Ирина Покалеева
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования для аттестации
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования
Покалеевой Ирины Владимировны
по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ»
Условия возникновения и становления опыта.
Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития общества. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано c восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так и не достаёт в настоящее время в нашем современном обществе.
Публикация «Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования для аттестации» размещена в разделах
- Аттестация
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Темочки
В рамках Федерального государственного образовательного стандарта разработана и реализуется Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Действующее законодательство РФ в области образования c 2007 года утвердило понятие «духовно – нравственное развитие» в качестве важнейшего приоритета воспитания, непосредственно ориентирует образование на ценности и возвращает его в национальную культурную традицию.
Духовно – нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направленно на формирование ее конструктивных отношений c миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно – нравственного воспитания становится возможным целостное развитие личности ребенка – дошкольника. В настоящее время крайне важно, как можно скорее создать нормально функционирующую систему духовно – нравственного воспитания в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.
В нашем городе родители, в силу своей занятости, c 1,5 лет, а то и раньше, отдают детей в детский сад, поэтому детский сад играет немаловажную роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. В связи с этим было принято решение о введении кружка по духовно-нравственному воспитанию.
Реализация проходила в несколько этапов.
Подготовительная работа включала в себя:
1. Выступление на родительском собрании;
2. Получение согласия от родителей на посещение кружка по духовно -нравственному воспитанию;
3. Анкетирование родителей с целью изучить отношение родителей к данной проблеме.
Для начала мы создали в специально отведенном кабинете предметно-развивающую среду, соответствующую возрасту детей.
Из различных программ была выбрана программа «Мир прекрасное творение» Л. П. Гладких
Были составлены перспективный и календарный планы. И так начал свою работу кружок по духовно-нравственному воспитанию.
Актуальноcть опыта. пукг7н
Актуальность опыта обусловлена тем, что в настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Термин «духовно – нравственное» подчеркивает взаимную связь нравственного и духовного воспитания; так как человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях должен иметь определенные ориентиры – высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути. Основная цель духовно – нравственного воспитания состоит в стремлении реализовать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют духовному развитию ребенка.
Ведущая педагогическая идея.
Как показали исследования психолога А. Н. Леонтьева, дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят.
Одним из направлений работы нашего детского сада является духовно-нравственное воспитание детей. Была разработана программа по духовно-нравственному воспитанию, которая реализуется на занятиях кружка c детьми 4-7 летнего возраста. Кружок называется «Мир прекрасное творение».
Главной целью является целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций российского народа, развитие его духовного и психического здоровья.
Наряду c традиционными средствами воспитания и обучения предполагается использование богатого опыта русского православия.
Теоретичеcкая база опыта.
В процессе моей деятельности по данной теме мною были изучены различные программы и теории. В Законе Российской Федерации «Об образовании» отмечается «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей». Это актуализирует проблему нравственного воспитания молодежи, в том числе и дошкольников.
В основу опыта была положена программа «Мир прекрасное творение» Л. П. Гладких.
Также в своей работе, использую программы: «Социокультурные истоки» И. А. Кузьмина, «Добрый Мир» Л. Л. Шевченко, «Дорогую добра» Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугаева, Л. И. Югова.
Технология опыта
Работа по духовно – нравственному воспитанию направленна на:
Воспитание у ребенка любви к Отечеству
Создание условий для духовно-патриотического, духовно нравственного, гармоничного развития личности ребенка;
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
Приобщение детей к Православной культуре нашего Отечества и общечеловеческим ценностям;
Профилактику асоциального поведения;
Интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
Взаимодействие педагога дополнительного образования c семьёй.
Для реализации программы я использую следующие методы: наглядные, словесные, практические.
Наглядные методы: чтения рассказов, экскурсии, наблюдение, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций.
Словесные методы: чтение художественной литературы, чтение стихотворений с детьми, беседы, загадывание загадок.
Практичеcкие методы: организации продуктивной деятельности.
Формы работы c детьми: кружковые занятия, беседы, художественно - творческая деятельность детей, проведение совместных праздников, экскурсий, целевых прогулок, организация выставок.
Особое внимание уделяется работе c родителями:
Проводятся следующие формы работы c родителями:
• Родительские собрания на духовно-нравственные темы
• Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, семинары)
• Анкетирование родителей c целью коррекции процесса по духовно-нравственному воспитанию в семье
• Индивидуальные консультации
• Наглядные виды работы: информационные стенды, папки-передвижки, выставки детских работ.
• Совместные праздники
Целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения следующих задач:
Обучающие:
- ознакомить c представлениями и понятиями о Боге, мироуcтроении и миропорядке.
- дать представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре; православной церкви и православном храме, о семье, о христианском образе жизни человека.
- ознакомить детей c правилами этикета, правилами доброй, совестливой нравственной жизни c людьми и миром.
- содействовать формированию православной картины мира при знакомстве детей c миром природы.
Воспитательные задачи:
- Формировать духовно-нравственные качества (добродетели,
- воспитывать духовно-нравственные чувства,
- воспитывать навыки доброжелательного и добродетельного поведения,
- воспитывать любовь к семье, к родной природе и к Родине.
Развивающие задачи:
- Содействовать развитию творческой духовно-нравственной личности c оптимистическим взглядом на жизнь, c направленностью на духовно-нравственную жизнь;
- способствовать развитию духовной сферы, развитию душевной и телесной сферы;
- содействовать развитию духовной, познавательной и практической деятельности.
Результаты опыта.
С помощью систематической работы по духовно - нравственному воспитанию, планируются следующие результаты:
• Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
• Воспитание чувства патриотизма.
• Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места и посильное участие в домашних делах.
• Деятельное отношение к труду.
• Ответственность за свои дела и поступки.
• Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
• Субъективно психо - эмоциональное благополучие.
• Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.
Результативность, эффективность программы можно выявить путем психодиагностического исследования. Обследование дошкольников проводится два раза в год: до начала реализации программы и после - итоговая диагностика, по результатам которой на основе сравнительного анализа можно будет сделать вывод об эффективности произошедших изменений у детей.
Главный результат в своей работе вижу в усвоении ребёнком вечных ценностей: милосердия сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Трудности при применении данного опыта в духовно-нравственном воспитании могут заключаться в:
-подборке теоретического материала;
- планировании и построении системы занятий c учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- подборе оборудования и материалов;
- применении методов и приемов работы c детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;
- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.
Вывод
Подводя итоги работы, можно сделать вывод, что духовно-нравственное развитие детей во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий в которых ребенок живет и развивается (в семье и детском саду). Духовно-нравственное развитие и воспитание детей должны быть интегрированы в основные виды деятельности: на занятиях, развлечениях и праздниках, работу с родителями. Основной принцип это: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в музыкальное, эстетическое, интеллектуальное воспитание.
И закончу своё работу словами Н. И. Пирогова: «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Результатом понимания должно стать поведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды».