Юлия Яшкильдина
Экспериментирование как средство познания окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». (В. А. Сухомлинский).
Экспериментирование в детском саду - это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. В младшей группе совместно с педагогом дети учатся проводить эксперименты. Благодаря опытам детям становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.
Публикация «Экспериментирование как средство познания окружающего мира» размещена в разделах
Экспериментированию могут быть посвящены различные режимные моменты в детском саду: занятия НОД, время на прогулках, тематические досуги, праздники, самостоятельная деятельность детей в центрах познавательной активности. Кроме того, элементы практических исследований могут быть включены в занятии музыкой («Почему колокольчики по-разному звучат? — Потому что сделаны из разных материалов: дерева, керамики, металла, пластмассы».) и физкультурой («Какой мяч более прыгучий: кожаный, резиновый, поролоновый или пластиковый? Проверьте».). Экспериментирование может осуществляться в совместной деятельности с семьё й: на консультациях воспитателем раздаются инструкции и описания проведения различных опытов в домашних условиях и на улице.
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.). Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.
В течении года предлагала детям ряд игр с водой, в ходе которых малыши узнали много нового о свойствах воды. Наблюдали за таянием снега и льда, погружали в воду игрушки и предметы. В процессе опыта ребята выяснили, что легкие предметы (перышко, вата, бумага) плавают в воде, а тяжелые (камешки, железо) тонут. Детям очень нравится экспериментировать, самим делать определенные выводы в ходе опытов.
Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Ведь исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.