Получи документы

Конспект консультации с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми»

Анжелла Шепенева
Конспект консультации с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: формировать у педагогов установку на толерантное поведение.

Задачи:

• Актуализировать представления педагогов, связанные с понятием «толерантность»; с характеристиками толерантного и интолерантного человека.

• Учить анализировать ситуацию с позиции другого человека, познакомить участников с вариантами выхода из конфликтных ситуаций.

• Способствовать воспитанию толерантного отношения к себе и другим.

Публикация «Конспект консультации с элементами тренинга для педагогов ДОУ „Толерантность как принцип взаимодействия между людьми“» размещена в разделах

• Развивать рефлексивные способности, умение осознавать свои чувства.

• Способствовать формированию навыков саморегуляции, коммуникативных навыков.

Оборудование: стулья, листы бумаги формата А-4, наборы цветных карандашей по количеству участников, мультимедийная установка, ситуации конфликтов на листах бумаги.

Ход мероприятия.

Участники рассаживаются на стульях, стоящих в кругу. Ведущий сообщает о теме занятия и его цели.

1. Упражнение «Общий ритм»

Цель: повышение сплочённости группы.

Участники сидят в кругу. Ведущий хлопает в ладоши, отбивая определённый ритм. Группа поддерживает заданный ритм:

1. Все вместе;

2. Все, у кого хорошее настроение;

3. Все, кто чувствует усталость;

4. Делая по одному хлопку каждый, но ритмический рисунок не терять.

2. Сообщение психолога «Что такое «толерантность»» (с использованием мультимедийной презентации).

Слайд № 1. Международный день, посвящённый терпимости ( на других официальных языках ООН: англ. International Day for Tolerance, исп. Da Internacional para la Tolerancia) — ежегодно отмечается 16 ноября. Этот Международный день был торжественно провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО. Декларация была утверждена в 1995 году на 28-ой Генеральной конференции ЮНЕСКО (резолюция № 5.61).

Слайд № 2. Под терпимостью (толерантностью) в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность». Декларация рассматривает угрозы человечеству, которые несёт нетерпимость, предлагает методы и программы борьбы с нетерпимостью.

В 1997 году Генеральная Ассамблея ООН (резолюция № A/RES/51/95) также предложила государствам-членам ООН отмечать этот Международный день. Генеральная Ассамблея в этой резолюции ссылается на свои решения о проведении Года Организации Объединённых наций, посвящённого терпимости; ссылается на Устав ООН, в котором устанавливается, что принцип терпимости должен применяться при предотвращении войн; принимает во внимание решение ЮНЕСКО об утверждении Декларации принципов терпимости.

Слайд № 3. В своём послании в 2005 году по случаю Международного дня, посвящённого терпимости, Генеральный секретарь ООН говорит, что борьба с нетерпимостью — это одно из главных направлений деятельности ООН. В условиях роста населения и увеличения миграции во всём мире идёт рост ксенофобии и экстремизма. Терпимость, говорится в послании, означает, что надо знать больше друг о друге, выявлять лучшее в традициях и верованиях друг друга. Нужно уважать друг друга как личностей, самостоятельно определяющих свою самобытность, религиозную и культурную принадлежность, как личностей, понимающих, что мы можем ценить свои особенности, не ненавидя особенности других.

Слайд № 4. У разных народов понятие «толерантность» трактуется по-разному (на слайде).

Примеры определений Содержание понятия «толерантность»

Английское Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь.

Французское Уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов.

Китайское Позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других.

Арабское Прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположение к другим.

Персидское Терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению.

Слайд № 5. В России данное понятие трактуется следующим образом (слайд) : Толерантность – отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.

Толерантность – способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других.

Как вы думаете, насколько важно педагогам ЛОУ обладать толерантностью?

4. Упражнение «Мой рисунок». Каждый участник группы получает лист А-4 и набор карандашей.

Инструкция: Данное упражнение желательно выполнять в тишине. Нарисуйте, пожалуйста, какой- либо сюжет. Ваши изобразительные навыки никто оценивать не будет, но по звонку колокольчика вы должы прекратить рисование. Приступайте (участники начинают рисунок). После звонка колокольчика ведущий продолжает: а теперь каждый из вас передаёт свой рисунок соседу справа. Посмотрите внимательно на рисунок, который у вас в руках. Дорисуйте его. Переговариваться не разрешается. Рисование продолжается до звонка колокольчика. Следующая передача рисунка, и так делее, пока рисунок не вернётся к хозяину.

Посмотрите на свой рисунок. Какие чувства вы испытываете? Что вас огорчило, порадовало? Совпал ли ваш замысел с получившимся рисунком? Совпали ли чувства, отражённые на рисунке с вашими чувствами? Как вы думаете, может ли данное упражнение быть показателем вашей толерантности? Насколько вы готовы принять чужое мнение, быть снисходительным к рисунку других?

5. Слайд № 6. Ведущий: в современной жизни часто так бывет, что человек попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций (обижается, даёт сдачи, находит конструктивное решение). Как вы думаете, можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив других? (ответы).

Слайд № 7. В психологии существует «магическая формула», которая определённым образом влияет на разрешение конфликтов, облегчает выход из конкретной конфликтной ситуации (вы видите её на слайде).

С-Ч-Б-Д

С (ситуация) – начни разговор с конкретного и точного описания ситуации («Когда вы накричали на меня при сотрудниках…»).

Ч (чувства) – вырази чувства, возникшие у тебя («Я почувствовала себя неприятно»).

Б (будущее) – скажи человеку, какбы тебе хотелось, чтобы он поступил («Поэтому в следующий раз высказывайте свои замечания, пожалуйста, не в присутствии сотрудников»).

Д (действие) – скажи, как ты поведёшь себя, если человек прислушается к твоему мнению («Я буду прислушиваться к Вашему мнению»).

6. Упражнение «Магическая формула». Участники разбиваются на пары, получают примеры кнфликтных ситаций, пытаются разрешить её с применением «магической формулы».

Анализ упражнения с опорой на таблицу «Отличительные черты толерантного и интолерантного человека».

Толерантные люди Интолерантные люди

Знание самого себя.

Относится к себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах, в своих достоинствах и недостатках. Замечают у себя только достоинства, обвиняют других.

Защищённость

Толерантный человек уверен в себе; убеждён, что справиться со всем. Это важное условие для формирования толерантной личности. Опасается своего социального окружения, во всем видит угрозу.

Ответственность.

Толерантный человек не перекладывает ответственность с себя на других, сам отвечает за свои поступки. Считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Считает, что он не причиняет зло, а ему вредят.

Потребность в определении.

Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству, сами стремятся крешить свои проблемы.

Отодвигают себя на второй план (только не я)

Способность формировать верные суждения о других людях.

Может правильно оценить себя и других. Оценивает окружающих по своему образу и подобию.

Чувство юмора.

Способен посмеяться над собой. Не обладает чувством юмора.

Авторитаризм.

Предпочитает жить в демократическом, свободном обществе. Предпочитает жить в авторитарном обществе с жёсткой властью.

7. Слайд № 8. Упражнение «Аплодисменты».

Цель: осмысление проделанной работы, повышение самооценки и улучшение настроения участников группы.

Участники сидят в кругу.

Ведущий: на слайде вы видите схему качеств личности толерантного человека. Встаньте те, кто считает, что у него в полной мере развито чувство сострадания (прявляется на слайде). Участники встают. Аплодисменты участникам.

Так же проводится работа со всеми качествами, появляющимися на слайде.

8. Слайд № 9. Шерринг.

• Что вы сейчас чувствуете?

• Какими мыслями Вы хотите поделиться с группой?

• Что показалось Вам наиболее интересным, новым, неожиданным?

• Есть ли вопросы, над которыми Вы хотели бы поработать в плане собственного самообразования?

Кейс № 1 (педагог и родитель).

Конверт для мамы:

Ситуация: У ребёнка (2-3 года) потерялись колготки.

Мама (возмущённо) : Вечно в вашем детском саду вещи теряются.

---

Конверт для педагога :

Ситуация: У ребёнка потерялись колготки.

Задача педагога : донести до мамы, что завтра утренник, а ребёнок нетвёрдо знает стихотворение.

---

Кейс № 2 (методист и педагог).

Конверт для методиста учреждения:

Ситуация: педагог не подготовил сообщение к педсовету.

Методист (возмущённо) : Сколько можно, всякий раз, когда Вам поручается подготовить какое-либо сообщение, вы не готовы!

---

Конверт для педагога :

Ситуация: педагог не подготовил сообщение к педсовету.

Задача педагога : донести до методиста, что он не был готов, так как мало времени на подготовку.

---

Кейс № 3 (заведующий и воспитатель).

Конверт для педагога :

Ситуация: заведующий пришел на занятие, а педагог не в полной мере готов к его проведению.

Педагог (возмущенно) : Почему Вы приходите только ко мне? Я уже устала от Вашего назойливого внимания.

---

Конверт для заведующего:

Ситуация: заведующий пришел на занятие, а педагог не в полной мере готов к его проведению.

Задача заведующего: донести до педагога, что необходимо делать шаги к самообразованию.

---

Кейс № 4 (муж и жена).

Конверт для жены

Ситуация: жена возмущена отсутствием внимания мужа.

Жена (возмущённо) : Ты когда со мной разговаривал последний раз? Такое впечатление, что живу я с рыбой, а не с мужчиной!

---

Конверт для мужа:

Ситуация: жена возмущена отсутствием внимания мужа.

Задача мужа: донести до жены, что он плохо себя чувствует.

Публикации по теме:

Буклеты как способ взаимодействия педагогов, специалистов ДОУ и родителей воспитанников Хочу поделиться опытом работы по взаимодействию с педагогами, специалистами ДОУ и родителями воспитанников. Когда я стала работать старшим.

Cеминар с элементами тренинга по развитию коммуникативных навыков педагогов ДОУCеминар с элементами тренинга по развитию коммуникативных навыков педагогов ДОУ Cеминар с элементами тренинга по развитию коммуникативных навыков педагогов ДОУ Педагоги – психологи Мурзина О. П. Гончарук С. Ю. Цель тренинга:.

Конспект консультации для педагогов «Как правильно провести мастер-класс» (Слайд 2) Мастер-класс – это открытая педагогическая система, с помощью которой педагоги передают коллегам новые возможности педагогической.

Консультации для педагогов ДОУ. Как воспитать маленького патриота? Консультации для педагогов ДОУ. Как воспитать маленького патриота? Наверное, каждый человек слышал такое слово как «патриотизм». Однако.

Консультация для педагогов «Активные формы взаимодействия воспитателей ДОУ с родителями» Выступление на педагогическом совете Консультация: «Активные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и родителей» Воспитатель: Я. Н. Каткова.

Консультация для педагогов «Что такое толерантность?» Консультация для педагогов «Что такое толерантность?» Подготовила воспитатель :Ищенко Л. А. Санкт-Петербург 2017г. Сегодня мы часто слышим.

Практический семинар для педагогов ДОУ с элементами тренинга «Я — педагог!» Практический семинар для педагогов ДОУ с элементами тренинга «Я — педагог!» Подготовила: педагог-психолог Зубова Я. В. 2016г. Участники.

Семинар-практикум для педагогов «Мостик понимания между родителями и ДОУ» 26.02.2016 г. Семинар - практикум для педагогов «Мостик понимания между родителями и ДОУ» Цель: повышение уровня профессионального мастерства.

Семинар с элементами тренинга по формированию толерантности для педагогов ДОУ «Толерантность в повседневной жизни»Семинар с элементами тренинга по формированию толерантности для педагогов ДОУ «Толерантность в повседневной жизни» Семинар с элементами тренинга по формированию толерантности для педагогов ДОУ: «Толерантность в повседневной жизни» педагог-психолог Барашина.

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Отпустите меня в Гималаи»: Как дожить до отпуска Цель: Снижение психоэмоционального напряжения педагогов. Ход мероприятия: Ритуал приветствия Игра «Круг друзей» Все поют: «Что мне снег,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект консультации с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми»
Опубликовано: 9 января 2018 в 15:22
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект консультации с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми»» (включая файлы) размещена пользователем Анжелла Шепенева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД