Людмила Лобжанидзе
Электронные ресурсы в организации методической работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
[/h3]
Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация дошкольного образования.
Публикация «Электронные ресурсы в организации методической работы в ДОУ» размещена в разделах
Современный этап развития дошкольного образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет.
В Национальной доктрине образования Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования, Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы определена новая стратегия развития образовательных систем, центральной идеей которой выступает обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности. Особого внимания заслуживает проблема освоения педагогами новейших достижений науки и передового опыта, в частности использования электронных образовательных ресурсов в педагогическом процессе на всех ступенях образования.
В этой связи решающее значение приобретают удаленный доступ к электронно-цифровым ресурсам, опубликованным в Сети.
Электронные образовательные ресурсы. Согласно ГОСТ Р 53620-2009 электронный образовательный ресурс (ЭОР) – это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.
Электронный образовательный ресурс может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения.
По характеру представления информации ГОСТ Р 52657-2006 подразделяет ЭОР на мультимедийные, программные продукты, изобразительные, аудио, текстовые, электронные аналоги печатных изданий. Все многообразие ЭОР условно можно подразделить на информационные источники и информационные инструменты.
Информационный источник – это обобщающее понятие, описывающее различные виды информационных объектов. С точки зрения использования в учебном процессе важно различать простые информационные источники (звук, изображение, текст, видеоматериалы, модели) и комплексные, содержащие простые информационные источники, связанные гиперссылками (например, мультимедиа энциклопедии). Среди информационных источников могут быть выделены (по цели создания) : общекультурные информационные источники (ресурсы, существующие независимо от учебного процесса (культурное и историческое наследие, природные объекты и явления); педагогические информационные источники (ресурсы, разработанные специально для целей учебного процесса).
Информационный инструмент учебной деятельности – это программный продукт, позволяющий производить активные действия над информационными источниками (объектами, создавать их, менять, связывать, передавать и т. д. Среди информационных инструментов можно выделить:
• Обще пользовательские инструменты, используемые учителями и учащимися (веб-браузер, почтовая программа-клиент; программ просмотра графических изображений; программа воспроизведения мультимедийных файлов; текстовый редактор; редактор векторной графики; редактор растровой графики; редактор фотографий; редактор мультимедийных презентаций; редактор видеомонтажа и пр.);
• Специализированные образовательные инструменты, используемые учителями и учащимися (интегрированная конструктивная творческая среда, включающая инструментарий для визуального программирования; тренажер обучения клавиатурному письму; тренажер формирования навыков грамотного письма; тренажер вычислительных навыков; редактор визуализации и анализа хронологической информации; инструмент для организации проектной деятельности; инструмент фиксации и визуализации данных комплекта цифровых датчиков, используемых в общем образовании; среды для программирования управляемых устройств, используемых в общем образовании и пр.);
• Инструменты организации образовательного процесса, используемые учителями (электронный журнал; инструмент подготовки заданий для учащихся; инструмент управления компьютерами учащихся; система организации управления информационным образовательным пространством; инструмент организации и проведения урока, согласованный с электронным журналом; инструмент организации контроля за результатами обучения; инструмент дистанционной поддержки образовательного процесса и пр.).
Адреса ФЦИОР в Интернет: https://fcior.edu.ru, https://eor.edu.ru
( обратите внимание: стандартной аббревиатуры www в адресах ФЦИОР нет)
«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - https://school-collection.edu.ru/
Процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий в развитие дошкольного образования, как носителя культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Речь идет не о включении информатики в план непосредственно образовательной деятельности ДОУ, а об использовании электронно-цифровых ресурсов педагогами, воспитателями для повышения эффективности образовательного процесса.
Важным условием повышения качества дошкольного образования является эффективная система методической работы. Методическая работа ДОУ направлена на обучение и развитие педагогических кадров, выявление, обобщение и распространение наиболее ценного опыта, а также составления и реализации авторской системы работы, выполнения инновационных проектов на основе информационно-методического сопровождения педагогов для обеспечения образовательного процесса. Её цель - постоянное развитие и выявление потенциальных возможностей педагогического коллектива и как следствие повышение качества воспитательно-образовательной работы в целом.
В основе методической работы ДОУ лежит процесс сбора, хранения, обработки и распространения информации, которая позволяет проанализировать укомплектованность кадрами, оценить образовательный уровень педагогических кадров, рост профессионального мастерства, эффективность работы на основе проведения мониторинга и т. д.
В настоящее время методическая работа осуществляется с учетом использования новейших достижений науки, передового опыта и использования электронных образовательных ресурсов на всех ступенях образования.
Использование ЭОР в детском саду предусматривает создание новых, научно-обоснованных доступных средств развития, преобразование предметно-развивающей среды ребенка, расширение возможности познания окружающего мира, индивидуализацию образовательного процесса.