Папки-передвижки

Практикум «Эмоциональное благополучие для ребенка в ДОУ»

Ася Федорова
Практикум «Эмоциональное благополучие для ребенка в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем практикуме. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе.

А начнем мы с короткой притчи (психологический настрой) :

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел проверить действительно ли мудрец знает все. Он поймал бабочку. Зажав в ладонях бабочку, спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Публикация «Практикум „Эмоциональное благополучие для ребенка в ДОУ“» размещена в разделах

Вот так и в наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя спокойно, тепло и уютно, комфортно.

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?

-Давайте придумаем слова к каждой букве данного слова:

К – красота

О – образование

М – мастерство

Ф – фантазия

О – отдых

Р – радость

Т – творчество

Детство – это не только светлый и радостный промежуток времени, состояние беззаботности, но и нехватка общения, неуверенности в себе, недостаток любви и понимания.

Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать психологическую нагрузку. Для ребенка нет ничего важнее психологического, эмоционального благополучия – без него не сложится нормальная личность.

Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение со сверстниками, инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.

Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, плаксив смущается при обращении к нему взрослых и детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, видно, что ходит в детский сад без желания, по необходимости.

Для эмоционального благополучия ребенка в Доу не маловажное значение имеет:

1. Предметно-развивающая среда, которая служит интересом и потребностям каждого ребенка. Цветовое решение в группе должно быть спокойным для восприятия, но не однообразным. Уголок психорелаксации. «Дерево эмоций» или «уголок настроения», на котором ребенок, приходя утром, размещает цветную карточку в соответствии с настроением. В течение дня по своему желанию он может вносить изменения. Для эмоциональной разрядки подходит «уголок уединения» с мягкой мебелью или модулями с подобранными для данного возраста книгами, журналами, иллюстрациями, интересными настольными играми и игрушками.

Упражнение «Мусорное ведро».

Педагог ставит на середину группы небольшое ведерко и предлагает детям порассуждать, зачем человеку нужно мусорное ведро и почему необходимо постоянно освобождать его от мусора. Потом детям предлагается представить себе жизнь без мусорного ведра, когда мусор по- степенно наполняет комнаты, становится тяжело дышать, невозможно передвигаться, люди начинают болеть. Но ведь так же и с чувствами — у каждого из нас скапливаются чувства, часто ненужные и бесполезные. И некоторые любят копить свои чувства, например, обиды или же страхи. Далее детям предлагается выбросить старые ненужные обиду, гнев, страх в мусорное ведро. Для этого дети на листочках записывают чувства, от которых они хотят избавиться, например: «Я обижаюсь на.», «Я злюсь на.», «Я боюсь.», затем сворачивают их комочками, выбрасывают в мусорное ведро, а дежурный выносит это ведро в мусорный ящик. Это упражнение необходимо повторить несколько раз с небольшим интервалом.

Музыкальный фон в группе создает и соответствующая музыка – не только привычные детские песенки, но и классические произведения, народная музыка. Педагог включает музыку и дает детям различные задания:

Сейчас мы танцуем, потому что нам очень весело.

А сейчас мы танцуем так, как будто грустим.

А теперь мы на что-то сильно рассердились, злимся, топаем ногами и машем руками.

Но вот наша злость прошла, и мы танцуем радостно.

Наблюдая за тем, как дети танцуют, можно получить богатую информацию об их внутреннем мире.

Упражнение «Музыка и эмоции».

Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.

2. Эмоциональное самочувствие ребенка во многом зависит от его отношений со сверстниками.

Игра Атомы-молекулы.

Участники бродят «в хаотичном броуновском движении». Каждый из них - атом. Педагог объявляет, в молекулу из какого количества атомов они должны построиться.

Следующее задание Вам предлагается раскраска «Морская сказка». И вы, одновременно работая над своей картинкой, через 5 минут превратите её в разноцветную. Необходимое условие: раскрашивать, не дожидаясь окончания работы другим, т. е. все вместе превращаем картинку в волшебное царство.

Доброжелательные отношения между сверстниками создают положительный эмоциональный климат в группе; Положительные взаимоотношения со сверстниками формируют у ребенка доброту, отзывчивость, искренность, правдивость; конфликтные - отчужденность, грубость, скрытность, элементы агрессии.

Это, еще одна причина почему некоторые дети не хотят ходить в детский сад. Это такие дети, которые не смогли наладить свои взаимоотношения с другими детьми дома они чувствуют себя спокойнее, увереннее и комфортнее. Педагог должен своевременно обращать внимание на формирование микроклимата в группе, не выделять детей, вырабатывать у них доброе и уважительное отношение к сверстникам.

3. Важным и необходимым условием является стиль общения воспитателя с ребенком, принятие его особенностей, характер дистанции между воспитателем и ребенком. Ребенок с радостью идет в детский сад, где его ждут, радуются успехом, помогают преодолевать трудности. Воспитатель в общении с ребенком – не над, а рядом, вместе, глаза в глаза. Это демократический стиль общения. Педагог с таким стилем общения способен развивать в детях инициативу, общительность, самостоятельность.

Например в случае если педагог доминирует над детьми, ожидает беспрекословного послушания и повиновения, а желание детей для него мало, что значит, разве может идти речь об эмоциональном благополучии. Такой стиль общения приведет к внутреннему дискомфорту. И как результат нежелание посещать детский сад и нарушение социальных контактов.

Ну и третий стиль общения либеральный или попустительский.

В общении и взаимодействии с детьми педагогам желательно следовать правилу трех П:

Понимание – умение увидеть ребенка изнутри, смотреть на мир одновременно с двух точек зрения – своей собственной и ребенка.

Принятие – безусловное положительное отношение к ребенку и его индивидуальности. Независимо от того радует он в данный момент или нет.

Признание – это прежде всего право ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение что выбирает именно он.

4. Психологический климат в семье. Уверенность в том, что его любят, о нем заботятся- важная составляющая его эмоционального развития. Заботящийся о своем ребенке родитель всегда обратит внимание на его успехи и неудачи.

10 заповедей родителей:

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.

Помните, что ребенку нужна забота, ласка, понимание, а не порицание и ваша усталость после трудового дня!

Каким же должен быть современный педагог? Этот тип принято называть «Мери Попинс». Это весьма образованная особа, замечательно рассказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точно представляющая, как следует себя вести в разных ситуациях (как в сказочных, так и в реальных).

Ну и закончить сегодня я тоже хотела притчей.

Высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился очень добрым. И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно… бесцветная! Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг – прошептала звездочка. “А что ты даешь людям?”– спросили ее другие звезды.

Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными. А какими вы хотите видеть ваших воспитанников? И от вас зависит насколько будет комфортна, эмоционально окрашена жизнь наших маленьких звездочек.

Публикации по теме:

Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье. Профилактика социального сиротства В настоящее время все большую актуальность в современном мире приобретает термин «социальное сиротство». Социальный сирота – это ребенок,.

Консультация для родителей с элементами практикума «Эмоциональное благополучие детей в младшей группе детского сада» Организационный момент Всем участникам раздаются листочки в форме сердечка и ручки. Каждый воспитатель пишет своё имя и придумывает положительное.

Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика» Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика" Добрый день, дорогие коллеги! праздники праздниками,.

Программа саморазвития воспитателя «Эмоциональное благополучие детей с ОВЗ» Тема: «Эмоциональное благополучие детей с ОВЗ» «Береги, щади неприкосновенность, уязвимость, ранимость другого человека. Не причиняй людям.

Эмоциональное благополучие детей «Детские неврозы» Неврозы у детей Во-первых, помните, невроз – это обратимое расстройство психического состояния человека, без искажения картины мира. Что.

Родительское собрание в ясельной группе «Эмоциональное благополучие ребёнка»Родительское собрание в ясельной группе «Эмоциональное благополучие ребёнка» Материалы к родительскому сабранию в ясельной группе на тему: "Эмоциональное благополучие ребёнка" Тема: Эмоциональное благополучие ребёнка.

Родительское собрание в подготовительной группе «Эмоциональное благополучие ребенка» Родительское собрание на тему «Эмоциональное благополучие ребенка» в подготовительной группе. МБДОУ «Детский сад№14 «Светлячок» Пермский.

Семинар-практикум для педагогов «Эмоциональное благополучие педагога, как условие положительного состояния детей» ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО.

Тренинг для педагогов «Эмоциональное состояние взрослого как определяющий фактор эмоционального состояния ребенка» Педагог-психолог Перегримова И. П. Цель: Повышение коммуникативной компетентности воспитателей. Задачи: - Расширение опыта эмоционального.

Выступление из опыта работы «Эмоциональное благополучие детей в группе» "РЕБЕНОК ВСЕГДА ПРАВ. НЕПРАВЫМ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ВЗРОСЛЫЙ, ЧЬЯ ПРОГРАММА РЕБЕНКУ НЕ ИНТЕРЕСНА" И. Сеченов. Дошкольное детство - это период.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум «Эмоциональное благополучие для ребенка в ДОУ»
Опубликовано: 18 апреля 2018 в 18:36
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практикум «Эмоциональное благополучие для ребенка в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Ася Федорова (УИ 605699) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД