Светлана Заноздрина
Консультация для родителей с элементами практикума «Эмоциональное благополучие детей в младшей группе детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Организационный момент
Всем участникам раздаются листочки в форме сердечка и ручки. Каждый воспитатель пишет своё имя и придумывает положительное прилагательное о себе. Свои характеристики каждый записывает на листочке и прикрепляет на грудь.
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Добрый день! Нашу встречу предлагаем начать с приветствия. Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок - здороваемся за руку;
2 хлопка - здороваемся плечами;
3 хлопка - здороваемся спинами
Публикация «Консультация для родителей с элементами практикума „Эмоциональное благополучие детей в младшей группе детского сада“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
(Участники по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути.)
Консультация для родителей с элементами практикума «Эмоциональное благополучие детей в младшей группе детского сада»
Цель: познакомить родителей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в младшей группе;
Традиционно уделяя внимание физическому здоровью детей, мы часто забываем об их психическом и эмоциональном благополучии. А ведь находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать серьезные психические нагрузки. Основным условием профилактики эмоционального благополучия является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся открытым и благожелательным общением и взаимным доверием.
На эмоциональное состояние детей негативное влияние часто оказывают страхи (боязнь темноты, боязнь оказаться в центре внимания и другие). Причины возникновения детских страхов различны.
«Врожденные страхи». Испуг или угнетенное состояние, испытываемое будущей мамой во время беременности, трудные роды могут наложить отпечаток на всю последующую жизнь маленького человека, которого будут страшить темнота и одиночество.
Неблагополучие в семье. Чтобы ребенок начал чего-то бояться, родителям достаточно часто ссориться. У малыша на всю жизнь закрепится страх темноты, если однажды ночью его разбудит семейный скандал. Дети из конфликтных семей чаще своих ровесников видят кошмарные сны, боятся животных, заболеваний, смерти.
Перенесенное заболевание. Даже обычные простуда или грипп сопровождаются значительной нагрузкой на центральную нервную систему. Пока организм ребенка борется с болезнью, малыш излишне возбудим и подвержен кошмарам и страхам.
Сильный испуг. После очень сильного эмоционального потрясения у ребенка может сформироваться устойчивый страх перед тем объектом, который стал причиной возникновения отрицательной эмоции.
Реакция взрослых. Многие страхи дети «считывают» с реакций взрослых и воспроизводят в собственном поведении. Например, при первой встрече с большой собакой ребенок еще не знает, нужно ли ее бояться, но если на мамином лице в этот момент отражается испуг делает вывод о том, что собак бояться нужно.
Недостаток общения. Большое количество опасностей, которые таит в себе город, вынуждает мам и пап трепетно оберегать свое чадо от возможной беды и, к сожалению, от необходимого общения и игры со сверстниками. Наиболее подвержены страхам единственные дети в семье.
Очень важно, чтобы все взрослые, окружающие ребенка, относились к детским страхам серьезно, не игнорируя их.
-Давайте детям возможность рассказывать, чего они боятся, избегая при этом оценивающих высказываний («Ты боишься такого маленького паучка?»).
- Помогайте детям выражать страх словами («Ты испугался тогда, когда.»).
- Давайте детям описание реально опасных ситуаций. Не пугайте их полицейскими, волками, уколами. Ребенок всерьез воспринимает то, что взрослым кажется шуткой.
- Реагируйте на особое детское восприятие реальных жизненных событий («Ты сильно испугался? Как это случилось? Как этого можно было избежать?»).
-Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не в его пользу, чтобы он не чувствовал себя хуже других. Лучше похвалите за личные успехи и достижения.
-Проявляйте сочувствие к ребенку, испытывающему страх. Расскажите ему о том, что вам помогло в детстве избавиться от собственных страхов. Не проводите параллели между страхом вашего ребенка и трусостью: «Ты такой трусишка! Будь смелым не жалуйся по пустякам!»- это совершенно разные вещи.
Любые страхи детей требуют от взрослых внимательного и тактичного отношения. Насмешки, окрик могут серьезно ранить психику малыша и привести к неврозу.
Одним из наиболее ярких проявлений неблагополучной эмоциональной атмосферы в детском коллективе являются конфликты и ссоры, которые нередко заканчиваются дракой. Драка-крайний способ решения конфликта, а точнее- неумение из него выйти. Взрослые должны всеми силами пытаться предотвращать возможные конфликты. Необходимо учить детей осознанно воспринимать свои чувства, желания, выражать их понятным другим людям образом. Взрослым следует стремиться к тому, чтобы дети были восприимчивы к чувствам и желаниям других, даже если они не совпадают сих собственными. Основная задача взрослых- учить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя дело до их силового решения.
Практическая чсть :
А сейчас я предлагаю вам поупражняться в овладении языка эмоций, в этом нам помогут этюды, пантомимы.
1. Овладение языком эмоций.
Этюд «Поссорились и помирились»
Два ребенка сначала изображают поссорившихся. Они стоят спиной друг к другу и притопывают одной ногой, руки на поясе или за спиной. Затем помирившиеся поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце обнимаются. Этюд выполняется под музыку.
Игра «Повторяй за мной»
Ведущий ритмично выполняет простые движения – хлопает в ладоши, по коленям, топает ногой, кивает головой. Дети повторяют его движения.
Этюд «Цветок»
Цель: выражение чувства радости.
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:
«Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны. Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову вправо-влево. А теперь расскажите, что вы почувствовали, когда были цветком».
Этюд «У страха глаза велики»
Ход упражнения: Психолог вместе с детьми встает в круг (На расстоянии вытянутых рук друг от друга) и предлагает всем представить, что у них большой, огромный страх. (Широко разводит руки в стороны.) «У всех, кто боится, от страха большие глаза», – добавляет психолог. (Изображает большие, круглые глаза при помощи рук.) Дети повторяют движения вслед за педагогом. «Но теперь страх уменьшается», – говорит он и делает вновь руками соответствующие движения, предлагая детям повторить его за ним.
Выполняя с детьми упражнение, психолог подводит их к тому, что страх постепенно уменьшается, а затем совсем исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.) В конце упражнения психолог предлагает детям посмотреть друг на друга и убедиться, что ни у кого из них нет больше «больших глаз» и, следовательно, они ничего не боятся, так как страх исчез.
Пантомима «Дарю цветок»
Цель: развитие эмоциональной сферы.
Дети встают в круг. Ведущий предлагает детям изобразить сомкнутыми ладонями цветок. Ведущий: Жил – был цветок. Однажды он проснулся оттого, что пригрело солнышко. (Подуть на ладони теплым воздухом). Цветочек медленно распустился. Вдруг налетел прохладный ветерок, и лепесточки сомкнулись. (Подуть на ладони холодным воздухом). А теперь подарим свой цветочек соседу слева. А теперь в обратную сторону (соседу справа) .
Пантомима «Смелый зайка»
Цель: коррекция тревожности, развитие эмоциональной сферы, экспрессии.
Надоело зайке бояться. Поза: «руки в боки», нога вперед. «Не боюсь волка! (Шаг вперед) Не боюсь лисы! (Еще шаг) Не боюсь снега! (Играют в снежки)».