Журавлева Елизавета
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Электричество — друг или враг?»
▼ Скачать + Заказать документы
"Электричество - друг или враг?" - конспект интегрированного занятия в старшей группе. Воспитатели Журавлева Елизавета Александровна, Иванова Наталья Геннадьевна.
ТИП занятия : Проблемно - развивающее, с элементами познавательно-поисковой деятельности
Образовательная область: познавательное развитие в интеграции с другими областями.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе „Электричество — друг или враг?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
ЦЕЛЬ НОД: формирование представлений об электричестве; закрепление понимания детьми значения электричества в жизни человека.
ЗАДАЧИ приоритетной образовательной области - познавательное развитие:
• Развивать стремление к поисково - познавательной деятельности;
• Расширять знания об электричестве и электроприборах;
• Обобщить знания детей о пользе и опасности электричества;
• Суметь доказать, когда электричество может быть Другом, а когда Врагом;
• Побудить детей к самостоятельным выводам о правилах безопасности при обращении с электричеством.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
Речевое развитие:
• обогащать словарный запас;
• развивать мыслительную активность, умение анализировать, рассуждать и делать выводы.
Социально-коммуникативное развитие:
• Воспитывать самостоятельность, ответственность и умение работать в парах, подгруппах и в коллективе.
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к электричеству и безопасному обращению с ним;
Физическое развитие:
• Снятие напряжения мыслительной деятельности через двигательные игры, чередование деятельностей в течение всего занятия.
Художественно-эстетическое развитие:
• создание положительного эмоционального настроя посредством фонового музыкального оформления занятия
Цель применения ИКТ в НОД: активизация познавательной деятельности детей
Обоснованность применения ИКТ: использование современных форм представления материала.
Планируемые результаты:
Дети понимают значение электричества в жизни человека, знают и четко различают электробытовые приборы, знают общепринятые нормы безопасности при обращении с электричеством.
Предпосылки УУд:
• коммуникативные – умение слушать, рассуждать, делать выводы, участвовать в совместной деятельности - в паре, мини группе, индивидуально при работе с интерактивной доской, предлагать помощь и сотрудничество;
• познавательные – умение различать опасное и неопасное электричество, соблюдать меры и правила безопасности при обращении с электробытовыми приборами;
• регулятивные: умение осуществлять действия по заданному правилу, умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Используемое оборудование:
• экран,
• проектор,
• ноутбук,
• лампочка,
• слайды из презентации «Электричество – это хорошо или плохо?»,
• карточка «Волшебные превращения» (на каждого ребенка,
• картинки с изображениями электроприборов, разрезанные на части в конвертах,
• картинки к игре «Образование сложных слов»,
• магнитофон,
• usb носитель информации,
• фонарик,
• напольная игра «Железная дорога», работающая от батареек,
• комплект батареек.
Предварительная работа по проекту:
1. «Как появилось электричество» (совместная опытно-исследовательская деятельность) и путешествие в прошлое.
2. Презентация «Откуда приходит электричество в дома»?
Содержательная часть:
Деятельность воспитателя Деятельность детей
1. Вводная часть - ситуативный разговор об электрической лампочке и появлении электрического тока в домах
Приложение 1
(продолжительность – 4 мин)
ЦЕЛЬ: Актуализация опыта детей, создание игровой мотивации к деятельности. ЦЕЛЬ: Включение в образовательную деятельность.
Ребята, доброе утро!
Давайте улыбнемся друг другу. Ваши улыбки озарили все вокруг. Так приятно и светло стало от них, как будто включили свет.
Что у меня в руках? (лампочка).
Она горит?
А что поможет лампочке загореться?
Откуда берется электрический ток?
А как он поступает к нам в дома?
Вспомните, что вам напоминает движение тока в проводах?
Что общего и чем отличаются река и электрические провода?
Воспитатель включает проектор и на экране появляется Презентация «Электричество – это хорошо или плохо?» (Слайды № 2-6) Дети стоят свободно.
Здороваются, улыбаются.
Рассматривают слайды № 2-6 из Презентации «Электричество – это хорошо или плохо?»
Дети, рассуждая, отвечают на поставленные вопросы.
2. Основная часть – содержательно-деятельностный этап
«Электричество – друг или враг?»
(продолжительность 20 мин.)
Цель этапа – способствовать расширению представлений детей об электричестве и электробытовых приборах, обобщить знания о пользе и опасности электричества, соблюдении мер безопасности. Цель – проявление инициативы для получения новых знаний, закрепления и обобщения уже имеющихся
Ребята, как вы думаете, электричество – друг или враг?
Почему друг?
Мы выяснили, что электричество нужно для освещения помещения.
А еще для чего оно нужно?
Какие электробытовые приборы вы знаете?
А всегда ли они были? Дети свободно общаются с педагогом, друг с другом, рассуждают, опираясь на ранее полученные знания, доказывают, анализируют, делают выводы.
Называют
Рассказывают, что раньше не было электробытовых приборов.
2.1. Игра «Волшебные превращения» (индивидуальная работа)
Приложение 2
Цель: способствовать развитию мыслительных операций, умения соотнести предмет и электробытовой прибор, доказательной речи Цель: соотнести предмет и электробытовой прибор, показать соотношение с помощью стрелок на карточке
Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Волшебные превращения»
У каждого из вас карточка, на которой изображены электробытовые приборы и предметы, которые их заменяли до появления электричества.
Вам предлагается соотнести предмет и электробытовой прибор и соединить их цветной линией, можно использовать фломастеры разного цвета.
После выполнения задания, идет обсуждение результатов деятельности детей. Дети работают индивидуально.
У каждого карточка «Волшебные превращения».
Ребенок рассматривает, думает, находит электробытовой прибор и предмет, заменяющий его до появления электричества.
Фломастером соединяет пары.
• корыто – стиральная машина
• веник – пылесос
• костёр – электроплита
• веер – вентилятор
• венчик - миксер
• гладильная палка – утюг
• погреб – холодильник
Дети объясняют свой выбор.
2.2. Гимнастика для глаз «Реснички»
Приложение 3
Цель: предупреждение переутомления, снятие напряжения с глаз.
Воспитатель включает аудиозапись гимнастики для глаз «Реснички» Цель: снятие напряжения с глаз, отдых
Дети выполняют гимнастику для глаз под аудиозапись
2.3. Дидактическая игра «Собери электробытовой прибор»
Приложение 4
Цель: Собрать предмет, дать название электроприбору и сказать, для чего они предназначены.
Цель: развитие умения работать в парах, тренировка внимания, памяти, развитие мелкой моторки, речевой активности.
Ребята, а зачем человеку электроприборы?
Совершенно верно, ребята, сейчас 21 век, и мы не представляем свою жизнь без таких помощников.
Вот к нам со склада бытовой техники поступили электроприборы, они в разобранном виде, необходимо их собрать.
На столе конверты с разрезанными на части электробытовыми приборами.
Разделитесь на пары, выбирайте конверт и приступайте к выполнению задания
Какое общее название у всех этих предметов?
Можно ли ими пользоваться детям самостоятельно?
Спасибо, вам, ребята за помощь. Вы постарались и все справились с заданием. Рассуждают, доказывают, что пользование электроприборами облегчает жизнь людей.
Разбиваются на пары по притязаниям и выбирают конверт для игры, собирают, советуются, называют и рассказывают:
• Утюгом – гладят белье,
• Миксером – взбивают крем.
• В микроволновой печи - разогревают еду.
• Пылесосом - пылесосят ковры.
• Вентилятором – охлаждают воздух.
• В электрочайнике кипятят воду.
• В холодильнике хранят еду.
• Феном – сушат волосы.
• По телевизору смотрят кино, мультфильмы.
• На компьютере – работают.
Называют.
Выполняют взаимопроверку.
Нельзя – выставляют на мольберт запрещающий знак.
2.4. Игра «Образование сложных слов» Приложение 5
Цель: упражнять детей в словообразовании (образовании сложных слов из двух основ) Цель: принять участие в речевой игре; умение работать сообща
А вы знаете, ребята, что еще существуют электроприборы, у которых достаточно сложные названия?
Есть еще игра для вас,
Приступаем сей же час.
На картинки посмотри,
Слово сложное назови.
Проходите, занимайте места на стульчиках.
На мольберте по очереди располагается картинка с закрытой нижней частью.
Ребятам предлагается внимательно рассмотреть картинки в верхней части, назвать их, затем образовать сложное слово из двух простых.
Воспитатель, в случае затруднения ненавязчиво подталкивает детей к правильному выполнению задания ( задаются вопросы типа: что делают топором? для чего нужен нож? с целью проговаривания слов-действий).
Задумываются, предлагают варианты.
Принимают игровую ситуацию.
Дети свободно проходят к стульям, рассаживаются.
Дети сидят полукругом напротив мольберта.
Рассматривают верхние части картинки, называют, рассуждают, соединяют простые слова в одно слово, проговаривают, что получилось.
• Мясо + рубить топором = мясорубка
• Кофе + мельница = кофемолка
• Кофе + кастрюля с кипящей водой = кофеварка
• Картофель + чистка картошки ножом = картофелечистка
• Овощи + резка овощей ножом = овощерезка
2.5. Двигательная игра «Помогатор» Приложение 6
Цель: развитие двигательной активности, снятие психо-эмоционального напряжения Цель: выполнение движений под музыку по показу героев ролика.
Воспитатель включает видеозапись, корректирует деятельность детей (при необходимости). Дети выполняют движения под музыку по показу героев ролика – Кукутиков и Фиксиков.
2.6. Электричество – враг? Приложение 1
Мы с вами отдохнули, продолжаем работу.
Ребята, мы выяснили, что электричество – это друг, а теперь я попрошу вас доказать, что оно может быть опасно.
Предлагаю вам обратиться к презентации, рассмотреть слайды и рассказать о ситуациях, когда электричество – это враг (слайды 7-20 из Презентации).
Ребята, вы сделали правильные выводы.
А для более конкретного закрепления, я предлагаю вам вместе с родителями сделать памятку по правилам безопасности при обращении с электричеством. Включаются в мыслительную деятельность.
Дети рассаживаются на стульчики, смотрят на экран, высказываются по поводу увиденного, доказывают, что электричество не всегда может быть другом. Работают сообща.
Слайды из презентации.
Дети принимают предложение педагога.
3. Заключительный этап – Эксперимент - игра
Продолжительность – 6-7 минут
Цель: развитие познавательного интереса в процессе эксперимента, установление причинно-следственных связей; повышение настроения воспитанников, снятие эмоционального и умственного напряжения; заинтересованность детей на самостоятельную деятельность вне рамок НОД. Цель: желание принять участие в игре-эксперименте.
Ребята, мы с вами сегодня выяснили, что электричество может быть и другом, и врагом.
А как вы считаете, дети могут дружить с электричеством?
Предлагаю вам принять участие в эксперименте.
Мы говорили, что электричество поступает к нам по проводам.
Но я могу зажечь карманный фонарик и без проводов.
Откуда в нем электричество? (в нем батарейки)
Значит, в батарейках есть электричество?
В батарейке живет неопасное электричество.
Оно собрано в батарейку для нашего удобства, чтобы мы использовали его для питания каких-нибудь устройств, например, игрушек.
А у нас есть игра «Железная дорога», которая давно стоит просто так. Может быть, ей тоже помогут батарейки?
Давайте попробуем? Дети свободно стоят около воспитателя.
Высказывают свои предположения.
Разнообразные ответы детей.
Собирают железную дорогу.
Вместе с педагогом вставляют комплект батареек.
Играют.
НОД плавно перешла в сюжетно-ролевую игру.
План на перспективу: работа по данной теме продолжена в совместной деятельности детей, родителей и педагогов.
Информационные ресурсы:
1. Картинки, для игры и презентации в свободном доступе на сайте https://yandex.ru/images.
2. Гимнастика для глаз - https://doud mail.ru/public/GXfj/6E82KabgN.
3. Игра «Помогатор» - https://youtu.be/HcpPIAQDty/