Ольга Осинина
Конспект занятия для педагогов с элементами тренинга «Развитие творческих способностей у педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие с элементами тренинга на тему :
«Развитие творческих способностей у педагогов»
Цель: развитие творческих способностей, гармонизация внутреннего состояния у педагогов.
Задачи:
1. Определение черт творческой личности и условий, способствующих проявлению творчества у педагогов.
2. Развитие креативных и коммуникативных способностей участников занятия средствами сказкотерапии, арттерапии.
Публикация «Конспект занятия для педагогов с элементами тренинга „Развитие творческих способностей у педагогов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
3. Развитие творческого воображения, любознательности, смелости и гибкости мышления.
4. Создание в группе атмосферы психологического комфорта.
Участники: педагоги ДОУ.
Общее время: 1,5 часа
Материалы: мультимедийный проектор, ноутбук, ватман, краски, фломастеры, карандаши, мелки, журналы с картинками, ножницы, разные виды бумаги, пластилин, бросовый материал, клей, запись спокойной музыки.
Ход:
1. Упражнение-приветствие «Рифмовка» (5-7 минут)
Цель: установление эмоционального контакта среди участников группы, снятие эмоционального напряжения, настрой на предстоящую совместную работу, развитие творческих способностей, беглости мышления, развитие способности находить новые нестандартные (креативные) решения задач.
Участникам предлагается представиться и придумать шуточное двустишье к своему имени. Например, «меня зовут Рита – в огороде все полито».
Рефлексия.
Принятие правил работы на занятии (5 минут)
- действовать по принципу «здесь и теперь»;
- придерживаться принципа добровольной активности;
- позитивно относиться к себе и к другим;
- говорить только от своего имени;
- ценить свое время и каждого;
- придерживаться принципа конфиденциальности.
2. Информационное сообщение (15 минут)
Профессия воспитателя относится к творческим видам деятельности, поскольку профессиональная деятельность любого педагога направлена на воспитание уникальной, неповторимой личности. Воспитатель всегда должен помнить, что не бывает двух одинаковых детей, и к каждому ребенку можно найти свой уникальный творческий подход. Недаром Ш. А. Амонашвили подчеркивает: «Дети страдают от недостатка учительского творчества».
Поэтому очень важно развивать творческие способности в личности воспитателя, чтобы воспитать интересную и разностороннюю личность в ребенке, что актуально в сфере внедрения ФГОС.
3. Упражнение «Мои ожидания» (5-7 минут)
Цель: определить ожидания всех участников от занятия.
Инструкция: закончить предложение «На сегодняшнее занятие я пришла для того, чтобы.»
Рефлексия.
4. Упражнение - ассоциация «Творчество – это.» (5 минут)
Цель: актуализировать представления участников о понятиях «творчество», «креативность», о необходимости развития творческих способностей у педагогов.
Инструкция: С чем у вас ассоциируется творчество? Назовите первое, что приходит вам на ум, когда вы слышите слово «творчество».
Информационное сообщение (продолжение). Итак, творчество - это практическая или теоретическая деятельность человека, во время которой появляются новые результаты: знания, решения, способы деятельности, материальные ценности. Творческие способности присущи каждому нормальному человеку, но их необходимо развивать. [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов н/Д. : Феникс, 1999. – C.380].
Способностью к творческому мышлению в какой-то мере обладает каждый. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепке, построениях из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневных до научно-технических и т. д.). Тем не менее, не каждого человека мы можем назвать личностью творческой. Реализуют свой творческий потенциал, по данным А. Маслоу, только 1% человечества. Причина – люди не знают своего потенциала.
Креативность (от лат. creatio – «созидание») – это способность человека порождать необычные идеи, оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Креативность является одним из компонентов творческой личности. Людей, обладающих высоким уровнем креативности, называют креативами. Креативность важна в любой сфере деятельности. Нестандартный подход и коммуникативные навыки помогают найти выход из самой сложной ситуации. Убедиться в вышесказанном нам поможет следующее упражнение.
5. Упражнение «Мое видение творческого воспитателя» (10 минут)
Цель: определить качества, характеризующие креативного воспитателя современного дошкольного учреждения.
Инструкция: участники делятся на 3 группы и получают задания:
1 группа: в течение 5 минут для каждой буквы в слове «творчество» подобрать качества, которые, по вашему мнению, характеризуют творческого воспитателя дошкольного учреждения.
2 группа: назвать условия, способствующие развитию творческой личности в условиях ДОУ.
3 группа: назвать условия, мешающие проявлению творчества в ДОУ :
(После выполнения творческого задания один представитель группы зачитывает свою версию).
Т - толерантный, терпеливый…
В -волевой, веселый…
О - оригинальный, оптимистичный, организованный, органический.
Р - решительный, раскованный, реактивный, романтический, разный.
Ч - чуткий, честный, человечный…
Е - естественный…
С - самостоятельный, сознательный, смелый.
Т - тактичный, трудолюбивый.
В - великодушный, выдержанный…
О - общительный, обаятельный…
Рефлексия.
Информационное сообщение (продолжение)
Психологи выделяют следующие качества, свойственные творческой личности :
- оригинальность во всех сферах своей деятельности;
- способность к нестандартному решению вопросов;
- творческая фантазия, развитое воображение;
- специфические личностные качества (смелость, готовность к риску, оптимизм, энтузиазм, уверенность, сообразительность, интуитивное чувство нового и оригинального и др.)
Творческий человек пользуется популярностью, но ему нелегко войти в жизнь социальной группы. Творческая личность только тогда воспринимает общепринятые ценности, когда они совпадают с ее собственными.
Рассмотрим условия, способствующие развитию творческой личности :
- наличие эмоциональной, доброжелательной атмосферы в процессе выполнения любых творческих задач.
- наличие осознанного побуждения к творчеству (желание творить).
- создание творческой атмосферы, здорового морально-психологического климата в коллективе;
- закрепление в коллективе демократического стиля общения, свободы критики, творческих дискуссий;
- наличие свободного времени для самореализации личности воспитателя на досуге, повышение его общей культуры;
- своевременная положительная оценка деятельности воспитателя для развития у него чувства удовлетворения работой.
Условия, мешающие проявлению творчества :
Людям, которые занимаются творчеством, приходится преодолевать много трудностей. Это различные барьеры, что в большей или меньшей степени негативно влияют на творческий процесс.
Специалисты считают, что к внутренним барьерам можно отнести:
— несобранность, лень;
— незаинтересованность в работе;
— болезни;
— нестабильное психическое состояние;
— вредные привычки;
— неумение организовать свое время;
— негативные качества характера и мышления.
Исследователи называют также внешние барьеры:
- неудобную среду (например, помещение);
-посторонние помехи (шум, жара, холод и т. др.);
- плохой психологический климат в коллективе;
-неадекватная (заниженная) оценка деятельности.
- стереотипы мышления;
- страх ошибиться, стремление не оригинально решить задачу, а получить высокую оценку;
- страх быть в центре внимания, нежелание казаться «белой вороной», экстравагантной.
6. Упражнение «Сказочный вернисаж» (10 минут)
Цель: активизировать образную память и творческое воображение, развивать скорость и гибкость мысли, умение мыслить нестереотипно.
Инструкция: Все мы родом из детства. И всегда с любовью и нежностью вспоминаем сказки, которые слышали дома, в детском саду, в школе. Ведь сказка - не просто самый популярный фольклорный жанр, это волшебный источник, что дает вдохновение каждому творческому человеку.
Каждая группа по очереди вытаскивает из сундучка конверт с описанием знакомой всем сказки. Необходимо прочитать вслух это описание и отгадать, о какой сказке именно идет речь.
1. В какой известной сказке серая неприветливая личность осуществляет коварный план и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все заканчивается хорошо? (Красная шапочка.)
2. Назовите сказку, в которой разные по своему социальному статусу герои занимали по очереди жилье, созданное в необычном архитектурном стиле. И все было бы хорошо, если бы в дом не вернулся его прежний владелец со своим охранником. Вот героям сказки и пришлось покинуть незаконно занятую территорию. (Рукавичка)
3. Назовите сказку, в которой речь идет о спортсмене, который отправляется на соревнования по бегу с препятствиями. Хитрость и выдержка помогли ему очень близко подойти к финишу, однако финал - трагический. (Колобок.)
4. Назовите сказку, в которой главная героиня могла перевоплощаться в разные образы для своего жениха. Однако однажды его безрассудство и импульсивность в поведении привели к долговременной разлуки влюбленных. И, преодолевая различные препятствия, они все же объединяют свои судьбы. (Царевна-лягушка.)
Рефлексия. Легко вам было? Какие ощущения? Почему было трудно?
7. Упражнение «Креативный круг» (10 минут)
Цель: развитие оригинальности, гибкости и скорости мышления.
Слова: обувной шнурок, скрепка для бумаг, зубная щетка, карандаш, спичка, книга, носовой платок, шарф, палка, газета, табуретка.
Инструкция: участники встают в круг и ловя мяч, называют три непривычных способа использования предметов. Например: ручка (делать дырки вместо дырокола, чесать затылок, ручка как указка).
Рефлексия:
Какие ощущения? Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?
О чем заставило задуматься это упражнение?
8. Упражнение «Деление на группы» (с помощью приемов социо-игровой технологии, 5 минут)
Инструкция: запомнить фразу на карточке, закрыть глаза и двигаясь по залу, произносить ее, до тех пор, пока не услышите точно такую же. Прислушиваясь друг к другу, таким образом, участники собираются в группы.
Фразы: «Свет мой, зеркальце, скажи…»; «Там русский дух, там Русью пахнет…»; «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…».
9. Медитация «Сказочный Дворец» (10 минут)
Цель: дать возможность расслабиться и сосредоточиться на своих внутренних ощущениях, помочь обрести уверенность и творческий заряд.
Включается запись спокойной музыки, предлагается занять удобную позу, сидя на стуле.
Инструкция: «Закройте глаза… Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили много стран, познакомились с интересными людьми. И вот однажды вы ехали на через поле. Вокруг летали бабочки, пели птицы. И вот на холме вы увидели Прекрасный Дворец. Что-то внутри подсказало вам, что очень важно именно туда поехать. И вы направились ко Дворцу. Когда вы вошли во Дворец, вы были поражены его красотой. Все здесь было удобно и красиво. И вы поняли, что здесь живет ваше Творчество. Вы идете по Дворцу легкой и уверенной походкой и находите то, что очень важно для вас. Возьмите это с собой, почувствуйте прилив энергии, бодрости. Теперь у вас есть заряд творчества и он останется с вами, когда вы вернетесь назад. А сейчас сделайте глубокий вдох… и выдох. Потихоньку открывайте глаза, возвращайтесь к нам».
10. Создание «Сказочной Страны» (коллаж, работа в группах, 15 минут).
Цель: развитие творческих способностей средствами арт-терапии.
Инструкция: участникам предлагается взять все то хорошее, что они нашли в путешествии и создать в группах Сказочную Страну с помощью предложенных материалов. Время на выполнение работы - 15 минут.
Рефлексия.
Вопросы для обсуждения:
- Какие чувства вы испытывали, когда создавали Страну?
- Было ли сложно включиться в общую деятельность?
- Хочется ли кому-то что-либо изменить? (Сделайте это)
- Удовлетворены ли вы своей работой?
- Желаю Вам запомнить это чувство и вспоминать его при выполнении трудной работы.
Итоговая рефлексия «Озеро эмоций» (5 минут)
Участники получают бумажные макеты цветов.
В центре цветка записывают свои впечатления от работы:
- Как я себя чувствовала в процессе работы
- Что взяла лично для себя, в профессиональную копилку?
- Какие упражнения вызвали больше всего эмоций?
- Ваши пожелания ведущей и участникам.
Лепестки цветов загибаются последовательно. Когда все участники озвучили свои впечатления, цветы аккуратно помещаются в поднос с водой. Все наблюдают, как «расцветают» эмоции и пожелания.
Литература:
1. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб. : Питер, 2009.
2. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов н/Д. : Феникс, 1999.
3. Сакович Н. А. Практика сказкотерапии. – СПб. : Речь, 2006.
4. Тарарина Е. Практикум по арт-терапии: шкатулка мастера. – Науч. -метод. пособие. – Киев, 2016.
5. Шитова Е. В. Практические семинары и тренинги для педагогов. – Волгоград: Учитель, 2015.
6. https://www.psichologvsady.ru