Анжелла Шепенева
Конспект консультации с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать у педагогов установку на толерантное поведение.
Задачи:
• Актуализировать представления педагогов, связанные с понятием «толерантность»; с характеристиками толерантного и интолерантного человека.
• Учить анализировать ситуацию с позиции другого человека, познакомить участников с вариантами выхода из конфликтных ситуаций.
• Способствовать воспитанию толерантного отношения к себе и другим.
Публикация «Конспект консультации с элементами тренинга для педагогов ДОУ „Толерантность как принцип взаимодействия между людьми“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Конспекты занятий
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
• Развивать рефлексивные способности, умение осознавать свои чувства.
• Способствовать формированию навыков саморегуляции, коммуникативных навыков.
Оборудование: стулья, листы бумаги формата А-4, наборы цветных карандашей по количеству участников, мультимедийная установка, ситуации конфликтов на листах бумаги.
Ход мероприятия.
Участники рассаживаются на стульях, стоящих в кругу. Ведущий сообщает о теме занятия и его цели.
1. Упражнение «Общий ритм»
Цель: повышение сплочённости группы.
Участники сидят в кругу. Ведущий хлопает в ладоши, отбивая определённый ритм. Группа поддерживает заданный ритм:
1. Все вместе;
2. Все, у кого хорошее настроение;
3. Все, кто чувствует усталость;
4. Делая по одному хлопку каждый, но ритмический рисунок не терять.
2. Сообщение психолога «Что такое «толерантность»» (с использованием мультимедийной презентации).
Слайд № 1. Международный день, посвящённый терпимости ( на других официальных языках ООН: англ. International Day for Tolerance, исп. Da Internacional para la Tolerancia) — ежегодно отмечается 16 ноября. Этот Международный день был торжественно провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО. Декларация была утверждена в 1995 году на 28-ой Генеральной конференции ЮНЕСКО (резолюция № 5.61).
Слайд № 2. Под терпимостью (толерантностью) в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность». Декларация рассматривает угрозы человечеству, которые несёт нетерпимость, предлагает методы и программы борьбы с нетерпимостью.
В 1997 году Генеральная Ассамблея ООН (резолюция № A/RES/51/95) также предложила государствам-членам ООН отмечать этот Международный день. Генеральная Ассамблея в этой резолюции ссылается на свои решения о проведении Года Организации Объединённых наций, посвящённого терпимости; ссылается на Устав ООН, в котором устанавливается, что принцип терпимости должен применяться при предотвращении войн; принимает во внимание решение ЮНЕСКО об утверждении Декларации принципов терпимости.
Слайд № 3. В своём послании в 2005 году по случаю Международного дня, посвящённого терпимости, Генеральный секретарь ООН говорит, что борьба с нетерпимостью — это одно из главных направлений деятельности ООН. В условиях роста населения и увеличения миграции во всём мире идёт рост ксенофобии и экстремизма. Терпимость, говорится в послании, означает, что надо знать больше друг о друге, выявлять лучшее в традициях и верованиях друг друга. Нужно уважать друг друга как личностей, самостоятельно определяющих свою самобытность, религиозную и культурную принадлежность, как личностей, понимающих, что мы можем ценить свои особенности, не ненавидя особенности других.
Слайд № 4. У разных народов понятие «толерантность» трактуется по-разному (на слайде).
Примеры определений Содержание понятия «толерантность»
Английское Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь.
Французское Уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов.
Китайское Позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других.
Арабское Прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположение к другим.
Персидское Терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению.
Слайд № 5. В России данное понятие трактуется следующим образом (слайд) : Толерантность – отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.
Толерантность – способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других.
Как вы думаете, насколько важно педагогам ЛОУ обладать толерантностью?
4. Упражнение «Мой рисунок». Каждый участник группы получает лист А-4 и набор карандашей.
Инструкция: Данное упражнение желательно выполнять в тишине. Нарисуйте, пожалуйста, какой- либо сюжет. Ваши изобразительные навыки никто оценивать не будет, но по звонку колокольчика вы должы прекратить рисование. Приступайте (участники начинают рисунок). После звонка колокольчика ведущий продолжает: а теперь каждый из вас передаёт свой рисунок соседу справа. Посмотрите внимательно на рисунок, который у вас в руках. Дорисуйте его. Переговариваться не разрешается. Рисование продолжается до звонка колокольчика. Следующая передача рисунка, и так делее, пока рисунок не вернётся к хозяину.
Посмотрите на свой рисунок. Какие чувства вы испытываете? Что вас огорчило, порадовало? Совпал ли ваш замысел с получившимся рисунком? Совпали ли чувства, отражённые на рисунке с вашими чувствами? Как вы думаете, может ли данное упражнение быть показателем вашей толерантности? Насколько вы готовы принять чужое мнение, быть снисходительным к рисунку других?
5. Слайд № 6. Ведущий: в современной жизни часто так бывет, что человек попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций (обижается, даёт сдачи, находит конструктивное решение). Как вы думаете, можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив других? (ответы).
Слайд № 7. В психологии существует «магическая формула», которая определённым образом влияет на разрешение конфликтов, облегчает выход из конкретной конфликтной ситуации (вы видите её на слайде).
С-Ч-Б-Д
С (ситуация) – начни разговор с конкретного и точного описания ситуации («Когда вы накричали на меня при сотрудниках…»).
Ч (чувства) – вырази чувства, возникшие у тебя («Я почувствовала себя неприятно»).
Б (будущее) – скажи человеку, какбы тебе хотелось, чтобы он поступил («Поэтому в следующий раз высказывайте свои замечания, пожалуйста, не в присутствии сотрудников»).
Д (действие) – скажи, как ты поведёшь себя, если человек прислушается к твоему мнению («Я буду прислушиваться к Вашему мнению»).
6. Упражнение «Магическая формула». Участники разбиваются на пары, получают примеры кнфликтных ситаций, пытаются разрешить её с применением «магической формулы».
Анализ упражнения с опорой на таблицу «Отличительные черты толерантного и интолерантного человека».
Толерантные люди Интолерантные люди
Знание самого себя.
Относится к себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах, в своих достоинствах и недостатках. Замечают у себя только достоинства, обвиняют других.
Защищённость
Толерантный человек уверен в себе; убеждён, что справиться со всем. Это важное условие для формирования толерантной личности. Опасается своего социального окружения, во всем видит угрозу.
Ответственность.
Толерантный человек не перекладывает ответственность с себя на других, сам отвечает за свои поступки. Считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Считает, что он не причиняет зло, а ему вредят.
Потребность в определении.
Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству, сами стремятся крешить свои проблемы.
Отодвигают себя на второй план (только не я)
Способность формировать верные суждения о других людях.
Может правильно оценить себя и других. Оценивает окружающих по своему образу и подобию.
Чувство юмора.
Способен посмеяться над собой. Не обладает чувством юмора.
Авторитаризм.
Предпочитает жить в демократическом, свободном обществе. Предпочитает жить в авторитарном обществе с жёсткой властью.
7. Слайд № 8. Упражнение «Аплодисменты».
Цель: осмысление проделанной работы, повышение самооценки и улучшение настроения участников группы.
Участники сидят в кругу.
Ведущий: на слайде вы видите схему качеств личности толерантного человека. Встаньте те, кто считает, что у него в полной мере развито чувство сострадания (прявляется на слайде). Участники встают. Аплодисменты участникам.
Так же проводится работа со всеми качествами, появляющимися на слайде.
8. Слайд № 9. Шерринг.
• Что вы сейчас чувствуете?
• Какими мыслями Вы хотите поделиться с группой?
• Что показалось Вам наиболее интересным, новым, неожиданным?
• Есть ли вопросы, над которыми Вы хотели бы поработать в плане собственного самообразования?
Кейс № 1 (педагог и родитель).
Конверт для мамы:
Ситуация: У ребёнка (2-3 года) потерялись колготки.
Мама (возмущённо) : Вечно в вашем детском саду вещи теряются.
---
Конверт для педагога :
Ситуация: У ребёнка потерялись колготки.
Задача педагога : донести до мамы, что завтра утренник, а ребёнок нетвёрдо знает стихотворение.
---
Кейс № 2 (методист и педагог).
Конверт для методиста учреждения:
Ситуация: педагог не подготовил сообщение к педсовету.
Методист (возмущённо) : Сколько можно, всякий раз, когда Вам поручается подготовить какое-либо сообщение, вы не готовы!
---
Конверт для педагога :
Ситуация: педагог не подготовил сообщение к педсовету.
Задача педагога : донести до методиста, что он не был готов, так как мало времени на подготовку.
---
Кейс № 3 (заведующий и воспитатель).
Конверт для педагога :
Ситуация: заведующий пришел на занятие, а педагог не в полной мере готов к его проведению.
Педагог (возмущенно) : Почему Вы приходите только ко мне? Я уже устала от Вашего назойливого внимания.
---
Конверт для заведующего:
Ситуация: заведующий пришел на занятие, а педагог не в полной мере готов к его проведению.
Задача заведующего: донести до педагога, что необходимо делать шаги к самообразованию.
---
Кейс № 4 (муж и жена).
Конверт для жены
Ситуация: жена возмущена отсутствием внимания мужа.
Жена (возмущённо) : Ты когда со мной разговаривал последний раз? Такое впечатление, что живу я с рыбой, а не с мужчиной!
---
Конверт для мужа:
Ситуация: жена возмущена отсутствием внимания мужа.
Задача мужа: донести до жены, что он плохо себя чувствует.