Лилия Назырова
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством метода проектов
▼ Скачать + Заказать документы
«Экологическое воспитание детей посредством метода проектов».
Проблема: как обеспечить экологическое воспитание и развитие, используя метод среднего дошкольного возраста
проектов.
Цель программы: разработать и применить на практике условия реализации экологического развития детей среднего дошкольного возраста посредством метода проектов.
Задачи программы:
Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством метода проектов» размещена в разделах
1. провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.
2. разработать и апробировать проектную деятельность в ДОУ, соответствующую новым подходам к повышению компетентности детей среднего дошкольного возраста и семьи в вопросах экологического воспитания дошкольников.
3. мониторинг результативности деятельности.
4. презентовать результаты инновационной деятельности педагогическому сообществу, а также тиражировать опыт в масштабах района.
Результаты реализации программы:
-самовоспитание интереса к педагогическому поиску, формированию чувства удовлетворенности за деятельность в своей профессии;
- внедрение новых педагогических технологий в образовательную деятельность ДОУ;
-система работы по экологическому воспитанию включена в воспитательно-образовательный процесс ;
-внедрена система мониторинга эффективности трудовой деятельности.
Сроки реализации программы: -1 год.
Проблема экологического воспитания человека - сложная и многогранная. Ее появление обусловлено целым рядом объективных причин, порожденных, в свою очередь, изучением взаимодействия человеческого общества и природы. Тем самым первоначально и в первую очередь экологическое воспитание людей является глобальной задачей социального значения. Ее решение тесно связано с разработкой современной философско-исторической концепции отношения человека и природы. Сложившаяся к настоящему времени в рамках целого ряда научных дисциплин (и прежде всего в философии, социальной экологии и общей теории жизни, эта концепция позволяет определить общие подходы к сущности экологического воспитания, его содержанию и направленности. Отношение к природе стало предметом познания людей с тех пор, как они осознали себя людьми. Сейчас вопрос о характере человеческого отношения к природе, о том, каким оно должно быть и чем оборачивается и для человека, и для природы, является вопросом о настоящем и будущем человечества. Как правило, острота этого вопроса связывается с реальной экологической опасностью. Она приобретает все более угрожающий характер и масштабы, нарастая от сложной экологической ситуации до экологической катастрофы. Одна из основных причин, вызвавших экологический кризис - деятельность человека в природе, рост промышленного производства с использованием природных ресурсов без достаточного учета основных биологических и экологических закономерностей. Это приводит к необратимому нарушению баланса природных сил биосферы; в планетарном масштабе порождает неуправляемые цепные реакции, уже в ближайшее время грозящие гибелью людям и всему живому на Земле.
Однако проблема не только в самой экологической опасности. Она лишь явление, в значительной мере отражающее сущность. Правильная оценка сложившейся ситуации, а главное, поиск оптимального выхода из нее возможны только в том случае, если будут вскрыты глубинные особенности взаимодействия человеческого общества и природы, проявлением которых она служит. Анализируя их, исследователи приходят к выводу о том, что в современных условиях необходимо осуществить переход к новому типу связи общества и природы; научно обоснованному и гуманистически ориентированному. Такой тип связи был обоснован В. И. Вернадским в его учении и ноосфере. (Кондратьева Н. Н.)
Экологическое образование – это сравнительно недавно появившееся в педагогике направление. Экологическое образование пришло на смену ознакомлению детей дошкольного возраста с природой, имевшему целью обеспечение накопления у детей представлений об отдельных объектах и явлениях природы. Основной целью экологического образования является раскрытие перед детьми связей и отношений между живыми, неживыми объектами и человеком. И. Д. Зверевым цель экологического образования понимается как формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения к окружающей среде.
Складывающаяся сегодня парадигма экологического образования опирается на новый, научно обоснованный и гуманистически ориентированный, взгляд на взаимодействие человечеств и природы. В связи с появлением экологического направления в образовании по-новому трактуются такие педагогические термины как обучение, воспитание и развитие (И. Д. Зверев). Экологическое обучение рассматривается как формирование у детей системных знаний об окружающей среде, экологических проблемах и идеях их разрешения. Экологическое воспитание предполагает формирование у детей экологически целесообразных потребностей общения с окружающей средой, сбережения ее от загрязнения и разрушения. Воспитание рассматривается как приобщение ребенка к миру человеческих ценностей. Ценностные основы отношения к природе формируются у ребенка через приобщения к широкому кругу общечеловеческих ценностей, таких как:
- познавательные ценности (чувство первооткрывателя, радость экспериментирования с объектами неживой природы, открытие нового в знакомом и знакомого в новом, осознание простейших закономерностей, их непреложности);
- ценности переживания (красота, загадочность природы, одушевление ее объектов);
- ценности преобразования (стремление бережно относиться к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы).
Экологическое развитие обеспечивает становление экологических убеждений, ответственности, первичное осознание экологических проблем как личностно значимых.
Задачами экологического образования являются:
- формирование определенной системы экологических знаний, позволяющих осознать единство всей природы и место человека в ней, т. е. формирование у детей элементов экологического сознания;
- формирование позитивных чувств и отношений как к окружающей природе в целом, так и отдельным ее представителям, т. е. воспитание гуманного отношения к природе;
- умений и навыков экологически грамотного поведения в природе, экологически грамотной природоохранной деятельности.
Педагогический процесс рассматривается как система педагогического взаимодействия его субъектов, направленная на достижение результата. Какой результат должен быть достигнут в экологическом образовании? Результатом экологического образования является экологическая культура личности. Составляющие экологической культуры (по С. Н. Николаевой) :
• системные знания о природе, их экологическая направленность, научная обоснованность;
• умение использовать знания в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту);
• привычка заботливого, рачительного, ответственного отношения к природе.
• Теоретическими основами экологического образования дошкольников являются положения науки:
• о единстве Человека и Природы (В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, Л. А. Чижевский и др.);
• о возможности понимания детьми природа как единого целого и диалектической взаимосвязи природы и человечества (А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев и др.);
• о единстве знаний, чувств и деятельности в формировании отношения человека к окружающей действительности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн);
• о необходимости перехода к новой экологической парадигме, основанной на био (эко)центризме (И. Н. Пономарева, Н. А. Рыжова и др.);
• о необходимости и возможности формирования системных знаний о природе у дошкольников (Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, П. Г. Саморукова, Е. Ф. Терентьева, И. Е. Фрейдкин, И. А. Хайдурова и др.);
• о формах и методах экологического воспитания (Л. М. Маневцова, С. Н. Николаева, З. П. Плохий, Н. А. Рыжова и др.);
• об экологической грамотности педагога как условии экологического воспитания ребенка (Т. А. Маркова, П. Г. Саморукова и др.);
• о стимулирующей роли «развивающей среды» в педагогическом процессе (Н. А. Ветлугина. Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, С. Л. Новоселова, В. А. Петровский, Н. А. Рыжова, Р. Б. Стеркина и др.).
При научной разработке проблем экологического образования детей на современном этапе важность приобретают следующие вопросы:
• отбор научных понятий и ведущих идей в области экологии, их адаптация к дошкольному возрасту;
• биоэкология как основа методики экологического воспитания дошкольников
• принципы отбора содержания экологического образования дошкольников;
• учет специфики возраста детей, их психического и личностного развития при отборе понятий и экологического материала.
Таким образом, в науке отчетливо обозначилась возможность и необходимость целенаправленного экологического образования на протяжении всей жизни человека, начиная с дошкольного возраста.
(В. Л. Малашенкова)
Литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с. (Дошкольное воспитание и развитие).
3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 96 с.
4. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. О. В. Дыбина, О. А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с.
5. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.