спасёт мир».
Публикация «Эстетическое восприятие природы детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
В связи с актуальностью проблемы тему для своей работы выбрала следующую: «Особенности эстетического восприятия природы детьми дошкольного возраста». Бы-ла поставлена цель: определить основные направления и виды деятельности эффек-тивного формирования эстетического восприятия дошкольника.
Процесс формирования эстетического восприятия детьми дошкольного возраста будет достаточно эффективен, если конкретизировать виды деятельности, сформиро-вать приёмы и использовать специальные задания и упражнения.
Природа – источник эстетического воспитания.
Природа - это всё естественное многообразие окружающего мира. Из всего многообразия проявлений эстетического красота природы наиболее близка и понятна человеку. Ребёнку и взрослому присуще интуитивное стремление к близости с приро-дой, выделение в ней прекрасное, поэтичное. Мы рождены природой, и никогда че-ловек не потеряет связи с ней, вечно изменчивой, вечно угрожающей и дающей убе-жище от любой опасности. Человек, не видящий красоты природы, хуже, чем слепой: у него слепота души. Влияние родной природы каждый из нас в большей или в меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых кон-кретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Ещё в самом раннем своём детстве человечество, познавая мир, воспринимало при-роду и свой нелёгкий труд в природе образно, поэтически. Об этом говорят нам на-скальные рисунки древних, высеченные их руками скульптуры, разнообразные выра-зительные украшения. Эстетическое восприятие природы сказалось и в других творче-ских формах самовыражения человека. Прислушайтесь к песням любого народа: ши-рокие, раздольные, заунывные, буйно-радостные, выражая человеческие настроения, они сплетаются с картинами природы.
Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и обла-ков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красо-той пространства, с тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая чело-века. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий.
Эстетическое восприятие природы.
Во всестороннем гармоническом развитии личности особая роль отводится эсте-тическому воспитанию. Эстетика – наука о природе и закономерностях эстетического освоения действительности, о творчестве по законам красоты.
Это понятие можно описать так: эстетика – наука о природе, живописи, скульптуре, художественном произведении, творчестве, с помощью которых человек вос-принимает, ощущает, чувствует, осмысливает окружающий мир, в зависимости от его образа жизни, потребностей, уровня развития и представлений о красоте.
Стремление к красоте, эстетическая потребность – не врождённое качество. Оно появилось у человека под воздействием окружающей среды. Изменяя окружающий мир, человек менялся сам, развиваясь не только физически, но и духовно. Постепен-но развились и воспитывались его духовные способности и прежде всего эстетическое чувство.
Эстетическое чувство – это способность воспринимать и оценивать окружающий мир с точки зрения красоты и уродства, возвышенного и низменного, трагического и комического, вызывающая в человеке определённое переживание.
Широкие возможности для эстетического развития предоставляет сама природа. Природа – самый древний и обширный источник красоты. Красота в природе сущест-вует независимо от человека, но только человеку дано понимать её совершенство, только для человека она источник творческого вдохновения.
Красота в природе существовало и до человека. Учёные сумели воссоздать облик могучих папортниковых лесов, определить какие цветы росли на земле и какие жи-вотные населяли её десятки миллионов лет назад. Искусству и эстетика и на заре человеческой истории открывали и воспевали красоту природы Земли – родной колы-бели человечества и раскинувшегося вокруг неё космоса. Само слово «космос» у древних греков обозначало два родственных понятия: «мир» и «красота».
Красота природы не оставляет безучастным даже самых маленьких детей. Необхо-димо, чтобы дети научились видеть прекрасное в природе, чтобы в дальнейшей своей жизни они умели воспринимать мир во всей её красоте и всём многообразии. Нужно учить детей видеть, различать и любить красоту родной земли, ведь чувство патриотизма вырастает вместе с восхищением красотой своей Родины.
Живая и неживая природа живёт и развивается по своим сложным законам, которые открываются ребёнку в процессе познания, труда и творчества.
Природа широко отражена в искусстве – краской, словом, мелодией. Она как бы сама открывает перед нами свою красоту. Художники и писатели, изображая природу, учат видеть не только что – то броское, яркое, громадное, величественное, мощное. Они обращают внимание на то, что не очень приметно, буднично, что сопровождает повседневно жизнь и труд человека в природе. Поэтому искусство занимает особое место в эстетическом отношении человека к природе. Искусство учит вглядываться в природу, оно создаёт её образы, но эти уроки ребёнок не всегда может извлечь сам без помощи взрослых. Нужно помочь ему увидеть и понять красоту и выразительность природы, отражённой в искусстве. В каждом человеке с детских лет должно быть воспитано очеловеченное отношение к природе. Если у ребёнка не пробуждена способность чувствовать, переживать красоту и неповторимость каждого явления природы, стремление сохранить её, то он может стать не другом, не защитником природы, а её разрушителем.
Виды деятельности, способствующие развитию эстетического восприятия природы
Эстетическое восприятие природы происходит в различных видах деятельности. Музыкальное искусство помогает детям постичь красоту окружающей природы, способствует обогащению их жизненного опыта, вызывает разнообразные эмоцио-нальные переживания. Развитие у детей способности определять характер музыки, её выразительные образы и особенности позволяет устанавливать взаимосвязь эстети-ческими качествами природы и художественным воплощением её образов в музыке. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту природы. Наблюдая за детьми, замечаешь, что в целом дети способны эмоционально и с большим ин-тересом воспринимать всё, что окружает их в природе, и чаще всего это бывает, когда взрослые специально обращают на это внимание детей. В каждом конкретном случае воспитатель выбирает наиболее подходящую форму работы с детьми. И одной из них является организация наблюдений за природными объектами и явлениями во время прогулок, экскурсий и бесед. У детей накапливаются интересные зрительные и слухо-вые впечатления, которые позволяют им более эмоционально и осознанно восприни-мать музыкальные произведения, в которых переданы образы природы, а также отра-жать эти впечатления в музыкальной деятельности: при исполнении песен, танцев, игр, в творческих импровизациях, игре на музыкальных инструментах. Очень важно для развития чувств научить ребёнка слышать звуки природы. Гуляя с детьми по лесу, по парку, нужно обращать внимание на то, как и что ваш ребёнок слушает. Постепенное, последовательное приобщение ребёнка к миру звуков должно дать ему понимание того, что музыкальные звуки, музыка, с которой его будут знакомить, - это нечто близкое ему, связанное с его окружением, с природой.
Таким образом, через музыкальные произведения дети получают разнообразные впечатления о природе, учатся видеть её красоту, сопоставляя реальные образы с об-разами художественными, дают им оценку.
Детское творчество отражает природу, как на основе непосредственного их воспри-ятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в кото-рых запечетлены живые, неповторимые явления природы. Эстетическое восприятие предполагает наличие широкого круга ассоциаций, возникших на основе опыта. Чем больше ребёнок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его вооб-ражение, без которого немыслима творческая деятельность. Эстетическое восприятие природы в поэтическом описании помогает дошкольнику осмыслить жизненные на-блюдения, побуждает к отображению своих впечатлений в своём творчестве. Живое наблюдение природы подготавливает восприятие её в стихах. При знакомстве с опо-этизированной природой воспитатель должен дать детям возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы. Продолжая опираться на опыт ребёнка, воспита-тель имеет возможность свободно использовать не только иллюстрации к тексту, но и репродукции картин о природе, помогающие осмыслить литературное произведение. В результате целенаправленной работы дети самостоятельно накапливают чувственный опыт, на основе которого составляют несложные поэтические и художественные образы природы. Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ре-бёнка, а выработанное к ним эмоционально-творческое отношение способствует воспитанию лучших человеческих качеств. С детства научившись понимать природу, ценить её красоту, узнавать её в поэтическом описании, ребёнок и в старшем возрасте будет испытывать на себе её благотворное влияние. И так, эстетическое восприятие детьми пейзажной лирики способствует более глубокому познанию реальной действительности, природы, на котором базируется и детское творчество. Отражение поэтических образов в рисунках доступно детям дошкольного возраста, оно имеет большое значение для их эстетического воспитания, для развития творческих спо-собностей.
Прекрасным источником развития творческих способностей детей служит при-родный материал. Работа с природным материалом заключает в себе большие воз-можности сближения ребёнка с родной природой. Увлекательные занятия объединяют взрослых и детей, открывают удивительный мир творчества, дают возможность про-явить фантазию, развить вкус.
Приобщение к миру прекрасного открывает пред детьми богатство и красоту окру-жающей природы, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. Дети по своей природе открыватели мира, их сердце чутко к призыву творить красоту. Они естественны в своём стремлении жить в мире сказок, музыки, поэзии, творчества.