Нора Ерицян
Экологическое воспитание дошкольников посредством интеграции
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила Н. В.
В современных условиях с появлением новых технологий и бездумным потребительским отношением к природным богатствам все больше происходит катастроф в окружающей среде. Возникает вопрос, каким будет будущее у наших потомков? Считаем, что элементарные знания экологической безопасности помогут сохранить жизнь на Земле. Поэтому экологическое воспитание как никогда является одной из важнейших проблем, которую необходимо решать именно с дошкольного возраста как перспективу на будущее.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников посредством интеграции» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В настоящее время тема интеграции в экологическом воспитании дошкольников мало изучена. Это и побудило нас обратиться к исследованиям Т. С. Комаровой и М. Б. Зацепиной по проблемам влияния интеграции на всестороннее воспитание и развитие детей, адаптировать, совершенствовать и систематизировать имеющийся материал применительно к проблемам экологического воспитания.
Как показывает практика работы, интеграция имеет большое значение на всех уровнях воспитания и образования дошкольников. Это значение проявляется в следующем:
- взаимосвязь между разнообразными видами детской деятельности способствует образованию связей со специфичным содержанием различных образовательных областей;
- взаимосвязь различного материала и содержания повышает мотивацию усвоения, делает ее личностно-значимой для каждого ребенка;
- интеграция формирует у детей более глубокие разносторонние знания, целостное представление о мире и о взаимосвязи всех его составляющих;
- интеграция позволяет сократить количество занятий и время их проведения, что имеет большое педагогическое значение, так как предотвращает перегрузки детей, освобождает время для свободной деятельности;
- интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений; повышает эффективность воспитания и развития детей [1].
Поэтому считаем, что интегрированные занятия различных образовательных областей являются ведущей формой педагогического воздействия. Интеграция данных занятий отличается тем, что для экологического образования крайне важно рассматривать окружающий мир с точки зрения взаимосвязей живых организмов между собой и с окружающей средой. Чтобы интегрированное занятие превратилось в экологическое, нужно изменить характер обсуждения, т. е. важно обращать внимание детей на условия, без которых живой организм не сможет про-жить, на его связь с окружающей средой. Например, дереву нужна почва, так как именно она держит его корни, которые несут по стволу из земли воду, питательные вещества. Кроме того, нужны воздух, дождь, ветер, поскольку листья дышат, корни берут влагу из почвы, а ветер разносит семена и т. д. (Н. А. Рыжова).
Интегрированные занятия мы разрабатываем по основным направлениям. Первое направление, когда занятия строятся на объединении взаимосвязанного содержания различных образовательных областей. Данные занятия дают возможность объединять обучающее содержание разных областей по одной ведущей теме. Например, взаимосвязь художественно-эстетического и речевого развития по теме «Золотая осень» прослеживается, когда старшие дошкольники знакомятся с картиной И. Левитана «Золотая осень», закрепляют знания об изменениях в природе осенью, слушают пьесы П. Чайковского из цикла времена «Времена года» и рисуют на тему «Осень».
Второе направление, когда занятия строятся на объединении теоретических знаний и практических навыков. Данные занятия позволяют детям полученные знания из различных образовательных областей применять на практике в разных видах детской деятельности. Например, полученные знания по уходу за растениями дети применяют в трудовой деятельности и т. д.
Особую роль в интеграции воспитательно-образовательного содержания экологической направленности имеет детская художественная литература. Литературные произведения углубляют представления о жизни природы и общества, о связи явлений, предметов, событий. Дети восхищаются разнообразием и красотами окружающего мира через произведения разных поэтов и писателей, которые воспевают природу в своих произведениях. Через литературные произведения дошкольники узнают мир как целостное явление, что в свою очередь способствует их интеллектуальному развитию, формированию образных представлений и образного мышления.
Интегрированные занятия продуктивной деятельности с чтением художественной литературы, их взаимосвязь с содержанием по познавательному и художественно-эстетическому развитию позволяют эффективно реализовывать на практике региональный компонент, знакомить детей с природными достопримечательностями своего города и региона.
Взаимосвязь образовательных областей и детской деятельности обогащает образные представления детей и способствует развитию образного мышления, воображения, эмоциональному и творческому развитию. Считаем, что особую роль в экологическом образовании детей играет творческий подход воспитателя к проявлениям дошкольников, учет их достижений, характера самостоятельных действий. Поэтому эффективность работы достигается за счет учета детского интереса и продуманного воздействия взрослого на детей через совместную деятельность.
Кроме того, необходимо отметить, что целенаправленная и систематическая работа, простроенная в рамках интеграции, дает положительные результаты в формировании основ экологического воспитания дошкольников.
Литература
1. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада: для занятий с детьми 2-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.