Виктория Малышкина
Экспериментальная деятельность как средство познания окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
С первых лет жизни малыш знакомится с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы, либо с помощью взрослого.
Публикация «Экспериментальная деятельность как средство познания окружающего мира» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Исследования Николая Николаевича Поддьякова («Мышление дошкольника», подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Наблюдая окружающий мир, дети делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Развитием элементарной поисковой деятельности и экспериментированием с детьми мы начали заниматься со второй младшей группы. Дети от природы очень наблюдательны, поэтому, наблюдая за окружающим миром, они стали делать элементарные выводы, которые способствуют и обогащают ребенка знаниями, учат его самоанализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребенка, развитие его человеческих, социальных чувств.
Всему этому способствует организованные занятия с детьми по ознакомлению с природой, наблюдения, экскурсии, опыты. Дети подмечают многое: особенности строения предметов, растений, животных, их поведение, настроение людей и т. д. Способность наблюдать окружающий мир – очень важное преимущество детства.
Для накопления определенных знаний и применения их в практической деятельности, мы начали свою работу через наблюдения в природе. В процессе наблюдений мы опирались на любознательность детей. Дети хотят все знать. Их многочисленные вопросы к взрослым – лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у детей значительно менялся, если в три года они задавали вопрос: «Что это?», то в четыре уже появились «Почему?», «Зачем?».
Дети любят ходить на прогулки вокруг детского сада, на своем участке, наблюдая за трудом взрослых, старших дошкольников, так как все это расширяет их кругозор.
Одним из направлений детской экспериментальной деятельности, которые я активно использую, — опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, бумагой, сахаром и др.
Одним из последних исследований были опыты со снегом: «Разноцветный снег», «Свойства снега».
Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное — ребята всё проделывают сами.