Екатерина Иванова
Экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Экологическое воспитание дошкольников»
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России - свои в каждом регионе. Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.
Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них зависит её судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами - дошкольными работниками.
Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. В это же время закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Творение красоты – источник тех сил, благодаря которым человек заставляет себя быть хорошим. Эти нравственные начала воспитываются в ребёнке с раннего возраста всеми окружающими взрослыми. И каковы мы, каковы наши оценки поступков детей – таковы и дети, и их поступки. Мы должны все силы приложить, чтобы дети не выросли черствыми, жестокими, с варварским отношением, а ещё хуже – безразличными к природе. Надо дать возможность детям полюбить природу, проявить к ней интерес.
Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Оно означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности дошкольников, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой. Поэтому в условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретают экологическое воспитание. Сейчас много экологических проблем не только в России, но и во всём мире. В большой мере это происходит потому, что раньше детские сады мало уделяли внимания этой актуальной проблеме, как экологическое воспитание.
Для нас педагогов, ведущих воспитательно-образовательную работу с дошкольниками на основе природной красоты, необходимы глубокие понимания характера общественных отношений человека к миру, знания и конкретные представления о задачах и путях формирования действенно – гуманистических, эстетических, нравственных оценок природных объектов, о разновидностях человеческой деятельности в природе, а также об особенностях становления личной духовно-содержательной позиции по отношению к природе как к объекту социальной и эстетической значимости.
Одной из основных задач воспитания является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы. Поэтому нужно воспитывать экологическую культуру у наших детей и их родителей. Разум людей должен побудить каждого человека к участию в экологическом движении за сохранение жизни на Земле.
Процесс экологического воспитания у старших дошкольников будет осуществляться успешно, если:
- созданы соответствующие педагогические условия для воспитания экологической культуры в ДОУ;
- разработаны содержание, средства, формы и методы экологического воспитания с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
С целью формирования у детей экологических знаний и экологической культуры в нашем детском саду были переоборудованы уголки природы – вынесена часть уголков природы в раздевательную комнату. Мы с детьми здесь наблюдаем, ухаживаем за животными и растениями. В групповой комнате мы оформили: экологический центр с необходимыми природными материалами, приборами для проведения показательных опытов и экспериментов, мини - музей. В нашей группе много настольно-печатных игр с природоведческим содержанием. В свободное от занятий время, особенно вечером, мы с детьми играем в эти игры. Ребята обучены играть самостоятельно, они легко тренируются в применении своих знаний, также у них развиваются интеллектуальные способности. В нашей группе много разнообразных комнатных растений. Вместе с детьми мы ухаживаем за ними, поливаем, вытираем пыль с листьев и горшочков. Наблюдая за ними, у детей расширяются знания о функциях их органов: корнями растение удерживается в земле, всасывает воду и питательные вещества, которые по стеблю (стволу) идут к листьям, цветам, плодам. Листья нужны, чтобы поглощать свет. На месте цветов появляются плоды, в которых зреют семена – это будущие новые растения. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание взаимосвязанной работы живого организма в целом.
Большое внимание уделяем и на благоустройство, озеленение территории: вырубаем старые, сажаем молодые деревья и кустарники, сеям траву. Сделали цветники-ландшафты, мини-поле, огород, фитогрядку, проложили экологическую тропу, то есть создали безопасную эколого-развивающую среду для воспитания и обучения детей, для детского труда, для решения задачи воспитания у детей нравственно-волевых качеств, восприятия себя как личности, обучение правилам безопасности на природе.
Вместе с музыкальным руководителем разрабатываем мероприятия, сценарии праздников, которые обеспечивают реализацию работы экологического направления. Мы проводим также праздники, которые посвящены: урожаю (осенью, Науруз, временам года. А летом проводим праздники, посвященные воде и солнцу, цветам. Также проводим праздник, посвященный Дню Земли: он пробуждает любовь к своей Родине и природе. С детьми разучиваем песни, стихи, танцы. Все эти праздники и развлечения проводятся совместно с родителями. Анализ анкет, проведенных с целью выявления отношения родителей к вопросам экологического воспитания, положительный.
Важное значение в экологическом воспитании детей придаём проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивая логическое мышление и разговорную речь ребенка.
Огромную роль в экологическом воспитании детей и формировании представлений о временах года, о сезонных явлениях в природе имеет, на наш взгляд, работа с календарем природы. Регулярные наблюдения с детьми сезонных явлений в природе, их изменений несут огромную смысловую нагрузку: учат сравнивать, сопоставлять различные природные явления, устанавливать их причину и временную взаимосвязь. Происходит развитие умственной деятельности детей, изменение восприятия увиденного, появляется устойчивый познавательный интерес к окружающему миру. Чтобы восприятие природы вызвало у детей яркие впечатления, в нашей работе широко используем стихотворения, загадки, рассказы о народных приметах, народные названия природных явлений, растений.
Недалеко от нашего детского сада находится парк Урицкого, который представляет собой, целую экологическую систему. Мы с детьми ходим туда на экскурсии в разное время года. Эти экскурсии дают возможность обобщить знания детей о том, что лес – наше богатство, а деревья, кустарники и травы – частица родной природы. Дети получают более глубокие знания о деревьях: липе, осине, березе. Например, всюду растет наша белоствольная береза, так ласково воспетая народом. С детьми мы, вспоминая стихи, песни о березе, выделяем те слова, которыми поэт выразил свое восхищение (ветвистая, кудрявая, белоствольная). Вспоминаем загадки о лесе, пословицы, поговорки – кто больше знает. Сравниваем березу с другими деревьями, определяем цвет, форму, обращаем внимание на яркую белизну ствола, слушаем шелест листвы. Кроме задушевных бесед, вместе с детьми пытаемся ответить на вопрос: какую пользу приносят деревья? Дети говорят: «Очищают воздух, дают кислород, дом для птиц» и тому подобное.
В зимнее время ходим в парк на экскурсию, чтобы дети сравнивали парк осенью и зимой. По дороге дети рассказывают, как надо вести себя в парке. Там видели мы снегирей, дети с большим наслаждением смотрели на них. Понаблюдали и поговорили о зимующих птицах. Немного пройдя по парку, мы с детьми увидели кормушку на березке, и туда насыпали семечки, хлеб. Затем, немного постояв, послушали в тишине парка свист синичек.
В процессе работы с детьми мы заметили, что они в ходе конкретных наблюдений легко могут установить связи между различными природными явлениями. Например, наблюдая за птицами, дети могут связать их прилет весной с температурой воздуха, таянием снега, вскрытием водоемов, появлениям насекомых. Дети разбираются в том, что до тех пор, пока не появятся насекомые – птицы не прилетят в леса, парки, пока не вскроются водоемы – не прилетят водоплавающие пернатые. Таяние же снега, вскрытие рек, появление насекомых связано с повышением температуры воздуха.
Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. Если дети принимают участие в озеленении участка, группы, то они не будут рвать и топтать цветы на клумбах и скверах, не будут ломать деревья и кустарники, за которыми сами ухаживают. Слушая красоту пения птиц, зная, какую пользу приносят они в народном хозяйстве, дети полюбят, и будут охранять пернатых друзей, а в зимнее время подкармливать их.
«Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем более способна она рассуждать» - писал известный психолог П. П. Блонский. Чтобы «наполнить головы» детей интересным содержанием, мы провели с ними различные опыты, эксперименты. Наблюдали, как растет лук, появились ли корешки, выросли ли зеленые ростки. Дети принимали участие в этом опыте с огромным интересом. Также, в ходе экспериментов, выявляли о свойстве воды, каким он может быть (твердым, жидким, газообразным) и тому подобное. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников.
Учитывая погодные условия, экологические занятия стараемся проводить на свежем воздухе. С детьми наблюдаем явления природы и устанавливаем простейшие связи между ними, определяем состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо и так далее. Воспитываем любовь к природе, бережно и заботливо относиться к ней.
На занятиях и вне занятий расширяем представления о домашних животных и их детенышах (особенности поведения, передвижения; что едят; какую пользу приносят людям). Знакомятся с трудом людей по уходу за домашними животными. Также, расширяем представления о жизни в природных условиях диких животных: как они передвигаются и спасаются от врагов, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях. При этом используем учебно-наглядное пособие «Картины из жизни домашних животных» и «Картины из жизни диких животных», картины демонстрируют жизнь животных в разные сезоны. Также мы с детьми сделали альбом «Домашние животные» из фотографий. Дети с удовольствием рассматривают в свободное от занятий время.
Вместе с педагогическим коллективом мы сделали огород. Огород – это гордость нашего дошкольного учреждения. Огород закреплен за нашей группой, так как дети большие, ответственны и самостоятельны. Мы организуем педагогическую работу на огороде так, чтобы все дети могли удовлетворить свое желание трудиться, чтобы всем хватило место, рабочий инвентарь, посадочный материал. Вместе с детьми сделали грядки, там же расположена и фитогрядка, где растут лекарственные растения: мелиса, зверобой, календула и другие. Проводим объяснения и показ, детей расставляем так, чтобы они не мешали друг другу. Не забываем о том, что непременным условием должны быть интерес и осмысленное отношение детей к любой работе. Вместе с детьми сажаем зерновые культуры: рожь, ячмень, пшеницу, овес, гречку, кукурузу, фасоль, горох, соя; также сажаем овощи: морковь, помидоры, лук, картофель, репу, огурцы, кабачки, петрушку. Наши дети заинтересованно видят в начале своей работы маленькое семечко, затем ухаживают за растущим растением. Конечный результат – богатый урожай, выращенный их руками и много новых семян. Некоторый урожай плодов вместе с детьми собираем в корзины и относим в пищеблок.
Интересная и кропотливая работа по озеленению дошкольного учреждения ведется с детьми на цветниках, газонах, клумбах и всей территории сада. Все лето и начало осени (сентябрь, октябрь) участок утопает в цветах, которые сменяют друг друга в течение всего теплого периода. У нас очень большой цветник и на каждом участке клумбы. Вместе с детьми наблюдаем и ухаживаем за своей клумбой. Сажаем цветы, поливаем, удаляем сорняки, рыхлим землю. У детей воспитываем заботливое отношение к цветам, растениям и любовь к труду. Также в процессе этой работы дети получают и закрепляют элементарные знания о растениях, у них закладывается понимание связи роста и развития семян с условиями окружающей среды.
Также создана у нас экологическая тропа на территории нашего детского сада. Такие маленькие экскурсии по экологической тропе дают возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, способствуют формированию конкретных представлений о растительном мире, о сезонных явлениях. Детям такие экскурсии по экологической тропе приносят радость и удовольствие, они свободно передвигаются по территории нашего детского сада.
Конечно, в каждой группе должны быть живые объекты, для которых созданы правильные, с экологической точки зрения, условия. У нас только минимальный состав – комнатные растения, аквариум с рыбками. Работа с этими объектами – наблюдения, уход, общение – включено в систему занятий. В дальнейшем хотелось бы в группу приобрести хомяка, морскую свинку, белую крысу, попугая. Ведь общение детей с животными, забота о них оказывают эмоциональное воздействие и развивают нравственные чувства. Дети в нашей группе очень любят наблюдать за рыбками. Ежедневно дежурные кормят их. Однажды вода в аквариуме стала постепенно темнеть. И утром Самира сказала: «Нам нужно почистить аквариум, вода в нем совсем зеленая стала, наверное, рыбкам там плохо живется». Вечером навели порядок в аквариуме, все старались помогать мне. И тогда Карим сказал: «Теперь рыбкам лучше живется в прозрачной воде, и водорослей не так много».
Дежурство в уголке природы пробуждает в детях инициативу, элементарную самостоятельность, желание совершать хорошие поступки, проявлять осознанную заботу о живых существах, с которыми они вступают в контакт. С ребятами мы беседуем о том, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях, животных) в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни.
На занятиях по экологическому воспитанию и в повседневной жизни с детьми слушаем музыку природоведческого содержания. Например «Пение птиц», «Прогулка по лесу» и другие. На наш участок также прилетают птицы: воробьи, вороны, синички, голуби. Вместе с детьми повесили на деревья кормушки, используя коробки, ящики. С целью подготовки детей к усвоению элементарных экологических представлений о птицах провели ряд наблюдений за сезонными изменениями в их жизни. При этом использовали художественную литературу - произведения К. Ушинского, В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова, Г. Тукая. На примере их творчеств дошкольники видят как человек, умеющий видеть природу, любящий ее, наблюдательный и внимательный, может рассказать о природе, животных, рисовать их. Последовательность и систематичность в работе дают позитивные результаты. Наблюдая за поведением детей можно сделать выводы, что они проявляют осознанное отношение к своему здоровью, окружающей среде, гуманное отношение к растениям и животным.
Как писал М. М. Пришвин «Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами… И охранять природу – значит охранять Родину». Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – это наша задача и долг.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Поэтому продуманная организация обучения, прогулок, экскурсий, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Таким образом, используя разнообразные методы и приемы по экологическому воспитанию детей, знания, умения, навыки общения с родной природой, умение видеть красоту ее, беречь ее, полученные нашими воспитанниками в детском саду, будут полезны в дальнейшей их жизни. Ведь мы расширяем знания детей о природе в системе и последовательности, уточняя и систематизируя личный опыт детей, а также формируем у них целостный взгляд на природу и место человека в ней, воспитываем ответственное отношение к окружающей среде и вырабатываем навыки грамотного и безопасного поведения в природе.