Куперина Ирина
Нетрадиционная техника рисования как средсво познания мира и развития эстетического восприятия для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является важнейшим этапом развития и воспитания личности. В этом возрасте формируются самостоятельность мышления, любознательность и познавательный интерес детей, поэтому именно в этот период большую актуальность приобретает воспитание у детей художественного вкуса, формирование творческих умений и осознание ими чувства прекрасного. Развитие творческих способностей детей с ОВЗ требует нестандартного подхода, учета индивидуальных возможностей ребенка. Эти дети не пассивные объекты социальной помощи, а развивающие личности, которые имеют право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, творчестве. Любое педагогическое воздействие на детей с ОВЗ должно быть не просто педагогическим, а коррекционно – педагогическим, учитывающим не только характер основного дефекта, но и структуру интеллектуальных нарушений. Детей с ОВЗ характеризует отставание в психическом развитии, наблюдается отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитико – синтетическая деятельность, снижена активность мышления. Из–за быстрого наступления утомления дети часто не могут завершить начатое дело. У них отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а иногда он и вовсе отсутствует. Дошкольники с ОВЗ не умеют слушать инструкцию, им хочется быстрее начать действовать. Однако, приступив к деятельности они не знают с чего начать. Эти дети эмоционально не устойчивы, у них присутствует частая смена настроения, неуверенность, чувство страха. Известно, что дети, поступающие в специальные дошкольные учереждения для детей с ОВЗ, страдают трудностями в поведении. Обычно они выражаются в двигательной расторможенности, не умении управлять своими эмоциями. Все перечисленные нарушения в развитии детей с ОВЗ негативно сказываются на формировании изобразительной деятельности. Вместе с тем, эта деятельность ребенка является движущей силой его психического развития. Решение данной проблемы требует специального подхода, который, на мой взгляд, заключается в использовании нетрадиционных техник в работе с детьми с ОВЗ.
Публикация «Нетрадиционная техника рисования как средсво познания мира и развития эстетического восприятия для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
. Поддержать творческое начало ребенка очень важно, ведь при этом происходит развитие личности, развивается интеллект, память, воображение, мышление, речь. Часто дети с ОВЗ находятся в возбужденном, нервном состоянии, но стоит ребенку взять лист бумаги и краски, как он меняется, приходит в эмоциональную норму, начинает улыбаться, становится спокойным. Творчество помогает детям раскрыть и развить свои таланты.
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Необычное рисование дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявления индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изображения вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Нетрадиционного техники рисования способствуют развитию мелкой моторики рук, повышают уровень развития зрительно – моторной координации. В своей работе с детьми с ОВЗ я использую многие техники нетрадиционного рисования : рисование пальчиками, рисование ладошкой, рисование тычком, отпечатки листьев, рисование мятой бумагой, рисование пальчиками - это любимая техника наших детей. Она способствует в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению. Эта технология развивает художественное и пространственное мышление, она достаточно проста. Дети учатся смешивать разные цвета для получения разнообразных оттенков, осваивают прием вливания одного цвета в другой. Данная техника развивает мелкую моторику рук ребенка, развивает детское воображение, фантазию и творческое мышление, побуждает детей к самостоятельности. Еще одна из нетрадиционных техник рисования – рисование методом тычка. Рисунки получаются объемными, живыми за счет многократных движений кисточки сначала по линии контура предмета, а потом внутри него. Рисование методом тычка стимулирует развитие мелких мышц кисти рук, поэтому детям впоследствии легче овладеть и другими способами рисования. В процессе работы с использованием нетрадиционных техник рисования создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Новые материалы, красивые и разные, возможность их выбора помогают не допустить в детской изобразительной деятельности однообразия и скуки.
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ показало эффективность этой работы, так как она способствует творческой активности детей, а значит и развитию детского изобразительного творчества.