МААМ-картинки

Отчет о проделанной работе за учебный год «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в старшей группе»

Вера
Отчет о проделанной работе за учебный год «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в старшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы

  Введение

Чрезвычайно большие возможности для воспитания дошкольников открывает природа. К. Д. Ушинский называл ее прекрасным воспитателем молодого поколения, оказывающим глубокое влияние на развитие эстетических чувств.

Часть времени в таких воспитательных делах отводится экологическому просвещению — формированию необходимых знаний, суждений, понятий, убеждений. Дополненные местным материалом и преподнесенные должным образом экологические сведения вырабатывают убеждение в необходимости безотлагательной помощи природе, стремление хотя бы частично возместить ей то, что мы так долго от нее брали. Если ребенок поймет, что его благополучие, завтрашний день, счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха и воды, конкретной помощи ручейку и березке, он встанет в ряды защитников и друзей природы.

Публикация «Отчет о проделанной работе за учебный год „Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в старшей группе“» размещена в разделах

Основной смысл такой работы — конкретная практическая природоохранная деятельность. Объектами ее становятся все источники жизнедеятельности человека — земля, вода, воздух, животные, растения. Потребности региона, местные условия определяют направленность, вид, организацию и осуществление экологических воспитательных дел, таких, как, юных друзей леса, защитников птиц и животных, селекционеров редких растений.

Предметом данной работы является воспитание любви к природе.

Актуальность экологического воспитания.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Экологическое воспитание — составная часть эстетического и нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, этичного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности ( мотивы в развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).

В сущности экологического воспитания есть две стороны : первая — экологическое сознание, вторая — экологическое поведение. Таким образом, определяя сущность экологического воспитания, выделяют, во-первых — особенности этого процесса.

1) ступенчатый характер:

а)формирование экологических представлений;

б) развитие экологического сознания и чувств;

в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

г) выработка навыков и привычек поведения в природе;

д) преодоление в характере дошкольников потребительского отношения к природе;

2) длительность;

3) сложность;

4) скачкообразность;

5) активность;

во-вторых — огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:

1) развитие экологического сознания;

2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

4) воспитание устойчивой воли;

5) формирование значимых целей экологической деятельности.

Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего дошкольного возраста.

Цели и задачи воспитания у дошкольников экологической культуры

Создание нового отношения человека к природе — задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова).

Цель экологического воспитания — формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

- образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

- воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

- развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций, эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Ожидаемый результат

 Расширение кругозора детей о природе и её обитателей.

 Улучшение предметно-развивающей среды.

 Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

 Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление

творчества.

1 этап Информационно-аналитический

Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования

Тема

Сроки

Форма

распространения опыта

1

 С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г.

Сентябрь- октябрь

Составление перспективного плана работы

Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры

В течение года

При проведении НОД и других форм работы с детьми. Материал для педсоветов, педагогических часов, родительских собраний. При организации игровых досугов, праздничных утренников

перспективный план работы с детьми дошкольного возраста.

Проект «Елочка-красавица»

Проект «Птицы- наши друзья»

Проект «Природа-источник здоровья»

Изучить пособие С. Н. Николаевой «Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении», на основе данного пособия разработать проекты по экологическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Выставка игр, пособий для практической деятельности.

Разработать анкеты опроса педагогов и родителей.

Обобщить опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников.

II. ЭТАП — внедрение в практику

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

Разработать перспективные планы работы по экологическому воспитанию в ДОУ

Сентябрь-май

Календарно – тематическое планирование

Составить конспекты занятий по экологическому воспитанию детей.

Сентябрь-май

Наглядный материал

Мастер-класс для воспитателей : «Экологическая тропинка в детском саду».

ноябрь

Просмотр деятельности педагога

Обобщение опыта работы по теме «Экологическое воспитание детей в ДОУ»

Ноябрь, апрель

Просмотр деятельности педагога

Массаж и самомассаж с природным материалом.

декабрь

Семинар-практикум для педагогов

Родительское собрание «Дошкольник и экология».

май

Подготовка

памяток, рекомендаций для родителей.

Подготовка материала к информационным стендам.

Ноябрь,май

День открытых дверей

III. ЭТАП — представление опыта работы по теме

Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.

В течение года

Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по экологическому воспитанию.

Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования

В течение года

Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.

Подготовка конспекта ООД для публикации в СМИ

декабрь

Конспект ООД «Прятки в зимнем лесу»

Презентация опыта работы по теме самообразования

май

Творческий отчёт для педагогов ДОУ

Обобщение опыта.

май

Оформление отчета

Информационные листы в виде таблицы с результатами

IV. Работа с семьё

«Экологическое воспитание глазами родителей»

октябрь

Анкетирование

Осень золотая

октябрь

Выставка

Кормушки

февраль

Выставка

Акция «Покорми птиц»

февраль

Размещение кормушек и плакатов на прилегающей к саду территории.

Акция «Лес Победы»

май

Высадка елочек на территории детского сада

Фотоотчет и презентация

май

Презентация

«Экологическое воспитание детей»

V. Мероприятия для детей

Осень золотая

октябрь

Выставка поделок из природного материала

Экологическая тропинка

октябрь

Создание макета

«Экологической тропинки» детского сада

Прятки в зимнем лесу

ноябрь

ООД

Ёлочки-красавицы

Выставка детских рисунков

Дидактическая игры

«Кто где зимует?»

«Зимующие птицы»

«Бассейн для пальчиков»(каштаны, фасоль)

В течение года

Чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение, беседа.

Не забудем никогда,что есть у нас пернатые друзья

февраль

ООД

Покорми птиц

февраль

Изготовление плакатов для акции «Покорми птиц»

Наше здоровье в наших руках

апрель

ООД

Гантели сделаем сами (из бросового и природного материала)

апрель

Мастер-класс

Как муравьишка секретики здоровья искал

апрель

Показ экологической музыкальной сказки

Огород на подоконнике

апрель

Посадка семян бархотцев

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

 сформированы начала экологической культуры у детей;

 сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

 дети учатся практическим действиям по охране природы;

 развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

 у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Результативность: В средней группе следующие показатели на начало года: низкий уровень – 10%, средний – 50%, высокий — 40%; В настоящий период: низкий уровень –5%, средний –30%, высокий- 65%.

Литература.

1. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ.

2. О. Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ»2- издание 2008г. «Учитель» Волгоград.

3. Т. И. Попова. «Мир вокруг нас» Москва. Издательство «Линка-пресс».1998г.

4. Л. С. Журавлева. «Солнечная тропинка» Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2006г.

5. С. А. Козлова. «Я человек» Программа социального развития ребенка. Москва. «Школьная Пресса» 2004г.

6. Т. И. Гризик. «Ребенок познает мир» Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2003г.

7. Л. Я. Гельперштейн. «Моя первая энциклопедия» Москва. РОСМЭН. 2013г.

8. С. Мусиенко, Г. Бутылкина. «Оригами в детском саду». Пособие для воспитателей детского сада. Москва. «Обруч» 2010г.

9. Н. А. Рыжова «Не просто сказки» Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва. «Линка-пресс» 2002г.

10. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3) ;

11. Федеральный Государственный Образовательный стандарт

12. П. Г. Саморукова «Как знакомить детей с природой

13. М. В. Лучич «Детям о природе»

14. Н. А. Рыжова «Не просто сказки»

15. Н. А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста».

16. П. Г. Саморукова «Как знакомить дошкольника с природой»

17. В. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления детей с растениями» С. Н. Николаевка «Методика экологического воспитания в детском саду» М. А. Рунова. ,А. В. Бутилова «Ознакомление с природой через движение (Интегрированные занятия)

18. Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?»

Публикации по теме:

Аналитический отчет о проделанной работе в подготовительной группе за 2016–2017 учебный год Общая характеристика группы. В нашей группе всего 30 человек, 24 мальчика и 6 девочек. Двое из которых ясельного возраста. Все дети разносторонне.

Аналитический отчет о проделанной работе в старшей группе за 20162017 учебный год В старшей группе «Солнышко» работают два воспитателя Дугинова М. Н. и Скопина Н. А. Списочный состав группы составляет 20 детей, из них 11.

Отчет о проделанной работе в первой младшей группе за 2016–2017 учебный год К началу учебного года постарались создать благоприятную и развивающую среду, которую разделили на игровые центры с учетом возрастных особенностей.

Отчет о проделанной работе в подготовительной группе за 2016–2017 учебный год Отчет о проделанной работе в подготовительной группе за 2016 - 2017 учебный год. Общая численность детей в группе: На начало года: 24 человека.

Отчет о проделанной работе в подготовительной группе за 2016–2017 учебный год МБДОУ «Чечеульский детский сад» Отчет о проделанной работе в подготовительной группе за 2016 – 2017 учебный год. Воспитатели: Кованова Л. Л. ,.

Отчет о проделанной работе в средней группе за 2016–2017 учебный год Среднюю группу «Неваляшки» посещает 24 человека. Из них 11 девочек и 13 мальчиков. В 2016-2017 учебном году воспитательно - образовательная.

Отчет о проделанной работе в средней группе за 2015–2016 учебный год В начале года в группе было 22 ребенка. В течение года 2 ребенка выбыли. Средняя группа работает по программе Васильевой, Гербовой, Комаровой.

Отчет о проделанной работе воспитателя в старшей группе за 2016–2017 учебный год Отчёт о проделанной работе за 2016 – 2017 учебный год в старшей группе «Сказка» Воспитатель 1 категории Ковган Ю. И. Педагогический процесс.

Отчет о проделанной работе за 2016–2017 учебный год в подготовительной группе Работа в подготовительной группе проводилась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы МБДОУ №3 «Тополек».

Отчет о проделанной работе в старшей группе за учебный 2016–2017 год Отчет о проделанной работе «Одуванчики» за 2016 -2017 учебный год. Работала по основной общеразвивающей программе дошкольного обрзовния.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет о проделанной работе за учебный год «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в старшей группе»
Опубликовано: 2 января 2018 в 20:27
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчет о проделанной работе за учебный год «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в старшей группе»» (включая файлы) размещена пользователем Вера (УИ 853859) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД