Валентина Мичурина
Особенности игр-драматизаций, их содержание в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Старший дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально - волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности. В связи с этим расширяются возможности нравственного воспитания старших дошкольников.
Публикация «Особенности игр-драматизаций, их содержание в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
По мнению большинства ученых, именно в этот период закладываются основы таких нравственных качеств, как коллективизм, патриотизм, дисциплинированность, правдивость, доброжелательность, трудолюбие, принципиальность, бережливость и пр.
Игра - драматизация строится на основе литературного произведения: сюжет игры, роли, поступки героев, их речь определяются текстом произведения. Наличие заранее данного сюжета и ролей сближает игру-драматизацию с играми с готовым содержанием и правилами. То же отличает ее от сюжетно-ролевых игр на темы литературных произведений, где связь с тем или иным произведением менее устойчива и определенна: возможно совмещение событий из разных литературных источников, введение новых действующих лиц, свободная передача содержания и т. д. Однако оба вида игр близки друг к другу и по значению, и по характеру руководства ими.
Большой интерес детей старшего дошкольного возраста к сюжетно-ролевым играм на темы литературных произведений и играм- драматизациям объясняется тем, что их привлекает изображение в играх людей смелых и искренних, мужественных и отважных, сильных и добрых. Детская литература, гуманистическая по своей сущности, дает богатый материал для детских игр. Отдельные персонажи литературных произведений начинают появляться уже в самостоятельных играх детей младших групп. Однако в них эти образы не получают своего полного раскрытия, как это имеет место в играх- драматизациях детей старшего дошкольного возраста.
Игра-драматизация оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает язык, характерный для героев ого или другого литературного произведения (Р. И. Жуковская, Т. А. Маркова, И. Карпинская). Начало работы над игрой-драматизацией состоит в подборе художественного произведения. Необходимо, чтобы художественное произведение заинтересовала детей, вызвало сильные чувства и переживания. Для игры нужно произведение с занимательно развивающимся сюжетом, герои должны совершать поступки, вступать друг с другом в разнообразные отношения. В произведении должно действовать несколько «сквозных» героев, наряду с героями эпизодическими. Действия таких героев становятся сюжетным стержнем игры. Яркая, точная, конкретная характеристика их служит основанием для создания образа. Необходимо и наличие диалогов.
Выбрав произведение для игры-драматизации, воспитатель многократно читает его детям, рассматривает иллюстрации, беседует с детьми о прочитанном. Для углубления понимания произведения дети пересказывают прочитанное. Если содержание позволяет — следует провести рисование или лепку на тему выбранного произведения. Некоторые воспитатели используют и такой прием, как пересказ описываемого события от лица того или иного героя.
Как правило, у самих детей возникает желание поиграть в героев понравившегося им произведения. Если же игра не возникает, воспитатель может предложить ее.
Воспитатель принимает участие в сговоре и подготовке игры. На основе содержания произведения с детьми составляется сюжет игры. Обсуждаются и распределяются роли. Отбирается речевой материал. Воспитатель обсуждает с детьми необходимые элементы костюмов, обстановки и помогает изготовить их.
Следует помочь детям в отборе выразительных средств, в правильной передаче образа (мимики, пантомимики, интонации и т. д.). Отбор выразительных средств и приемов должен опираться на понимание детьми сущности образов и идеи произведения. Прямое обучение движениям или мизансценам делает игру нарочитой и искусственной. Воспитатель пользуется вопросом, советом, повторно читает произведение, беседует с детьми.
В старшем дошкольном возрасте закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с потребностями других людей. В процессе создания и реализации игрового замысла находят своё отражение и представления детей об окружающем мире, и их отношение к той или иной проблемной ситуации. Овладение навыками мимической, пантомимической, речевой выразительности способствует развитию творческого потенциала детей и повышению уровня их социальной адаптации.
Вместе с игровым действием развиваются и зачатки воображения ребёнка, возможности которого связаны с вхождением в элементарную игровую ситуацию с вариативным использованием сначала отдельных предметов, а затем цепочек ролевых действий.
Играя роль, ребёнок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребёнку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощь движений, жестов, мимики и других средств выразительности.
Во время игр-драматизаций у детей снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым создаются необходимые личностные предпосылки для успешного протекания обучения на всех последующих этапах образования.
Благодаря специальным педагогическим исследованиям, проведенным Л. Вырошниной, Н. Карпинской, Е. Трусовой, Л. Фурминой и др., было установлено следующее.
Самостоятельно в игры-драматизации даже дети старшего дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают театрализованные игры по предложению воспитателя и под его руководством (Л. Фурмина). Но, если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, потешки, небольшие сценки, а во второй младшей группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте игра-драматизация возможна как самостоятельная деятельность (Сигуткина). Этому предположению существует несколько подтверждений. [9]
Было установлено, что дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное (Н. Карпинская).А в старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное обучение детей способам художественно-образной выразительности (Кофман).
В этом же возрасте становится возможным включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр (Л. Вырошнина).[23]
Было также установлено, что эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от ее интегрирования с занятиями по изобразительному творчеству детей. В процессе декоративно-оформительского творчества дети имеют возможность подумать, поразмыслить, вспомнить и пофантазировать, что также положительно влияет на выразительность создаваемых образов (Е. Трусова).
В старшем дошкольном возрасте у детей формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эстетического развития: активность, сознательность, самостоятельность, целостное восприятие содержания и формы, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения. Благодаря этим качества ребенок уже в состоянии сам сделать куклу для своего выступления и через цвет одежды передать ее образ. Так, например, на занятиях по художественному труду дети из конусов делают основание куклы-марионетки, а затем с помощью прорисовки лица, одежды, внесения различного рода дополнительных деталей создают желаемый образ. В другом случае, основание для кукол из ткани могут сделать педагоги и родители. А множество разнообразных плащей и накидок и других атрибутов в состоянии изготовить сами дети. При подготовке к спектаклю с помощью одежды и дополнительных атрибутов дети могут создавать любой образ по своему усмотрению.
Работа с детьми проводится в двух основных формах:
-специально организованная работа педагога с детьми;
- нерегламентированный вид деятельности по желанию ребёнка.
Руководство игрой-драматизацией, как правило, начинается с отбора литературных произведений. Выбор произведений обусловлен задачами социально-нравственного воспитания и осуществляется по следующим принципам:
– сюжет должен иметь четко выраженное воспитательное воздействие;
– эмоциональная выразительность персонажей с присущими им нравственными качествами, наличие противоположных персонажей;
– увлекательный сюжет: повторы в тексте, динамичные действия;
– богатый и яркий иллюстративный материал.
Все произведения, предлагаемые для игр-драматизаций, разделены на 5 циклов:
1. Произведения, в которых герои проявляют умение дружить (“Кот, петух и лиса”, “Теремок”, “Под грибом”).
2. Сказки, раскрывающие нравственный смысл любви, заботы, по отношению к близким людям (“Петушок и бобовое зернышко”, “Курочка Ряба”, “Гуси – лебеди”, “Кошкин дом”).
3. Произведения, которые близки по идейному содержанию, в них часто противопоставляется добро и зло (“Морозко”, “Колобок”).
4. Показаны примеры героя справедливого, доброго, смелого (“Заюшкина избушка”, “Айболит”).
5. Формирование обобщенного положительного образа человека. В этих произведениях показаны как положительные, так и отрицательные черты (“Заяц-хваста”, “Маша и медведь”)
Работа по социально-нравственному воспитанию дошкольников при организации игр-драматизаций делятся на 3 этапа.
На I-м этапе решаются задачи формирования представлений детей о нравственных качествах персонажей литературных произведений, умение их оценивать.
II -й этап был посвящен поискам средств выразительности: интонации, мимике, жестам.
На III-м этапе основное внимание уделяется самим играм-драматизациям, развитию общения и взаимодействия по поводу игры.
В работе по формированию нравственных ценностей через игры-драматизации привлекаются и родители. Формы работы с родителями разнообразны:
-проводятся беседы и консультации;
-тематические родительские собрания;
-родители приглашаются на открытые занятия – игры;
-организуются родительские гостиные.
Родители имеют возможность познакомиться с общей характеристикой занимательного материала по социально-нравственному воспитанию посредством игр-драматизаций, подчеркивая его игровой характер, интерес к нему детей младшего возраста; знакомятся с различными видами театров, способами их изготовления. Раскрываю роль игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании. [24]
С помощью игр-драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Для развёртывания игр-драматизаций необходимы : возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т. п. [24]. Руководство воспитателя заключается в том, что он прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру-драматизацию.
Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками [10].
Современные комплексные вариативные программы предполагают органично решать проблемы воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет средством игр-драматизаций.
Программа «Развитие» (под ред. О. М. Дьяченко) [22] в разделе «Игра» предлагает создавать детям условия для свободной самостоятельной игры с настольными игрушечными персонажами, с которыми можно разыграть разнообразные события; поддерживать интерес детей к игре-драматизации по известным сюжетам, предлагая детям разнообразные ее формы (драматизация по ролям, настольный театр, куклы би-ба-бо) и участвуя в ней вместе с детьми.
В программе «Детство» (под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович) [8] игры-драматизации входят в раздел «Творческие игры», где в старшей дошкольном возрасте предусматривается разыгрывание в творческих, театральных, режиссерских играх сюжетов сказок, литературных произведений, внесение в них изменений и придумывание новых сюжетных линий, введение новых персонажей, действий. Разыгрывание театральных спектаклей с куклами, игрушками самоделками; пальчиковый театр; театр марионеток.
В программе «Истоки» (под ред. Л. А. Парамоновой) [11] в разделе «Ведущая деятельность игра» отмечается, что театральные, игры-драматизации, празднично-карнавальные, а также соревновательные игры-развлечения требуют соответствующей подготовительной (подбор костюмов, декораций, специальных игрушек и атрибутов, в том числе репетиционной работы с детьми. Детей нужно учить управлять игрушечными персонажами кукольного театра, техническими, в том числе и компьютерными играми, не допуская при этом нервной перегрузки детей. К концу седьмого года жизни ребенок должен уметь:
-создавать сюжет совместной и индивидуальной игры, использовать и комбинировать знания, полученные из разных источников;
-играть в воображаемом словесно оформленном плане, принимая и разыгрывая роли в форме игровой беседы, то есть ролевого диалога, а также разыгрывая сюжетные события в форме игрового монолога, близкого к сочинительству, отталкиваясь при этом от реальных игрушек, рисунков картинок, впечатлений;
-согласовывать творческие индивидуальные замыслы с партнерами-сверстниками, продолжать свои игровые действия, включая в них события, предложенные партнером;
-наделять игровым значением нейтральный объект в смысловом поле игры, создавать игровую ситуацию из неоформленных подсобных материалов, средообразующих предметов, графических изображений и изменять их в соответствии с развитием сюжета в игре;
-свободно и с интересом играть в разные игры - сюжетно-ролевые, режиссерские, игры-драматизации, игры с правилами.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте становится возможным включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра. Анализ современных комплексных вариативных программ показал, что игры-драматизации как средство развития нравственных ценностей, присутствует в программах «Развитие» и «Детство» и выделяется отдельным пунктом в соответствующих разделах. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» игры-драматизации являются частью театрализованных игр и предлагают решение задачи формирования нравственных ценностей через чувствование и понимание эмоционального состояния героев литературных персонажей.