Светлана Гончарук
Семинар с элементами тренинга по формированию толерантности для педагогов ДОУ «Толерантность в повседневной жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар с элементами тренинга по формированию толерантности для педагогов ДОУ :
«Толерантность в повседневной жизни»
педагог-психолог Барашина А. В. ,
педагог-психолог Гончарук С. Ю.
Цель: создание условий для формирования у педагогов навыков толерантного поведения.
Задачи:
Публикация «Семинар с элементами тренинга по формированию толерантности для педагогов ДОУ „Толерантность в повседневной жизни“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
познакомить с понятием “толерантность”; продемонстрировать важность данного качества в повседневной жизни;
показать, что толерантность к себе и толерантность к другим взаимосвязаны;
помочь педагогам внимательно относиться детям, имеющим статус ОВЗ; понимать и принимать их особенности.
Целевая аудитория: педагоги города, работающие с детьми с ОВЗ (воспитатели комбинированных групп, групп общеразвивающей направленности работающих в системе инклюзивного образования).
Необходимое оборудование: бейджи, ручки, стулья по числу участников, 2-3 переносных лёгких стола, изображения различной обуви по числу участников, стакан с водой, соль, перец (красный и черный);плакат со словом «толерантность», написанным вертикально (2 шт., проектор ( на экране: 1 – тема встречи; 2 – структура синквейна, 3 - незаконченные предложения для рефлексии, аудиозапись релаксации, мягкое сердце – игрушка.
Длительность: 1 час.
Дата и время: 16.11.2017 в 13.15.
Ход проведения:
Этап 1. Вводное слово (приветствие, мотивация).
Уважаемые педагоги! Сегодня мы рады приветствовать Вас на тренинге толерантности. Мы не случайно решили назвать его толерантность в повседневной жизни – ведь мы каждый день сталкиваемся с разными людьми, разными мнениями, эмоциями, состояниями. В этом зале собрались особые педагоги – педагоги, работающие с детьми с ОВЗ. Это создаёт ежедневную дополнительную эмоциональную нагрузку. Сегодня мы с Вами постараемся, не только познакомится с понятием толерантности, но и создать позитивный ресурс для доброго общения с окружающими.
Прежде, чем мы начнём, коротко сформулируем правила группы (приложение 1).
Итак начинаем знакомиться! (ведущий предлагает написать на бейдже то имя, которым бы участнику хотелось называться в процессе тренингового занятия).
Этап 2. Разминка.
1) Упражнение «Обмен местами».
1. Группа усаживается в круг, ведущий — в центре.
2. Ведущий спрашивает у любого участника, взглянув ему в глаза: «Мо-жешь ли ты поменяться со мной местами?» Это предложение обязательно принимается.
3. Участник поднимается со своего места, идет навстречу ведущему. Приветственное рукопожатие, представление и какой-нибудь краткий позитивный комментарий, например: «Меня зовут Иван Наймер, мне нравится твоя улыбка».
4. Ведущий занимает освободившийся стул участника, а тот как новый ведущий предлагает другому члену группы поменяться с ним местами. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник хоть один раз не побывает ведущим.
2) Упражнение «Карусель».
Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что.». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном детском саду и т. д. Участники внутреннего круга отвечают : «Мы с тобой отличаемся тем, что.» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т. д. Затем по команде участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
Этап 3. Основная часть.
1) Игра «Ассоциации».
Уважаемые коллеги! У каждой подгруппы на столе находится лист бумаги со словом «ТОЛЕРАНТНОСТЬ». Необходимо напротив каждой буквы написать характеристики человека, который ассоциируется с понятием «толерантности» и начинаются с буквы вертикальной строки ( например: т-терпеливый и т. д.).
Вывод. Понятие «толерантность» имеет много аспектов. Каждое из определений обнаруживает какую-то грань толерантности.
2) Беседа о понятии «толерантность».
Вот вы и дали определения понятию толерантность, но если быть точнее «толерантность» - это способность человека, сообщества, государства уважать мнение других, пусть и радикально отличающееся от своего. Терпимость-это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира»,- говорится в Декларации принципов терпимости, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года. Поэтому 16 ноября отмечается Международный день толерантности.
Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке толерантность –«готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»; во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»;в китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»; в персидском- «терпение, выносливость, готовность к примирению».
В русском языке слово «толерантность» также имеет несколько значений. В. Даль в своем словаре «Толковый словарь живого великорусского языка» уделяет этому понятию целую колонку и трактует слово «терпимый» как терпящий из милосердия или снисхождения.
3) Игра «Походи в моих ботинках».
Участникам раздаются листы бумаги с изображением различной обуви – на обороте предлагается выполнить следующее: «Возьмите лист бумаги и коротко опишите свой обычный день. Напишите, что происходит, когда вы идете на работу, как вы проводите время после, когда вы дома. Еще опишите что-нибудь, что делает вашу жизнь особенно прекрасной, и то, что осложняет ее».
Участники оставляют «свои ботинки» на местах и по хлопку начинают движение по кругу, по сигналу останавливаются и «примеряют чужие ботинки» - читают.
«- Остановитесь сейчас, пожалуйста, у пары чужих ботинок. Выньте листок и прочтите, что другой написал о своей жизни. Теперь снова наденьте свои собственные ботинки и садитесь в круг.
Каждый из нас идет по жизни каким-то своим особенным путем, и часто мы только тогда можем понять, как живет другой, когда "попадаем в его ботинки", то есть, когда представляем себя на его месте».
Анализ упражнения:
— Легко ли тебе было представить, как ты ведешь жизнь другого?
— Узнал ли ты что-то новое для себя?
— Думаешь ли ты, что каким-то людям живется лучше, чем тебе?
— Думаешь ли ты, что тебе живется лучше, чем другим?
Эта игра поможет научится ставить себя на место другого, быть терпимым к нему, открывать в жизненном опыте другого новые для себя перспективы.
4) Упражнение – метафора «Влияние слова на человека».
- Возьмем стакан воды. Представим, что это человеческая душа – чистая, простая, наивная, способная впитывать в себя все и хорошее, и плохое.
Соль – грубые, соленые слова;
Перец – жгучие, обидные слова;
Ком земли – невнимательность, безразличие, игнорирование.
Когда мы это все смешаем – получим состояние человека. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется? А стоит только легонько взболтать – и все поднимется на поверхность. А это стрессы, неврозы.
Обсуждение
– Какие чувства у вас возникли во время этого упражнения-демонстрации?
Вывод. Когда мы с кем-то ссоримся и говорим что-то неприятное, мы оставляем в душе человека негативные следы. И не имеет значения, сколько раз мы потом попросим прощения. Словесные раны причинят такую же боль, как и физические. Поэтому свою терпимость, понимание мы можем проявлять по-разному: спокойно, выдержанно, доброжелательно, то есть толерантно.
5) Релаксация. Звучит аудиозапись.
Этап 4. Заключительный.
1) Синквейн «Ода Толерантности».
Психолог предлагает написать «Оду Толерантности» по следующей схеме (вывести на слайд) :
1 СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
2 ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
3 ГЛАГОЛА
Предложение по теме из 3 слов
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
2) Рефлексия.
Рефлексия проводится по методу незаконченных предложений, которые выведены на экран:
Мне понравилось….
Мне было не понятным….
Возьму с собой домой….
Говоря свои слова, один участник передаёт другому мягкое сердце.
3) Ритуал прощания.
Дорогие друзья, мы благодарим Вас за время, проведенное вместе! Ещё раз поздравляем Вас с Международным Днём Толерантности! До новых встреч!
Литература:
К. Фопель "Сплочённость и толерантность в группе : игры и упражнения", "Триада", г. Томск, 2006 г.