Светлана Яценко
Эмоциональное благополучие детей в младшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей по теме:
«Эмоциональное благополучие ребенка в младшей группе детского сада»
Выполнила: Яценко С. А.
Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психологического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном учреждении, которое составляет основу психологического здоровья детей.
Публикация «Эмоциональное благополучие детей в младшей группе детского сада» размещена в разделах
Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в эмоциональной сфере. Сложность нынешней ситуации состоит именно в том, что, помимо часто встречающихся недочетов в воспитании и образовании, "обесчувствованию" людей способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребенок. Например, подолгу находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу, способствует эмоциональному благополучию дошкольников. Поэтому малыши и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других.
«Эмоциональное благополучие» можно определить как устойчивое, эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных (Л. А. Абрамян, М. И. Лисина, Т. А. Репина).
В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.
Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение со сверстниками, инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.
Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, плаксив, смущается при обращении к нему взрослых и детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, видно, что ходит в детский сад без желания, по необходимости.
Ребенок боится оставаться в одиночестве, трудно засыпает, говорит или вздрагивает во сне, вдруг теряет присущую ему ранее жизнерадостность, начинает плакать без видимой причины, или обычно уравновешенный ребенок вдруг становится повышенно возбудимым, ребенок становится конфликтен в общении со сверстниками - вспышки гнева, драки, негативизм по отношению к чужому замыслу, чужому мнению, становится упрямым, грубым по отношению к взрослым и сверстникам, немотивированно отказывается от любого предложения взрослого, несмотря на собственные желания.
Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка в ДОУ прежде всего необходимо выявить причину, источник негативных эмоций.
Если ребенок испытывает негативные эмоции к посещению детского сада : плачет, когда приходит, долго не может успокоится, отказывается от различных видов деятельности, отказывается от еды, не желает общаться со сверстниками, становится напряженным при выполнении какого-либо задания, поручения, то возможными причинами могут быть: преобладание авторитарного стиля общения воспитателя с детьми; непоследовательность требований и оценок; жесткие ограничения воспитателем естественной детской активности; грубое пресечение детской инициативы; слишком высокий темп занятий; частые порицания, окрики.
Варианты взаимодействия воспитателя с детьми:
• встречать детей приветливой улыбкой, обращаться к ребенку ласково, по-домашнему, а не официально;
• пожалеть, посочувствовать, создать ощущение защищенности у ребенка;
• обеспечить реальный успех эмоционально неблагополучного ребенка в какой-либо деятельности: художественной, игровой, в труде;
• чаще хвалить ребенка, сравнивая его не с другими, а с собой, оценивая улучшение его собственных результатов;
• физический контакт - прикоснуться к руке, обнять за плечи;
• создать в группе эмоционально-комфортную обстановку : теплое слово, вопрос, улыбка.
Если ребенок застенчив, избегает общения со сверстниками и взрослыми, не принимает участия в детских играх, не проявляет инициативу в различных видах деятельности, избегает контакта глаз, боится задавать вопросы, попросить о чем-то, говорит тихо и невнятно, то возможные причины: низкая самооценка ребенка, сформировавшаяся в результате предъявления завышенных требований к ребенку, постоянное концентрирование на слабых сторонах ребенка, приведение в пример более удачливых детей, прилюдные высмеивания взрослыми или другими детьми оплошностей, ошибок, проступков ребенка.
Варианты взаимодействия воспитателя с детьми: быть внимательным к ребенку; разбирать совершенные ребенком проступки без присутствия посторонних людей; не повышать голос; не одергивать ребенка.
Важно установить в группе такую атмосферу общения, которая помогает детям чувствовать себя свободно и комфортно. Поэтому деятельность взрослых, как родителей, так и работников ДОУ должна включать в себя создание определенных условий эмоционально-психологического благополучия каждого ребенка, а значит и группы в целом.
В связи с эти можно выделить следующие условия:
1. Быстрая адаптация ребенка к условиям детского сада;
2. Эмоциональное самочувствие ребенка во многом зависит от его отношений со сверстниками. Доброжелательные отношения между сверстниками создают положительный эмоциональный климат в группе;
3. Важным и необходимым условием является стиль общения воспитателя с ребенком. Ребенок с радостью идет в детский сад, где его ждут, радуются успехом, помогают преодолевать трудности. Воспитатель в общении с ребенком – не над, а рядом, вместе, глаза в глаза. Уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; установление доверительных отношений с каждым ребенком. Большую роль в эмоциональном благополучии ребенка играет тон воспитателя, он должен быть доброжелательным, располагающим к общению. Важно помогать детям делиться своими переживаниями и мыслями; помогать обнаруживать конструктивные варианты поведения; создавать ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств (игры, рисунки, движения, и т. д.) могут выразить отношение к личностно-значимым для них явлениям и событиям;
4. Предметно-развивающая среда, которая служит интересом и потребностям каждого ребенка.
5. Проведение в группе «Утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания.
6. Обстановка в семье, характер семейных отношений часто влияют на эмоциональное благополучие и на развитие ребенка.
Все эти условия взаимосвязаны и взаимозависимы и в совокупности позволяют судить о том, насколько хорошо ребенку в детском саду.
Таким образом, были выделены основные педагогические условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие дошкольников. К ним относятся: 1) удовлетворение потребности ребенка в общении с педагогом; 2) удовлетворение потребностей ребенка в общении или в совместной деятельности со сверстниками; 3) достижение успеха в какой-либо деятельности.
Блокирование данных потребностей искажает личностное развитие ребенка, способствует появлению нежелательных черт поведения, неуверенности в себе, снижение активности и инициативности, обидчивости и грубости, вплоть до элементов агрессивного поведения.
Среди средств, помогающих воспитателю создать комфортные условия для пребывания детей в детском саду и развития их эмоциональной сферы можно предложить следующие:
1) "Домотека" - возможность даже 3-летним крохам размещать в специально отведенном пространстве группы предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи, напоминающие о доме. Это по-настоящему приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата.
2) "Дерево эмоций", на котором дошкольник, приходя утром, раз-мещает свою фотографию в соответствии с настроением - в центре или по краям, на темном или светлом фоне. В течение дня по своему желанию он может вносить изменения. Его внутреннее состояние, эмоциональное благополучие дошкольника становится таким образом более понятным, а помощь взрослого в случае необходимости - эффективной и своевременной.
3) «Уголок уединения», которые дают возможность малышу иногда побыть одному, ненадолго сменить обстановку и немного отдохнуть от стремительного потока событий и информации приобретает все большую актуальность, т. к. способствует профилактике эмоциональных срывов, перенапряжения, негативных настроений.
Игры для развития эмоциональной сферы детей.
1. "Необычный колобок". Для организации общения с дошкольниками в кругу большинство педагогов-психологов обычно использует мяч, передаваемый от одного ребенка к другому. Это помогает создать настрой на общую деятельность, сформировать "единое пространство группы". Опыт показывает, что интерес детей 3-5 лет к работе в подгруппе значительно возрастает, если им предлагается не просто мячик, а "колобок" ( небольшой шарик с двумя нанесенными маркером контрастными выражениями лица: с одной стороны - веселым, с другой - грустным). Вспоминая сказку, ребенок младшей и средней группы воспринимает "колобка" как реального собеседника, эмоционально сопереживает ему и, как правило, поворачивает к себе именно той стороной, которая отражает его настроение. С помощью такого сказочного посредника даже не очень общительные дети легче идут на контакт с педагогом-психологом и сверстниками, охотнее высказывают свои впечатления от участия в совместных играх и упражнениях, а значит - активнее действуют и эмоционально раскрываются.
2. "Живые картинки" (игра для работы с подгруппой малышей 3-5 лет) Педагог-психолог поочередно рассматривает с детьми схематические изображения людей и объясняет, какие действия нужно выполнить. Например, улыбающееся лицо на картинке (рот "лодочкой", уголками вверх) - значит, настроение веселое, можно всем вместе порадоваться, попрыгать; спокойное лицо (линия рта прямая) - отдыхаем, стоим на месте; грустное лицо («лодочка» перевернута уголками вниз) - мы расстроены, приседаем, закрывая глаза ладошками. Поочередно меняя изображения и выполняя вместе с детьми соответствующие действия, педагог-психолог как бы оживляет картинки. Игра способствует закреплению представлений детей об основных видах настроения и способах его выражения с помощью движений. Вариант игры - под музыку дети берут из "волшебного мешочка" по одному рисунку с изображением сказочного персонажа и внимательно его рассматривают. По завершении музыкального фрагмента каждому ребенку нужно найти обладателя такого же рисунка и встать с ним в пару. Правильность выполнения задания педагог проверяет каждый раз, при этом аплодисментами награждаются все участники - для развития у них позитивного эмоционального отклика на общее игровое взаимодействие.
3. "Волшебное зеркальце" (игровое упражнение для индивидуальной работы с воспитанниками 5-7 лет). Ребенку предоставляется двусторонний макет зеркала, выражения лица на котором, как и в игре с "колобком", изображаются по принципу контраста (доброе - злое, радостное - печальное). Поворачивая зеркало и разглядывая отражения, дошкольник старается определить, какое из них ему нравится и более привычно, т. е. подходит лично для него. Данное игровое упражнение способствует активному самовыражению ребенка, проговариванию основных переживаний, предупреждению различных комплексов и случаев необоснованного недовольства собой, т. е. профилактике детских депрессивных состояний.
4. "Дорисуй портрет" (игра для воспитанников 4-7 лет проводится индивидуально или в подгруппе по 2-3 человека). Каждый ребенок получает возможность «помочь художнику», завершив его работу. На портрете-заготовке с уже имеющимися изображениями глаз и носа ему предстоит самостоятельно нарисовать рот (по своему выбору, например, с уголками вверх - улыбающийся, радостный; с уголками вниз - грустный, расстроенный). А затем вместе с педагогом он пробует отгадать, какое настроение было у человека, изображенного на картине. Дети таким образом в занимательной и непринужденной форме упражняются в умении отличать проявления основных чувств человека и сопоставлять их с разными эмоционально окрашенными ситуациями.
Для обеспечения эмоционального благополучия дошкольников представляет интерес и психологическая программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста авторы С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» помогает решать именно эти задачи: их целью является развитие эмоциональной сферы детей, способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития условиям жизни в детском саду : они рассчитаны на работу с детьми дошкольного возраста.
Данная программа направлена на работу с «предметными чувствами». Основная ее цель - ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.
Программа рассчитана на детей 4-6 лет и включает в себя 17 занятий, занятия проводятся один раз в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 30-40 минут. Оптимальное количество детей в группе - 10-15 детей.
Педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий : соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении. В системе семейного и дошкольного образовательного воспитания особую значимость приобретают родители и семейное окружение, а конечно фигура педагога-воспитателя, позволяющая создать оптимальные условия для создания эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста. Психологическое сопровождение воспитанников, родителей, педагогов в дошкольном образовательном учреждении увеличивает возможность эмоционального благополучия ребенка и позволяет развивать гармоничную личность воспитанника.