Ялла Шапошникова
Эмоциональное благополучие дошкольника — помощь тревожным детям, профилактика детских страхов
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для родителейБоремся с детскими страхами. Начните с себя:
Позаботьтесь о мире и счастье в вашей семье. Счастлив тот, кто счастлив у себя дома!
Проработайте собственные страхи. Обнаружена зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. Обычно страхи, которые испытывают дети, были присущи родителям в детстве или проявляются сейчас. Непроизвольная передача страхов ребенку чаще происходит от мамы в общении, когда она выражает повышенное беспокойство по поводу реальных и воображаемых опасностей (без особой нужды пичкает таблетками, пугается при любой царапинке, муссирует темы страхов при ребенке).
Публикация «Эмоциональное благополучие дошкольника — помощь тревожным детям, профилактика детских страхов» размещена в разделах
Выражайте свои чувства. Причиной детских страхов может стать сдержанность родителей в выражении чувств, при наличии общей тревожности. Например, недостаток тепла в отношениях, эмоциональном непринятии ребенка (нежеланный, или пол не тот, или характер, или способности не соответствуют ожиданиям родителей.
Будьте добрее. Излишняя строгость и множественные жесткие запеты родителей также способствуют появлению страхов. Чем больше мать запрещает дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов.
Будьте последовательны. Попустительство и вседозволенность для ребенка тоже вредны, особенно со стороны родителя другого пола, т. е. страхов больше, если мать идет во всем навстречу сыну, а отец – дочери.
Будьте осторожны при формировании пищевого поведения ребенка. Помните, что кормить ребенка насильно нельзя.
Релаксационные упражнения
«Ковёр-самолет»
Исходная позиция – лёжа на спине. Педагог: «Мы ложимся на волшебный ковёр-самолет, закрываем глаза. Он плавно и медленно поднимается, несёт нас по небу, тихонько покачивая. Ветерок нежно обдувает наши тела, все отдыхают. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озёра.
Постепенно ковёр-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза). Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся».
«Пляж».
Исходное положение – лёжа на спине, глаза закрыты. Педагог: «Представьте, что мы лежим на тёплом песке. Ласковое солнышко согревает нас. Веет лёгкий ветерок. Мы отдыхаем, слушаем шум прибоя, голоса чаек. Прислушайтесь к своему телу. Вам удобно лежать? Измените свою позу так, чтобы было максимально удобно, чтобы почувствовать, как расслабилось тело. А теперь можно потянуться, сделать глубокий вдох и выдох, открыть глаза, медленно и аккуратно сесть».
«Росток»
Исходное положение –сидя на корточках в кругу, нагнув голову к коленям и обхватив их руками. Педагог: «Представьте, что каждый из вас – маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растёте, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти».
В начале освоения упражнения на каждый счёт педагог называет часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной расслабленности других частей тела: «раз» – медленно выпрямить ноги; «два» – продолжать выпрямлять ноги и постепенно расслаблять руки; «три» – постепенно выпрямлять спину; «четыре» – распрямить плечи и поднять голову; «пять» – поднять руки вверх, посмотреть на них – «тянуться к солнцу».
Игры, направленные на снятие мышечного напряжения
«Надувной медвежонок»
Дети разбиваются на пары: один – надувной медвежонок, другой качает насос. Медвежонок стоит на полусогнутых ногах, руки и шея расслаблены. корпус несколько наклонён вперёд, голова опущена (сдутый).
Товарищ, который качает насос, начинает надувать медвежонка, сопровождая движение рук звуком «с».
С каждой подачей воздуха медвежонок начинает надуваться: постепенно выпрямляет ноги в коленях, выпрямляет туловище, поднимает голову, надувает щёки и отводит руки от туловища.
Насос перестаёт работать. Товарищ выдёргивает из медвежонка шланг и произносит звук «ш». Тело медвежонка сдувается.
Играющие меняются ролями.
«Что тебе нарисовать?»
Дети разбиваются на пары. Один спрашивает другого: «Что ты хочешь, чтобы я тебе нарисовал на спине – цифру, букву или фигуру? Какую?» И мягким прикосновением пальцев изображает то, что заказано. Потом «аккуратно стирает» нарисованное, как «лисичка хвостиком».
Играющие меняются ролями.
«Скульптура»
Дети разбиваются на пары: один из них – скульптор, другой – глина, будущая скульптура. По заданию взрослого скульптор лепит из «глины» скульптуру: ребёнка, который ничего не боится; ребёнка, который всем доволен; ребёнка, который выполнил сложное задание, и т. д. Тему скульптуры может предлагать взрослый, а могут выбирать сами дети. Затем пары меняются ролями.
После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора и скульптуры, какую фигуру понравилось было изображать, какую нет.
Игры, способствующие созданию доверительной атмосферы в группе«Передай клубочек»
Дети стоят в кругу, передают друг другу клубочек и говорят комплименты тому ребёнку, которому клубочек попадает.
«Ветер дует»
Со слов «Ветер дует на.» воспитатель начинает игру. Чтобы дети больше узнали друг о друге, произносимые фразы могут быть следующими: «Ветер дует на того, кто любит сладкое» (все сластёны собираются в одну кучку); «Ветер дует на того, у кого есть сестра». И. т. д.
«Доброе животное»
Дети встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию и дыханию соседей. «А теперь подышим вместе: вдох –шаг вперёд, выдох – шаг назад» (несколько раз.
«Танцы»
«В танце очень важно чувствовать партнёра, полностью доверять ему. Разбейтесь на пары. Один из вас закроет глаза повязкой и будет танцевать «не глядя». Возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под медленную музыку (1 – 2 мин). Поменяйтесь ролями, помогите партнёру закрыть глаза повязкой» и потанцуйте.
В качестве подготовительного этапа можно «потанцевать», сидя на стульях или на полу напротив друг друга и взявшись за руки. Если кто-то из едтей не хочет закрывать глаза и при этом двигаться, можно разрешить подглядывать, а потом спросить: «Кто подглядывал чуть-чуть, кто больше, а кому удалось подглядеть только разочек?»
«Щепки на реке» (К. Фопель)
Участники встают в два ряда, один напротив другого, – это берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки ребёнка. Другая часть участников – щепки – поплывут по реке. Каждая щепка сама решает, как ей плыть: быстро или медленно. прямо или крутиться, останавливаться и поворачивать назад. Берега помогают щепке руками, ласковыми прикосновениями.
Когда первая щепка проплывёт весь путь, она становится частью берега и встаёт рядом с другими. В это время следующая щепка начинает свой путь.
Упражнение можно проводить как с открытыми, так и с закрытыми глазами (по желанию детей).
Обсуждение. Участники-щепки делятся своими ощущениями, возникшими у них во время «плавания», описывают, что они чувствовали, когда к ним прикасались ласковые руки, что помогало им чувствовать себя уверенно во время выполнения задания.
Игры, которые помогают развить уверенность в себе. «На палубе»
Роли: ведущий, капитан и его команда и волны. О ролях можно договариваться перед игрой, можно использовать жребий
Воспитатель: «Представьте себе, что мы на корабле. При словах ведущего: «Солнце!», волны будут медленно и тихо «омывать корабль» - ходить вокруг команды корабля, а капитан и его команда будут выполнять обычные дела на корабле (смотреть в бинокль, драить палубу, изучать карту и так далее, а при словах «Буря!», волны начинают создавать шум, наступают на корабль все ближе (можно топать, шипеть, пугать, а капитан и его команда должны перекричать бурю: «Я бури не боюсь!».
«Зайки и слоники» (Лютова Е. К., Монина Г. Б.)
Педагог: «Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?».
«А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра».
После проведения упражнения с детьми можно обсудить кем им больше понравилось быть и почему.
«Театр масок» (Лютова Е. К., Монина Г. Б.)
«Ребята! Мы с вами посетим театр. Вы все будете артистами, а я - фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица различных героев. Например: покажите, как выглядит злая Баба Яга». Дети с помощью мимики и несложных жестов или только с помощью мимики изображают Бабу Ягу. «Хорошо! Здорово! А теперь замрите, фотографирую. Молодцы! Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят.
А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки "Красная шапочка", когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком". Дети могут широко раскрыть глаза, поднять брови, приоткрыть рот. "Замрите! Спасибо!»
Ритмическая игра «Мы охотимся на льва»
Мы охотимся на льва.
Не боимся мы его. (Хлопаем по коленям)
У нас длинное ружье (разводим руки в стороны как можно дальше)
И подзорная труба. (делаем трубу из ладошек и приставляем к глазам)
Что там видно впереди? (делаем из ладони козырек над глазами)
Это темный лес! (закрываем глаза ладонями и открываем)
Над ним не пролететь (делаем движение от себя вверх)
Под ним не проползти (движение от себя вперед и вниз)
Его не обойти (движение рукой в сторону)
Дорога напрямик. Топ-топ-топ (топаем ногами)
Что там видно впереди? (делаем из ладони козырек над глазами)
Это болото!
Над ним не пролететь (делаем движение от себя вверх)
Под ним не проползти (движение от себя вперед и вниз)
Его не обойти (движение рукой в сторону)
Дорога напрямик. Чав-чав-чав. (с усилием поднимаем ноги)
Что там видно впереди? (делаем из ладони козырек над глазами)
Это море!
Над ним не пролететь (делаем движение от себя вверх)
Под ним не проползти (движение от себя вперед и вниз)
Его не обойти (движение рукой в сторону)
Дорога напрямик. Буль-буль-буль (движение руками «плывем»)
Что там видно впереди? (делаем из ладони козырек над глазами)
Это поле!
Над ним не пролететь (делаем движение от себя вверх)
Под ним не проползти (движение от себя вперед и вниз)
Его не обойти (движение рукой в сторону)
Дорога напрямик. Шур-шур-шур. (идем размахивая руками)
Ой, кто это здесь лежит? Давайте его потрогаем. («трогаем льва»)
«Да это же лев! Ой, мамочки!» – испугались его и побежали домой. (быстростучим по коленкам ладошками)
По полю: шур-шур-шур. (размахиваем руками)
По морю: буль-буль-буль. (движение руками «плывем»)
По болоту: чав-чав-чав. (с усилием поднимаем ноги)
По лесу: топ-топ-топ. (топаем ногами)
Прибежали домой.
Дверь закрыли.
Ух! (на выдохе) Устали.
Молодцы!