Приложение МААМ

Конспект занятия для педагогов с элементами тренинга «Развитие творческих способностей у педагогов»

Ольга Осинина
Конспект занятия для педагогов с элементами тренинга «Развитие творческих способностей у педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие с элементами тренинга на тему :

«Развитие творческих способностей у педагогов»

Цель: развитие творческих способностей, гармонизация внутреннего состояния у педагогов.

Задачи:

1. Определение черт творческой личности и условий, способствующих проявлению творчества у педагогов.

2. Развитие креативных и коммуникативных способностей участников занятия средствами сказкотерапии, арттерапии.

Публикация «Конспект занятия для педагогов с элементами тренинга „Развитие творческих способностей у педагогов“» размещена в разделах

3. Развитие творческого воображения, любознательности, смелости и гибкости мышления.

4. Создание в группе атмосферы психологического комфорта.

Участники: педагоги ДОУ.

Общее время: 1,5 часа

Материалы: мультимедийный проектор, ноутбук, ватман, краски, фломастеры, карандаши, мелки, журналы с картинками, ножницы, разные виды бумаги, пластилин, бросовый материал, клей, запись спокойной музыки.

Ход:

1. Упражнение-приветствие «Рифмовка» (5-7 минут)

Цель: установление эмоционального контакта среди участников группы, снятие эмоционального напряжения, настрой на предстоящую совместную работу, развитие творческих способностей, беглости мышления, развитие способности находить новые нестандартные (креативные) решения задач.

Участникам предлагается представиться и придумать шуточное двустишье к своему имени. Например, «меня зовут Рита – в огороде все полито».

Рефлексия.

Принятие правил работы на занятии (5 минут)

- действовать по принципу «здесь и теперь»;

- придерживаться принципа добровольной активности;

- позитивно относиться к себе и к другим;

- говорить только от своего имени;

- ценить свое время и каждого;

- придерживаться принципа конфиденциальности.

2. Информационное сообщение (15 минут)

Профессия воспитателя относится к творческим видам деятельности, поскольку профессиональная деятельность любого педагога направлена на воспитание уникальной, неповторимой личности. Воспитатель всегда должен помнить, что не бывает двух одинаковых детей, и к каждому ребенку можно найти свой уникальный творческий подход. Недаром Ш. А. Амонашвили подчеркивает: «Дети страдают от недостатка учительского творчества».

Поэтому очень важно развивать творческие способности в личности воспитателя, чтобы воспитать интересную и разностороннюю личность в ребенке, что актуально в сфере внедрения ФГОС.

3. Упражнение «Мои ожидания» (5-7 минут)

Цель: определить ожидания всех участников от занятия.

Инструкция: закончить предложение «На сегодняшнее занятие я пришла для того, чтобы.»

Рефлексия.

4. Упражнение - ассоциация «Творчество – это (5 минут)

Цель: актуализировать представления участников о понятиях «творчество», «креативность», о необходимости развития творческих способностей у педагогов.

Инструкция: С чем у вас ассоциируется творчество? Назовите первое, что приходит вам на ум, когда вы слышите слово «творчество».

Информационное сообщение (продолжение). Итак, творчество - это практическая или теоретическая деятельность человека, во время которой появляются новые результаты: знания, решения, способы деятельности, материальные ценности. Творческие способности присущи каждому нормальному человеку, но их необходимо развивать. [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов н/Д. : Феникс, 1999. – C.380].

Способностью к творческому мышлению в какой-то мере обладает каждый. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепке, построениях из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневных до научно-технических и т. д.). Тем не менее, не каждого человека мы можем назвать личностью творческой. Реализуют свой творческий потенциал, по данным А. Маслоу, только 1% человечества. Причина – люди не знают своего потенциала.

Креативность (от лат. creatio – «созидание») – это способность человека порождать необычные идеи, оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Креативность является одним из компонентов творческой личности. Людей, обладающих высоким уровнем креативности, называют креативами. Креативность важна в любой сфере деятельности. Нестандартный подход и коммуникативные навыки помогают найти выход из самой сложной ситуации. Убедиться в вышесказанном нам поможет следующее упражнение.

5. Упражнение «Мое видение творческого воспитателя» (10 минут)

Цель: определить качества, характеризующие креативного воспитателя современного дошкольного учреждения.

Инструкция: участники делятся на 3 группы и получают задания:

1 группа: в течение 5 минут для каждой буквы в слове «творчество» подобрать качества, которые, по вашему мнению, характеризуют творческого воспитателя дошкольного учреждения.

2 группа: назвать условия, способствующие развитию творческой личности в условиях ДОУ.

3 группа: назвать условия, мешающие проявлению творчества в ДОУ :

(После выполнения творческого задания один представитель группы зачитывает свою версию).

Т - толерантный, терпеливый…

В -волевой, веселый…

О - оригинальный, оптимистичный, организованный, органический.

Р - решительный, раскованный, реактивный, романтический, разный.

Ч - чуткий, честный, человечный…

Е - естественный…

С - самостоятельный, сознательный, смелый.

Т - тактичный, трудолюбивый.

В - великодушный, выдержанный…

О - общительный, обаятельный…

Рефлексия.

Информационное сообщение (продолжение)

Психологи выделяют следующие качества, свойственные творческой личности :

- оригинальность во всех сферах своей деятельности;

- способность к нестандартному решению вопросов;

- творческая фантазия, развитое воображение;

- специфические личностные качества (смелость, готовность к риску, оптимизм, энтузиазм, уверенность, сообразительность, интуитивное чувство нового и оригинального и др.)

Творческий человек пользуется популярностью, но ему нелегко войти в жизнь социальной группы. Творческая личность только тогда воспринимает общепринятые ценности, когда они совпадают с ее собственными.

Рассмотрим условия, способствующие развитию творческой личности :

- наличие эмоциональной, доброжелательной атмосферы в процессе выполнения любых творческих задач.

- наличие осознанного побуждения к творчеству (желание творить).

- создание творческой атмосферы, здорового морально-психологического климата в коллективе;

- закрепление в коллективе демократического стиля общения, свободы критики, творческих дискуссий;

- наличие свободного времени для самореализации личности воспитателя на досуге, повышение его общей культуры;

- своевременная положительная оценка деятельности воспитателя для развития у него чувства удовлетворения работой.

Условия, мешающие проявлению творчества :

Людям, которые занимаются творчеством, приходится преодолевать много трудностей. Это различные барьеры, что в большей или меньшей степени негативно влияют на творческий процесс.

Специалисты считают, что к внутренним барьерам можно отнести:

— несобранность, лень;

— незаинтересованность в работе;

— болезни;

— нестабильное психическое состояние;

— вредные привычки;

работа без режима;

— неумение организовать свое время;

— негативные качества характера и мышления.

Исследователи называют также внешние барьеры:

- неудобную среду (например, помещение);

-посторонние помехи (шум, жара, холод и т. др.);

- плохой психологический климат в коллективе;

-неадекватная (заниженная) оценка деятельности.

- стереотипы мышления;

- страх ошибиться, стремление не оригинально решить задачу, а получить высокую оценку;

- страх быть в центре внимания, нежелание казаться «белой вороной», экстравагантной.

6. Упражнение «Сказочный вернисаж» (10 минут)

Цель: активизировать образную память и творческое воображение, развивать скорость и гибкость мысли, умение мыслить нестереотипно.

Инструкция: Все мы родом из детства. И всегда с любовью и нежностью вспоминаем сказки, которые слышали дома, в детском саду, в школе. Ведь сказка - не просто самый популярный фольклорный жанр, это волшебный источник, что дает вдохновение каждому творческому человеку.

Каждая группа по очереди вытаскивает из сундучка конверт с описанием знакомой всем сказки. Необходимо прочитать вслух это описание и отгадать, о какой сказке именно идет речь.

1. В какой известной сказке серая неприветливая личность осуществляет коварный план и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все заканчивается хорошо? (Красная шапочка.)

2. Назовите сказку, в которой разные по своему социальному статусу герои занимали по очереди жилье, созданное в необычном архитектурном стиле. И все было бы хорошо, если бы в дом не вернулся его прежний владелец со своим охранником. Вот героям сказки и пришлось покинуть незаконно занятую территорию. (Рукавичка)

3. Назовите сказку, в которой речь идет о спортсмене, который отправляется на соревнования по бегу с препятствиями. Хитрость и выдержка помогли ему очень близко подойти к финишу, однако финал - трагический. (Колобок.)

4. Назовите сказку, в которой главная героиня могла перевоплощаться в разные образы для своего жениха. Однако однажды его безрассудство и импульсивность в поведении привели к долговременной разлуки влюбленных. И, преодолевая различные препятствия, они все же объединяют свои судьбы. (Царевна-лягушка.)

Рефлексия. Легко вам было? Какие ощущения? Почему было трудно?

7. Упражнение «Креативный круг» (10 минут)

Цель: развитие оригинальности, гибкости и скорости мышления.

Слова: обувной шнурок, скрепка для бумаг, зубная щетка, карандаш, спичка, книга, носовой платок, шарф, палка, газета, табуретка.

Инструкция: участники встают в круг и ловя мяч, называют три непривычных способа использования предметов. Например: ручка (делать дырки вместо дырокола, чесать затылок, ручка как указка).

Рефлексия:

Какие ощущения? Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?

О чем заставило задуматься это упражнение?

8. Упражнение «Деление на группы» (с помощью приемов социо-игровой технологии, 5 минут)

Инструкция: запомнить фразу на карточке, закрыть глаза и двигаясь по залу, произносить ее, до тех пор, пока не услышите точно такую же. Прислушиваясь друг к другу, таким образом, участники собираются в группы.

Фразы: «Свет мой, зеркальце, скажи…»; «Там русский дух, там Русью пахнет…»; «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…».

9. Медитация «Сказочный Дворец» (10 минут)

Цель: дать возможность расслабиться и сосредоточиться на своих внутренних ощущениях, помочь обрести уверенность и творческий заряд.

Включается запись спокойной музыки, предлагается занять удобную позу, сидя на стуле.

Инструкция: «Закройте глаза… Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили много стран, познакомились с интересными людьми. И вот однажды вы ехали на через поле. Вокруг летали бабочки, пели птицы. И вот на холме вы увидели Прекрасный Дворец. Что-то внутри подсказало вам, что очень важно именно туда поехать. И вы направились ко Дворцу. Когда вы вошли во Дворец, вы были поражены его красотой. Все здесь было удобно и красиво. И вы поняли, что здесь живет ваше Творчество. Вы идете по Дворцу легкой и уверенной походкой и находите то, что очень важно для вас. Возьмите это с собой, почувствуйте прилив энергии, бодрости. Теперь у вас есть заряд творчества и он останется с вами, когда вы вернетесь назад. А сейчас сделайте глубокий вдох… и выдох. Потихоньку открывайте глаза, возвращайтесь к нам».

10. Создание «Сказочной Страны» (коллаж, работа в группах, 15 минут).

Цель: развитие творческих способностей средствами арт-терапии.

Инструкция: участникам предлагается взять все то хорошее, что они нашли в путешествии и создать в группах Сказочную Страну с помощью предложенных материалов. Время на выполнение работы - 15 минут.

Рефлексия.

Вопросы для обсуждения:

- Какие чувства вы испытывали, когда создавали Страну?

- Было ли сложно включиться в общую деятельность?

- Хочется ли кому-то что-либо изменить? (Сделайте это)

- Удовлетворены ли вы своей работой?

- Желаю Вам запомнить это чувство и вспоминать его при выполнении трудной работы.

Итоговая рефлексия «Озеро эмоций» (5 минут)

Участники получают бумажные макеты цветов.

В центре цветка записывают свои впечатления от работы:

- Как я себя чувствовала в процессе работы

- Что взяла лично для себя, в профессиональную копилку?

- Какие упражнения вызвали больше всего эмоций?

- Ваши пожелания ведущей и участникам.

Лепестки цветов загибаются последовательно. Когда все участники озвучили свои впечатления, цветы аккуратно помещаются в поднос с водой. Все наблюдают, как «расцветают» эмоции и пожелания.

Литература:

1. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб. : Питер, 2009.

2. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов н/Д. : Феникс, 1999.

3. Сакович Н. А. Практика сказкотерапии. – СПб. : Речь, 2006.

4. Тарарина Е. Практикум по арт-терапии: шкатулка мастера. – Науч. -метод. пособие. – Киев, 2016.

5. Шитова Е. В. Практические семинары и тренинги для педагогов. – Волгоград: Учитель, 2015.

6. https://www.psichologvsady.ru

Публикации по теме:

Cеминар с элементами тренинга по развитию коммуникативных навыков педагогов ДОУCеминар с элементами тренинга по развитию коммуникативных навыков педагогов ДОУ Cеминар с элементами тренинга по развитию коммуникативных навыков педагогов ДОУ Педагоги – психологи Мурзина О. П. Гончарук С. Ю. Цель тренинга:.

Конспект консультации с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми» Цель: формировать у педагогов установку на толерантное поведение. Задачи: • Актуализировать представления педагогов, связанные с понятием.

Консультация для педагогов по развитию художественно-творческих способностей в ИЗО у детей раннего возраста Видео Подружись с карандашом!Вы не задумывались, почему все дети рисуют? Почему они начинают делать это раньше, чем говорить? Может быть, потому,.

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей и технических навыков в младшем возрасте» Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей и технических навыков в младшем возрасте» (2015) Формирование творческой личности.

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей старших дошкольников с помощью лэпбука» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 89 г. Челябинска» Консультация для педагогов.

Консультация для родителей и педагогов «Развитие познавательных способностей в игре» Игровая деятельность имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование как средство развития творческих способностей дошкольников» ель мастер класса- Дать участникам мастер класса практические знания, об опытно- экспериментальной деятельности детей и возможности применения.

Практический семинар для педагогов ДОУ с элементами тренинга «Я — педагог!» Практический семинар для педагогов ДОУ с элементами тренинга «Я — педагог!» Подготовила: педагог-психолог Зубова Я. В. 2016г. Участники.

Семинар практикум с элементами тренинга с педагогами «Развитие толерантных навыков педагогов ДОУ» Подготовили: педагоги – психологи Мурзина О. П. педагог - психолог Гончарук С. Ю. Цель: создание условий для формирования у педагогов навыков.

Семинар с элементами тренинга по формированию толерантности для педагогов ДОУ «Толерантность в повседневной жизни»Семинар с элементами тренинга по формированию толерантности для педагогов ДОУ «Толерантность в повседневной жизни» Семинар с элементами тренинга по формированию толерантности для педагогов ДОУ: «Толерантность в повседневной жизни» педагог-психолог Барашина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для педагогов с элементами тренинга «Развитие творческих способностей у педагогов»
Опубликовано: 14 марта 2018 в 23:44
+71Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия для педагогов с элементами тренинга «Развитие творческих способностей у педагогов»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Осинина (УИ 1030280) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД