Получи документы

Эмоциональное благополучие детей в младшей группе детского сада

Светлана Яценко
Эмоциональное благополучие детей в младшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей по теме:

«Эмоциональное благополучие ребенка в младшей группе детского сада»

Выполнила: Яценко С. А.

Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психологического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном учреждении, которое составляет основу психологического здоровья детей.

Публикация «Эмоциональное благополучие детей в младшей группе детского сада» размещена в разделах

Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в эмоциональной сфере. Сложность нынешней ситуации состоит именно в том, что, помимо часто встречающихся недочетов в воспитании и образовании, "обесчувствованию" людей способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребенок. Например, подолгу находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу, способствует эмоциональному благополучию дошкольников. Поэтому малыши и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других.

«Эмоциональное благополучие» можно определить как устойчивое, эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных (Л. А. Абрамян, М. И. Лисина, Т. А. Репина).

В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.

Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение со сверстниками, инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.

Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, плаксив, смущается при обращении к нему взрослых и детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, видно, что ходит в детский сад без желания, по необходимости.

Ребенок боится оставаться в одиночестве, трудно засыпает, говорит или вздрагивает во сне, вдруг теряет присущую ему ранее жизнерадостность, начинает плакать без видимой причины, или обычно уравновешенный ребенок вдруг становится повышенно возбудимым, ребенок становится конфликтен в общении со сверстниками - вспышки гнева, драки, негативизм по отношению к чужому замыслу, чужому мнению, становится упрямым, грубым по отношению к взрослым и сверстникам, немотивированно отказывается от любого предложения взрослого, несмотря на собственные желания.

Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка в ДОУ прежде всего необходимо выявить причину, источник негативных эмоций.

Если ребенок испытывает негативные эмоции к посещению детского сада : плачет, когда приходит, долго не может успокоится, отказывается от различных видов деятельности, отказывается от еды, не желает общаться со сверстниками, становится напряженным при выполнении какого-либо задания, поручения, то возможными причинами могут быть: преобладание авторитарного стиля общения воспитателя с детьми; непоследовательность требований и оценок; жесткие ограничения воспитателем естественной детской активности; грубое пресечение детской инициативы; слишком высокий темп занятий; частые порицания, окрики.

Варианты взаимодействия воспитателя с детьми:

• встречать детей приветливой улыбкой, обращаться к ребенку ласково, по-домашнему, а не официально;

• пожалеть, посочувствовать, создать ощущение защищенности у ребенка;

• обеспечить реальный успех эмоционально неблагополучного ребенка в какой-либо деятельности: художественной, игровой, в труде;

• чаще хвалить ребенка, сравнивая его не с другими, а с собой, оценивая улучшение его собственных результатов;

• физический контакт - прикоснуться к руке, обнять за плечи;

• создать в группе эмоционально-комфортную обстановку : теплое слово, вопрос, улыбка.

Если ребенок застенчив, избегает общения со сверстниками и взрослыми, не принимает участия в детских играх, не проявляет инициативу в различных видах деятельности, избегает контакта глаз, боится задавать вопросы, попросить о чем-то, говорит тихо и невнятно, то возможные причины: низкая самооценка ребенка, сформировавшаяся в результате предъявления завышенных требований к ребенку, постоянное концентрирование на слабых сторонах ребенка, приведение в пример более удачливых детей, прилюдные высмеивания взрослыми или другими детьми оплошностей, ошибок, проступков ребенка.

Варианты взаимодействия воспитателя с детьми: быть внимательным к ребенку; разбирать совершенные ребенком проступки без присутствия посторонних людей; не повышать голос; не одергивать ребенка.

Важно установить в группе такую атмосферу общения, которая помогает детям чувствовать себя свободно и комфортно. Поэтому деятельность взрослых, как родителей, так и работников ДОУ должна включать в себя создание определенных условий эмоционально-психологического благополучия каждого ребенка, а значит и группы в целом.

В связи с эти можно выделить следующие условия:

1. Быстрая адаптация ребенка к условиям детского сада;

2. Эмоциональное самочувствие ребенка во многом зависит от его отношений со сверстниками. Доброжелательные отношения между сверстниками создают положительный эмоциональный климат в группе;

3. Важным и необходимым условием является стиль общения воспитателя с ребенком. Ребенок с радостью идет в детский сад, где его ждут, радуются успехом, помогают преодолевать трудности. Воспитатель в общении с ребенком – не над, а рядом, вместе, глаза в глаза. Уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; установление доверительных отношений с каждым ребенком. Большую роль в эмоциональном благополучии ребенка играет тон воспитателя, он должен быть доброжелательным, располагающим к общению. Важно помогать детям делиться своими переживаниями и мыслями; помогать обнаруживать конструктивные варианты поведения; создавать ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств (игры, рисунки, движения, и т. д.) могут выразить отношение к личностно-значимым для них явлениям и событиям;

4. Предметно-развивающая среда, которая служит интересом и потребностям каждого ребенка.

5. Проведение в группе «Утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания.

6. Обстановка в семье, характер семейных отношений часто влияют на эмоциональное благополучие и на развитие ребенка.

Все эти условия взаимосвязаны и взаимозависимы и в совокупности позволяют судить о том, насколько хорошо ребенку в детском саду.

Таким образом, были выделены основные педагогические условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие дошкольников. К ним относятся: 1) удовлетворение потребности ребенка в общении с педагогом; 2) удовлетворение потребностей ребенка в общении или в совместной деятельности со сверстниками; 3) достижение успеха в какой-либо деятельности.

Блокирование данных потребностей искажает личностное развитие ребенка, способствует появлению нежелательных черт поведения, неуверенности в себе, снижение активности и инициативности, обидчивости и грубости, вплоть до элементов агрессивного поведения.

Среди средств, помогающих воспитателю создать комфортные условия для пребывания детей в детском саду и развития их эмоциональной сферы можно предложить следующие:

1) "Домотека" - возможность даже 3-летним крохам размещать в специально отведенном пространстве группы предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи, напоминающие о доме. Это по-настоящему приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата.

2) "Дерево эмоций", на котором дошкольник, приходя утром, раз-мещает свою фотографию в соответствии с настроением - в центре или по краям, на темном или светлом фоне. В течение дня по своему желанию он может вносить изменения. Его внутреннее состояние, эмоциональное благополучие дошкольника становится таким образом более понятным, а помощь взрослого в случае необходимости - эффективной и своевременной.

3) «Уголок уединения», которые дают возможность малышу иногда побыть одному, ненадолго сменить обстановку и немного отдохнуть от стремительного потока событий и информации приобретает все большую актуальность, т. к. способствует профилактике эмоциональных срывов, перенапряжения, негативных настроений.

Игры для развития эмоциональной сферы детей.

1. "Необычный колобок". Для организации общения с дошкольниками в кругу большинство педагогов-психологов обычно использует мяч, передаваемый от одного ребенка к другому. Это помогает создать настрой на общую деятельность, сформировать "единое пространство группы". Опыт показывает, что интерес детей 3-5 лет к работе в подгруппе значительно возрастает, если им предлагается не просто мячик, а "колобок" ( небольшой шарик с двумя нанесенными маркером контрастными выражениями лица: с одной стороны - веселым, с другой - грустным). Вспоминая сказку, ребенок младшей и средней группы воспринимает "колобка" как реального собеседника, эмоционально сопереживает ему и, как правило, поворачивает к себе именно той стороной, которая отражает его настроение. С помощью такого сказочного посредника даже не очень общительные дети легче идут на контакт с педагогом-психологом и сверстниками, охотнее высказывают свои впечатления от участия в совместных играх и упражнениях, а значит - активнее действуют и эмоционально раскрываются.

2. "Живые картинки" (игра для работы с подгруппой малышей 3-5 лет) Педагог-психолог поочередно рассматривает с детьми схематические изображения людей и объясняет, какие действия нужно выполнить. Например, улыбающееся лицо на картинке (рот "лодочкой", уголками вверх) - значит, настроение веселое, можно всем вместе порадоваться, попрыгать; спокойное лицо (линия рта прямая) - отдыхаем, стоим на месте; грустное лицо («лодочка» перевернута уголками вниз) - мы расстроены, приседаем, закрывая глаза ладошками. Поочередно меняя изображения и выполняя вместе с детьми соответствующие действия, педагог-психолог как бы оживляет картинки. Игра способствует закреплению представлений детей об основных видах настроения и способах его выражения с помощью движений. Вариант игры - под музыку дети берут из "волшебного мешочка" по одному рисунку с изображением сказочного персонажа и внимательно его рассматривают. По завершении музыкального фрагмента каждому ребенку нужно найти обладателя такого же рисунка и встать с ним в пару. Правильность выполнения задания педагог проверяет каждый раз, при этом аплодисментами награждаются все участники - для развития у них позитивного эмоционального отклика на общее игровое взаимодействие.

3. "Волшебное зеркальце" (игровое упражнение для индивидуальной работы с воспитанниками 5-7 лет). Ребенку предоставляется двусторонний макет зеркала, выражения лица на котором, как и в игре с "колобком", изображаются по принципу контраста (доброе - злое, радостное - печальное). Поворачивая зеркало и разглядывая отражения, дошкольник старается определить, какое из них ему нравится и более привычно, т. е. подходит лично для него. Данное игровое упражнение способствует активному самовыражению ребенка, проговариванию основных переживаний, предупреждению различных комплексов и случаев необоснованного недовольства собой, т. е. профилактике детских депрессивных состояний.

4. "Дорисуй портрет" (игра для воспитанников 4-7 лет проводится индивидуально или в подгруппе по 2-3 человека). Каждый ребенок получает возможность «помочь художнику», завершив его работу. На портрете-заготовке с уже имеющимися изображениями глаз и носа ему предстоит самостоятельно нарисовать рот (по своему выбору, например, с уголками вверх - улыбающийся, радостный; с уголками вниз - грустный, расстроенный). А затем вместе с педагогом он пробует отгадать, какое настроение было у человека, изображенного на картине. Дети таким образом в занимательной и непринужденной форме упражняются в умении отличать проявления основных чувств человека и сопоставлять их с разными эмоционально окрашенными ситуациями.

Для обеспечения эмоционального благополучия дошкольников представляет интерес и психологическая программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста авторы С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» помогает решать именно эти задачи: их целью является развитие эмоциональной сферы детей, способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития условиям жизни в детском саду : они рассчитаны на работу с детьми дошкольного возраста.

Данная программа направлена на работу с «предметными чувствами». Основная ее цель - ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.

Программа рассчитана на детей 4-6 лет и включает в себя 17 занятий, занятия проводятся один раз в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 30-40 минут. Оптимальное количество детей в группе - 10-15 детей.

Педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий : соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении. В системе семейного и дошкольного образовательного воспитания особую значимость приобретают родители и семейное окружение, а конечно фигура педагога-воспитателя, позволяющая создать оптимальные условия для создания эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста. Психологическое сопровождение воспитанников, родителей, педагогов в дошкольном образовательном учреждении увеличивает возможность эмоционального благополучия ребенка и позволяет развивать гармоничную личность воспитанника.

Публикации по теме:

Конспект занятия в младшей группе детского сада «Помещения детского сада» Цель: содействие нравственному развитию детей. Задачи: — конкретизировать первоначальные представления о назначении отдельных помещений.

Консультация для родителей с элементами практикума «Эмоциональное благополучие детей в младшей группе детского сада» Организационный момент Всем участникам раздаются листочки в форме сердечка и ручки. Каждый воспитатель пишет своё имя и придумывает положительное.

Консультация для воспитателей «Эмоциональное благополучие ребенка» ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. Как вы знаете,.

Практикум «Эмоциональное благополучие для ребенка в ДОУ» Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем практикуме. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию,.

Программа саморазвития воспитателя «Эмоциональное благополучие детей с ОВЗ» Тема: «Эмоциональное благополучие детей с ОВЗ» «Береги, щади неприкосновенность, уязвимость, ранимость другого человека. Не причиняй людям.

Эмоциональное благополучие детей «Детские неврозы» Неврозы у детей Во-первых, помните, невроз – это обратимое расстройство психического состояния человека, без искажения картины мира. Что.

Родительское собрание в ясельной группе «Эмоциональное благополучие ребёнка»Родительское собрание в ясельной группе «Эмоциональное благополучие ребёнка» Материалы к родительскому сабранию в ясельной группе на тему: "Эмоциональное благополучие ребёнка" Тема: Эмоциональное благополучие ребёнка.

Родительское собрание в подготовительной группе «Эмоциональное благополучие ребенка» Родительское собрание на тему «Эмоциональное благополучие ребенка» в подготовительной группе. МБДОУ «Детский сад№14 «Светлячок» Пермский.

Семинар-практикум для педагогов «Эмоциональное благополучие педагога, как условие положительного состояния детей» ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО.

Выступление из опыта работы «Эмоциональное благополучие детей в группе» "РЕБЕНОК ВСЕГДА ПРАВ. НЕПРАВЫМ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ВЗРОСЛЫЙ, ЧЬЯ ПРОГРАММА РЕБЕНКУ НЕ ИНТЕРЕСНА" И. Сеченов. Дошкольное детство - это период.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эмоциональное благополучие детей в младшей группе детского сада
Опубликовано: 10 мая 2018 в 12:15
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эмоциональное благополучие детей в младшей группе детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Яценко (УИ 485323) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД