Оксана Драгункина
Консультация для воспитателей «Эмоциональное благополучие ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА
В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. Как вы знаете, в этом возрасте происходит бурное нарастание силы и подвижности нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью, поэтому эмоциональное перенапряжение сопряжено с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций.
Публикация «Консультация для воспитателей „Эмоциональное благополучие ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Родители и педагоги нередко сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, утомляемость, трудность засыпания и беспокойный сон; беспричинная обидчивость, плаксивость или повышенная агрессивность; рассеянность, невнимательность; беспокойство, непоседливость; отсутствие уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним; проявление упрямства; повышенная тревожность; дневное и ночное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось - Все это признаки психоэмоционального напряжения
Источники угрозы психологической безопасности ребенка
Внешние:
манипулирование детьми;
индивидуально-личностные особенности персонала;
межличностные отношения детей в группе;
враждебность окружающей среды;
несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, отсутствие режима проветривания;
интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки;
нерациональность и скудность питания, его однообразие, плохая организация;
неправильная организация общения;
недооценка значения закаливания,
сокращение длительности пребывания на свежем воздухе;
отсутствие понятных правил, регулирующих поведение в детском коллективе;
неблагоприятные по годные условия;
невнимание со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда.
Внутренние:
вредные привычки как следствие неправильного воспитания в семье; осознание своей не успешности на фоне других детей;
отсутствие автономности;
индивидуально-личностные особенности;
патология личностного развития.
Общим источником угроз психологической безопасности ребенка является ложная информация, которая вводит в заблуждение, мир иллюзий. Например, обещание, что мама скоро придет, держит малыша в состоянии напряженного ожидания весь день.
В программе, предложенной О. Н. Стеркиной «Основы безопасной жизнедеятельности» эмоциональное благополучие реализуется в трех разделах:
3. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ.
Основным условием здесь является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.
2. ДЕТСКИЕ СТРАХИ.
Раздел включает в себя работу по профилактике детских страхов:
Серьезное отношение к детским страхам
Помощь детям в словесном высказывании своих страхов
Описание реально опасных ситуаций
Допущение здоровой дозы страха
Возможность учиться на собственных ошибках
3. Конфликты и ссоры между детьми.
Использование любых конфликтных ситуаций для приобретения детьми опыта предотвращения конфликтов.
Содержание программы в плане нашло отражение: в словесных играх, играх на развитие эмоциональной сферы, играх по речевому этикету, игры на развитие коммуникативных способностей (Сентябрь). Консультация психолога (Ноябрь) Обсуждение с родителями статьи Е. Ивановой «Победить дракона» : как поставить преграду агрессии с экрана телевизора. (Ноябрь)
Анализируя план- программу «Один дома» можно сделать вывод о недостаточном использовании средств и методов для психической безопасности детей в ДОУ.
Как дополнение в работе по психологической безопасности к разделу эмоциональное благополучие предлагаю использовать некоторые моменты из «Программы психологической безопасности ребенка в ДОУ», предложенную Н Харитоновой
Программа психологической безопасности ребенка в ДОУ
1. Комфортная организация режимных моментов.
2. Система профилактических средств физического воспитания : массаж, водные процедуры, специальные оздоровительные игры, повышающие эмоциональное состояние.
3. Аромо- и фитотерапия (подбор специальных растений и цветовое решение интерьера, способствующая снятию напряжения.
4. Работа с природным материалом -глиной, песком, водой.
5. Музыкальная терапия: музыкальные паузы, игра на детских инструментах.
6. Контроль и регулирование не только психоэмоциональных, но и физических нагрузок
7. Предоставление максимально возможной самостоятельности и свободы.
8. Контроль самочувствия и настроения детей, а также их своевременная коррекция.
9. Развитие предметно-развивающей среды всего учреждения, расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми.