Манжарова Ольга Васильевна
Консультация «Как помочь тревожным детям»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как помочь тревожным детям»
Детство—период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность.
Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться новому.
Публикация «Консультация „Как помочь тревожным детям“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы специальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи.
Человек вообще и ребенок в частности развивается по годам. Линия развития от детства до глубокой старости представляет собой преодоление определенных кризисов (как ступени развития, по которым он либо поднимается, либо топчется на месте).
На протяжении всей жизни человек проходит 8 этапов психо-социальных кризисов.
Мне бы хотелось остановиться на 5 из них.
1 стадия – Базового доверия – недоверия от 0 до 2 лет
Кризис связан с удовлетворением или неудовлетворением основных психо- физиологических потребностей со стороны матери. На это влияет система отношений мать- дитя.
Если сформирутся недоверие к окружающим и к самому себе, эта неуверенность остается на всю жизнь.
2 стадия – Автономия от 2 до 4 лет
Стадия – упрямство.
Состояние между формирующимся чувством независимости и ощущением стыда. Строгий контроль со стороны родителей приводит к формированию комплекса стыда и неполноценности.
3 стадия – Инициативы - вины от 4 до 6лет
Ребенок любит получать и выполнять задания. Ребенок постоянно требует поддержки собственной инициативы. Если поддержки инициативности нет, то переживание повторных неудач приводит к чувству вины и покорности.
4 стадия – Активность – недостаточность
От 6 до 10 лет девочки
От 6 до 12 лет мальчики
Подросток начинает видеть ценность своего труда, своей деятельности, особенно если он свой труд доводит до конца. Это период обучения стабильным навыкам. Прививается вкус к труду. Происходит овладение сферой деятельности и постепенное ее расширение. Очень важна роль отца.
5 фаза – Идентичность – смещение ролей.
От 10 до 21 девочки
От 12 до 23 мальчики.
Основой становиться понимание принадлежности к определенному полу и непонимание форм поведения данного пола. Подростки не знают в чем их основная роль. Если все благополучно, то происходит усвоение образцов поведения значимых для него людей, особенно одного с ним пола. Девочки обретают черты женственности в конкуренции с матерью. Дружеские отношения возникающие в этот период наиболее прочные.
Если этот этап развивается успешно, то идет формирование определенного типа личности.
И еще хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что при поступлении в сад, в школу или другие заведения ребенок, подросток испытывает тревогу, а если ребенок не смог адаптировать в окружающей его среде, то тревога перерастает в устойчивое состояние тревожности.
Следует отличать тревогу от тревожности.
Если тревога - это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребёнка, то тревожность является устойчивым состоянием, (волнение во время ответа около доски). Если беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остаётся спокойным, то это проявление тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто в самых разных ситуациях, то следует говорить о тревожности.
Тревожность развивается вследствие наличия у ребёнка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо
родителями и школой.
2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными)
3. Негативными требованиями, которые унижают ребёнка, ставят его в зависимое
положение.
Тревожность ребёнка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность взрослых передаётся ребёнку.
Категории определения тревожности у детей
1. Постоянное беспокойство
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чём - либо.
3. Мышечное напряжение.
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.
Можно предположить, что ребёнок тревожен, если хотя бы один из критериев, постоянно проявляется в его поведении.
С целью выявления тревожного ребёнка можно использовать следующий опросник (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., 1992).
ПРИЗНАКИ ТРЕВОЖНОСТИ :
тревожный ребенок
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чём - то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжён, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряжённых ситуациях.
7. Как правило, краснеет, в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слёзы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Суммируется количество "плюсов", чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность - 15-20 баллов Средняя - 7 - 14 баллов Низкая - 1 - 6 баллов.
Можно использовать проективные методики такие как «Кактус», «Один день в школе» и т. п.
Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребёнок стал тревожным. Однако, порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.
Нередко родители предъявляют ребёнку требования, соответствовать которым он не в силах.
Полезно снизить количество замечаний.
Ласковые прикосновения помогут тревожному ребёнку обрести чувство уверенности и доверия к миру.
Научить ребенка учиться можно только тогда, когда знаешь чему учить и как.
Очень важно понимать, принимать и любить детей такими - какие они есть.
Удачи Вам!