Светлана Гончарук
Cеминар с элементами тренинга по развитию коммуникативных навыков педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Cеминар с элементами тренинга по развитию коммуникативных навыков педагогов ДОУ
Педагоги – психологи
Мурзина О. П.
Гончарук С. Ю.
Цель тренинга : развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
• отработать навыки убеждения
• отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции
• развить умение находить подход к людям
• подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.
Публикация «Cеминар с элементами тренинга по развитию коммуникативных навыков педагогов ДОУ» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
• развитие умения невербального средства общения.
• обучить эффективным способам общения.
Ход тренинга
Ход тренинга.
Вступительная беседа по теме
Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы с вами знаем, что общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение.
Мы предлагаем вам через определенные упражнения и задания овладеть приемами межличностного взаимодействия, осознать себя и особенности своей личности, проявляющиеся в процессе общения. Другими словами, уметь общаться и достойно выходить из сложных ситуаций, не разрушая отношений с окружающими вас людьми.
Метафора общения.
Один человек заблудился в лесу, и хотя он направлялся по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то же место, откуда он начинал.
Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробовать пойти, и человек, усталый и голодный, присел, чтобы обдумать, какую из тропинок теперь выбрать. Когда он размышлял над своим решением, он увидел, как к нему идет другой путешественник. Он крикнул ему: «Вы можете мне помочь? Я заблудился». Тот вздохнул с облегчением: «Я тоже заблудился». Когда они рассказали друг другу о том, что с ними случилось, им стало ясно, что они уже прошли по многим тропинкам. Они могли помочь друг другу избежать неверных тропинок, которыми кто-то из них уже прошел. Скоро они смеялись над своими злоключениями и, забыв об усталости и голоде, вместе шли по лесу.
Ведущий: Жизнь похожа на лес; иногда мы теряемся и не знаем, что делать, но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом, путешествие станет не таким уж плохим и мы будем иногда находить лучшие тропинки, лучшие пути.
«Давайте познакомимся».
Чтобы начать нашу работу, нам необходимо познакомиться получше. Во время знакомства люди обычно называют своё имя. Поэтому давайте поиграем в игру «Имена». Каждому участнику необходимо назвать свое имя и прилагательное – качества, которыми можно описать себя. Прилагательные должны начинаться с той же буквы, что и имя (например, Катя – красивая, креативная).
Упражнение «Карусель»
Упражнение выполняется молча. Ведущий просит участников встать в два концентрических круга лицом друг к другу. Внешний и внутренний круги начинают двигаться в противоположных направлениях и останавливаются по команде ведущего. Оказавшись друг напротив друга, люди образуют пары. Ведущий просит их поздороваться с помощью рук и двигаться дальше. Вновь образуются пары, которые получают задание: поздороваться за руку; положите руки на плечи друг другу, улыбнитесь; обняться; похлопать друг друга по плечу; а теперь сделать комплимент.
Обсуждение:
Какие чувства Вы испытали, когда оказывали друг другу знаки внимания?
Что вы чувствовали, когда знаки внимания оказывали Вам?
Легко ли Вам было реагировать на знаки внимания заданным образом?
Упражнение «Построимся»
Уважаемые коллеги, посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов? Вам необходимо построиться по росту, не разговаривая друг с другом. Можно договариваться, нужно построиться по возрасту. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения
Итог: как было легче? В первый раз без слов или второй?
И действительно, слова, составляют всего лишь 1/6 часть общего объема общения. Невербальное общение: позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса - 5/6 часть. Роль невербального общения огромна и умение его контролировать - один из факторов эффективного общения. Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения).
Упражнение «Узнай меня».
Один человек выходит из помещения, где занимается группа. Участники тренинга отвечают на вопросы ведущего об этом человеке:
__ Какие у него глаза?
__ Что на нем сегодня надето?
__ Какая прическа?
__ Какой рост?
Затем человек возвращается, и все проверяют, правильно ли они отвечали на вопросы.
Задание в подгруппах (3)
Ситуация №1
«Ваш муж много работает, и вы уже несколько лет не отдыхали вместе. Неожиданно в октябре ему предложили отпуск и тур на двоих в Грецию. Но начальник не отпускает вас с работы даже на две недели, т. к. ваши обязанности никто кроме вас, выполнить не может. Ваша задача – убедить начальницу вас отпустить».
Разыгрывание ситуации: один участник играет роль начальницы, другой – сотрудницы.
Ситуация №3
Представьте ситуацию: «Вы встретили не очень близкого знакомого, который располагает временем и имеет желание пообщаться с вами, а вам некогда». Участники группы разыгрывают ситуацию, предлагая вариант выхода из контакта.
Ситуация №2
Группе предлагается разыграть следующую ситуацию «вы купили билет на самолёт Москва-Хабаровск, впереди 7 часов полёта. Спать вы не хотите, интересной книги у вас нет, вы обращаете внимание на соседа и пытаетесь завязать с ним разговор. Как вы поступите, если вашим соседом окажется: женщина, читающий книгу».
Участники группы разыгрывают ситуацию, предлагая вариант входа в контакт.
Упражнение «Подарок»
Цель: развитие навыков невербальной коммуникации
Все участники садятся по кругу.
«Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать («вручить») молча (не вербально, но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча».
Когда все получат подарки (круг замкнется, тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил.
РЕФЛЕКСИЯ.
• что больше всего понравилось
• что легко получалось,
• в чем были трудности,
• что не понравилось
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Клюева Н. В. Психология работы психолога с учителем. : М., 2000.
2. Вачков И. В. Технологии группового тренинга / И. В. Вачков. – М. : Ось-89, 1999. – 153с.
3. Рабочая книга практического психолога / Н. Н. Ежова. – Изд. 4-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2006. – 196 с. : ил. – (Психологический практикум).
4. Пахальян, В. Э. Групповой психологический тренинг / В. Э. Пахальян. – СПб. : Питер, 2006. – 224с.
5. Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н. Ю. Хрящевой.
6. Прутченков, А. С. Социально-психологический тренинг / А. С. Прутченков. – 2-е изд. доп. и перераб. – М. : Эксмо – Пресс, 2001. – 144с.
7. «Ребенок в детском саду» №1 2008г. Стр. 77 – 80. «Развитие коммуникативных умений педагогов ДОУ».