Дугинова Марина Николаевна
Аналитический отчет о проделанной работе в старшей группе за 20162017 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
В старшей группе «Солнышко» работают два воспитателя Дугинова М. Н. и Скопина Н. А.
Списочный состав группы составляет 20 детей, из них 11 девочек, 9 мальчиков. Воспитательно – образовательная работа велась по примерной основной образовательной программе дошкольного образования, которая отвечает требованиям ФГОС, «Мир открытий» / Под общей ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. — М. : Издательский дом «Цветной мир», 2015г.
Публикация «Аналитический отчет о проделанной работе в старшей группе за 20162017 учебный год» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Старшая группа
- Темочки
В начале нового учебного года мной была выбрана тема по самообразованию: «Развитие творческих способностей детей старшей группы с помощью оригами» и была поставлена
Цель:
Изучить особенности и возможности развития и активизации творческих способностей детей старшей группы в процессе занятий по обучению оригами.
Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития творческих способностей детей.
Расширить знания о приемах конструирования из бумаги
Задачами являлось:
1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу обучения детей искусству оригами.
2. Изучить процесс развития творческого воображения.
3. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.
4. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями.
5. Раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями.
6. Разработать рекомендации для родителей по развитию творческих способностей детей.
Мной была изучена и взята в помощь при работе следующая методическая литература: Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. ; Богатеева З. А. ; Долженко Г. И. ; Коротеев И. А. ; Соколова С. В. Сержантова Т. Б. ; Тарабарина Т. И.
Складывая бумажные фигурки, дети отрабатывают точность и аккуратность. Ведь для того, чтобы фигурка получилась правильно, необходимо складывать лист так, чтобы углы и сгибы были идеально ровными. При создании бумажных игрушек и фигур, дети получают навыки работы ножницами (разрезание, надрезание, вырезание и так далее) и склеивания бумаги, навыками одно- или многократного сгибания бумажного листа с обязательным разглаживанием сгибов и углов ёще одним полезным качеством, которое помогают приобретать бумажные фигурки – это усидчивость. Бумажные игрушки требуют от своего создателя кропотливой работы, а у детей даже саамы простые модели не всегда получаются с первого раза. Чтобы сложить фигурку, ребенку придется постараться и потратить на работу некоторое время. Это учит ребенка концентрироваться на актуальной задаче, стараться и добиваться успеха.
Все эти качества пригодятся потом при обучении в школе, ускорят адаптацию ребенка к школьным требованиям, повысят его успеваемость. Кроме того, в процессе создания бумажных шедевров у детей развивается пространственное воображение и конструктивное мышление, формируется художественный вкус. Развитие памяти с помощью оригами связано не только с мелкой моторикой, но и происходит напрямую. Память ребенка тренируется при запоминании, какие действия, в какой последовательности нужно совершить, чтобы листок бумаги превратился в объемную фигурку.
Для родителей были организованы выставки детских работ. Также были подготовлены консультации для родителей темы консультаций «Оригами в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста», «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей»
Еще мной были подготовлены консультации для воспитателей ДОУ: «Использование оригами в предметно-развивающей среде в дошкольном учреждении».
Наблюдая за работой детей в начале года и по прошествии какого-то времени можно увидеть положительные результаты как по работе с ножницами (более увереннее работают, так и по складыванию бумаги, и если раньше дети выполняли работу только с показом воспитателя, то к концу года многие могут выполнять задания опираясь только на слова.
В начале нового учебного года я была выбрала тема по кружковой работы «Мастерилки»
Целью данного кружка :
- развитие мелкой моторики через занятия продуктивной деятельностью в рамках кружка;
- развитие творческих способностей, способствование формированию у детей чувства прекрасного, развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия.
Задачи:
- создать условия для детского творчества;
- обучить детей разнообразным способам практических действий с бумагой, природным, бросовым материалом, крупой и т. д. ;
- предоставить детям возможность закреплять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности;
- провести мониторинг развития мелкой моторики.
Для организации работы кружка была проведена работа с родителями :
1. Ознакомить родителей с задачами кружка, с перспективным планом работы на 2016-2017 учебный год;
2. Приглашение родителей на выставки детских работ;
3. Привлечь к сотрудничеству: пополнение нужного материала для кружка (бусины, гофрированная бумага, различные виды круп, природный материал и т. д.)
Занятия кружка проводились во вторую половину дня, не нарушая режим жизнедеятельности дошкольников, в интересной для детей форме, с включением предметно-практической деятельности и игр детей. Содержание занятий данного перспективного плана могло изменяться, дополняться различными видами деятельности, которые, на мой взгляд, могли более способствовать реализации задач содержания.
Работу по данному направлению строила на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей. В детском саду к продуктивным видам деятельности относятся: рисование, конструирование, лепка, изготовление поделок, они развивают мелкую моторику пальцев.
За основу работы кружка взяты методики Н. В. Дубровской «Аппликация из семян и косточек», Г. И. Перевертень «Мозаика из круп и семян», А. В. Белошистой. и О. Г. Жуковой «Бумажные фантазии», Киреевой Л. Г., Саськовой О. А. «Рисуем кукольный спектакль». В них представлены занятия по лепки, аппликации, оригами, работа с крупами. В качестве пособий широко использую репродукции известных картин художников, слайды, видеофильмы, публикующие различные рассказы, сказки, стихотворения, игры-поделки.
В группе для кружка созданы условия для накопления практического опыта и, прежде всего, ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно усвоить различные навыки. Аппликация, вырезание из бумаги, лепка из пластилина, оригами, работа с крупами и другие виды детского творчества не только развивают ребенка эстетически, но и помогают ему учиться аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись. А также, разрабатывают мелкую моторику пальцев, что упрощает обучению письму и способствует формированию правильной и красивой речи.
Работа в кружке способствовала нетрадиционным видам техники продуктивного труда созданию таких работ как :
«Осенний лес» - раскрашенной крупы - пшена;
«Сказочная жар птица» - техникой выполнения работы из осенних листьев;
«Люблю берёзку русскую» - совершенствование у детей техники «печать»;
«Иней на деревьях» - мозаика из круп и семян;
«Львенок в густой траве», «Жираф» - аппликация из семян и косточек, природный материал.
Анализ результатов диагностики уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста кружка: «Мастерилки»
Цель диагностики: выявить уровень развития мелкой моторики рук, через продуктивную деятельность.
В диагностике принимало участие: 10 детей.
Для получения результатов диагностики были использованы следующие методы и приё мы:
- беседы, игры, художественное слово;
- специально организованные занятия (кружок) по ручной умелости (конструирование, ручной труд, аппликация, лепка, рисование);
- самостоятельная продуктивная деятельность детей;
- выставки, изготовление подарков.
Критерии диагностики разработаны исходя из задач кружковой работы и ручной умелости детей, накопленного практического опыта ребёнка, их индивидуальных особенностей. Занесены критерии в таблицу. Критерии были разделены по направлениям: развития мелкой моторики движений руки, пальцев и качество освоения ребенком продуктивного труда. Данные диагностики обработаны и получены следующие результаты по развитию у детей мелкой моторики рук и освоению качества продуктивной деятельности.
Таблица результатов за 2016-2017 учебный год
Уровень «1»
низкий «2»
недостаточный «3»
средний «4»
достаточный «5»
высокий
2016-2017 уч. г. 0% 0% 33% 37% 56%
Из таблицы видны следующие результаты уровня развития: Средний уровень имеют 3детей -33%. Достаточный уровень развития имеют 3 детей – 37% и Высокий уровень - 4 детей -56% .
Рассматривая диагностику по критериям направления, имеем следующие результаты:
По развитию мелкой моторики движений руки, пальцев:
Низкого уровня нет, не достаточно - 0%.
Средний уровень - 25% (Детей испытывают затруднения по всем критериям развития мелкой моторики рук).
Достаточный - 22% (У детей, затруднена координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль);
Высокий уровень- 53%, Владеют навыками и умениями работы с инструментами, проявляют интерес к практической деятельности.
Воспитатели группы принимали участие в заседаниях педагогического совета согласно годового плана, участвовали в проведении всех тематических контролях, своевременно предоставляя необходимые отчеты.
Выступление на педсоветах:
Доклад «Детское экспериментирование как метод обучения»
Семинар – практикум «Проведение экспериментально – поисковой деятельности в детском саду (Минилаборатория)»
Участвовала в конкурсе профессионального мастерства «Воспитатель года 2017» среди ДО КМО заняла 3 место
На конкурсе показала Свою визитную карточку
Мастер класс «Использование технологии исследовательской деятельности в познавательном развитии детей»
Педагогический проект «Экспериментирование – как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Так же участие в работе методического объединения сама показала открытые занятия по темам «Путешествие в страну математики», «Тюльпаны – весенние цветы», «Цветок в горшке», «Все профессии важны, все профессии нужны», «Стаканчик», «Рассказывание по картине Ежи».
Воспитательно – образовательная работа в группе велась в контакте с родителями. В своей работе мы используем различные способы привлечения родителей в воспитательный и образовательный процесс: Беседы с родителями; Тематические консультации; Дни открытых дверей; Родительские собрания; Телефонные звонки; Совместное проведение развлечений и совместное творчество и др. Основной формой работы с родителями является родительское собрание (было проведено 6 родительских собраний).
1) «Что должен уметь делать ребенок в 5-6 лет»
2) «Знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с ФГОМ ДОУ»
3) «Здоровый образ жизни. Советы доброго доктора».
4) «Правовое воспитание»
5) «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
6) «Конец учебного года. Подведение итогов»
Родители с удовольствием посещали утренники и развлечения проводимые в ДОУ, а также принимали активное участие в изготовлении подделок, и рисунков с своими детьми.
В течение года были проведены конкурсы и развлечения с детьми и их родителями:
- «День знаний»;
- Выставка детских рисунков «Мой любимый воспитатель»
- «День пожилых людей»
- Выставка поделок из природного материала «Чудесные превращения»
- «Праздник осени»
- Выставка рисунков «Осень золотая»
- «День здоровья»
- «Не страшны преграды, если мама рядом», развлечения, посвящённые Дню матери
- Вставка рисунков «Загляните в мамины глаза»
- «Новогодний праздник»
- Участие в выставке «Новогодняя игрушка своими руками – 2017»
- Развлечение «Коляда»
- Развлечение «Зимние игры и забавы»
- Развлечение, посвящённое «Дню защитника Отечества»
- Конкурс рисунков «Наша Армия сильна»
-«Проводы Масленицы»
- «Праздник посвящённый 8 марта»
- Выставка детских рисунков «Мама-солнышко моё»
- Выставка детских работ «Космос»
- Конкурс чтецов «Посвященный творчеству К. И. Чуковский»;
- Праздник «День победы»
- «Экскурсия в музей воинской славы»
- «Акция Читаем детям о войне»
- «Международный день семьи»
Воспитатели группы также принимали активное участие в мероприятиях проводимых в ДОУ
Конкурс «Лепбуков» 1 место Тема: «Бродит капелька по свету»
Конкурс «Портфолио» 2 место
В течении всего учебного года родители помогали участвовать в конкурсах проводимых в ДОУ:
1. Смотр-конкурс «Готовность групп к новому учебному году»
2. «Предметно-развивающая среда по патриотическому воспитанию» 1место среди групп ДОУ
3. «Уголок экспериментирования» 1 место среди групп ДОУ
4. «Оформление групп к Новому году» 1 место среди групп ДОУ
5. Воспитатель совместно с родителями и детьми реализовал проект «Чудо - огород».
А также воспитанники группы "Cолнышко" участвовали в конкурсе чтецов посвященному творчеству К. И. Чуковский, конкурсе принимали участие: Дудкин Лев в номинации «За эмоциональность исполнения», Мальцев Иван в номинации «За выразительность и громкость прочтения», Карпенко Настя зан
Мной был разработан долгосрочный проект на тему: «Экспериментирование – как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»яла третье место в конкурсе между модульным и основным детским садом.
Работая над этой темой, я поставила перед собой цель: создание условий для опытно – исследовательской деятельности в работе с дошкольниками и их семьями в условиях ДОУ, внедрение в практическую деятельность технологий исследовательского обучения.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
1. Изучение и анализ научно – методической литературы по теме проекта.
2. Создание социально - педагогических условий для опытно – исследовательской деятельности с семьями воспитанников.
3. Привлечение родителей к совместному сотрудничеству в рамках ДОУ.
4. Развитие интеллектуальных эмоций детей: создание условий для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач.
5. Выявление результативности работы с детьми, создание перспективности по теме проекта.
В результате работы за год я :
Изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.
Создала картотеку опытов и экспериментов.
Создала условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе.
Разработала конспекты НОД по экспериментированию.
Провела консультации для родителей по данной теме.
Разработала рекомендации для воспитателей ДОУ
Сделан мной лэпбук на тему: «Бродит капелька по свету»
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.
В перспективе планирую продолжить работу по данной теме. А накопленным материалом предлагаю поделиться с коллегами.
Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, мы смогли развить у детей изобретательность, творческую активность, Таким образом, работа по данному проекту позволила сделать вывод о том, что в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности у детей формируются такие интегративные интеллектуальные и личностные качества как любознательность, активность, владение средствами общения со взрослыми и сверстниками, умение управлять собой и своим поведением, планировать действия, способность решать интеллектуальные задачи.
Использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.
В течении года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику развития по всем направлениям.
Работа старшей группы «Солнышко» осуществлялась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы МБДОУ Центр развития ребенка детский сад №51 «Родничок», с. Кагальник. Лыковой. — М. : Издательский дом «Цветной мир», 2015г.
Старший дошкольный возраст это период активного социального развития, становления личного опыта взаимодействия детей с миром, освоения культурных ценностей. В это время происходит интенсивная ориентировка дошкольников в отношениях людей, накапливается первый опыт самостоятельных, нравственно направленных поступков, развивается способность действовать в соответствии с доступными пониманию ребенка этическими нормами и правилами
В группе сверстников у детей активно развиваются самостоятельность общения, основы саморегуляции самоорганизации, умение следовать общим правилам. В старшем дошкольном возрасте значительно активнее и настойчивее, чем на предыдущих ступенях проявляется стремление к содержательному и разнообразному общению со сверстниками. Это создает естественную предпосылку для формирования гуманности в общении детей.
Контакты старших дошкольников со сверстниками становятся более длительными, устойчивыми и личностно обусловленными. В старшей группе детского сада складывается определенная система межличностных отношений, совместной деятельностии, ценностных ориентаций, оказывающая влияние на гуманистические проявления детей в общении.
В старшем дошкольном возрасте начал проявляться интерес дошкольника к внутреннему миру другого человека, к его чувствам, переживаниям, развивается эмпатия.
Они уже умеют соответствующим образом оценивать поступки своих товарищей, их достоинства, придают большое значение нравственным качествам личности сверстника. Их привлекают такие проявления, как доброта, отзывчивость, взаимопомощь. Главным содержанием общения детей в старшем дошкольном возрасте становится сотрудничество, партнерство.
Таким образом, на ступени старшего дошкольного возраста в общении и взаимоотношениях детей, мы наблюдали качественные изменения, свидетельствующие об активном процессе их социализации. Вместе с тем, достижения в социально-личностном развитии детей и взаимодействии со сверстниками во многом обусловлены воспитательным влиянием воспиттелей. Мы старались найти эффективные методы развития и обогащения опыта общения дошкольников.
Основными приоритетными направлениями группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет являются:
-Физическое развитие
-Социально–коммуникативное развитие
-Познавательное развитие
- Речевое развитие
-Художественно–эстетическое развитие
Образовательная область "Физическое развитие".
Проводились закаливающие и профилактические мероприятия на прогулке и в группе. Ежедневно проводились утренние зарядки, прогулки с подвижными играми; в зимнее время – метание снежков. В течение осенне – зимнего периода большое значение уделялось оздоровительным мероприятиям: дыхательная гимнастика, пробуждающая гимнастика, физ. минутки. Дети пили, богатый витаминами, чай с лимоном, что способствовало снижению заболеваемости.
Решая задачи социально - коммуникативного развития были созданы: уголок экспериментирования, патриотический уголок, спортивный уголок, театральный уголок, обновлялись пособия по времени года, по профессиям, фрукты овощи. приучили детей к правилам поведения в транспорте, в магазине, в библиотеке, изучали декларацию прав ребенка и человека.
Образовательная область «Познавательное развитие».
В процессе изучении элементарного математического представления дети научились сравнивать группы предметов. Знак =, сложение и вычитание. Знаки > или <, на сколько больше? На сколько меньше? Измерение длины, объемные или плоскостные фигуры. Измерение объема. Научились считать в прямом и обратном порядке.
Все дети усвоили пройденный материал.
При ознакомлении с окружающим миром познакомили детей : видами транспорта для путешествий, жителями тундры, северного полюса, тайги. Познакомили детей с мастерами Гжели, городецкими мастерами, Хохломскими мастерами, филимоновской игрушкой. Дети узнали что такое театр и музеи, как родиться хлеб, Зоопарк России, Мой край родной.
Образовательная область «Речевое развитие»
В результате изучения данной программы дети научились составлять рассказ, пересказывать текст, освоили связную речь.
В процессе обучения грамоте дети научились проводить звуковой анализ слова, познакомились с гласными и согласными, твердыми и мягкими, звонкими и глухими буквами. Закрепили все пройденные согласные буквы.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
В процессе художественно эстетического развития дети познакомились с новыми навыками лепки, аппликации, рисования. Музыку для прослушивания использовали советских композиторов в минуты тишины.
В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ. Согласно плану проводились медицинское, и педагогическое обследования воспитанников, подтвердившие положительную динамику развития каждого ребенка и группы в целом.
С детьми систематически проводилась организованная образовательная деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой, реализуемой в ДОУ, и утвержденным расписанием непосредственно образовательной деятельности. Поставленные цели достигнуты в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтения. Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное.
Взаимодействие педагогов и детей
Осуществлялось с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы : групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения, тематические дни, недели творчества, дидактические игры, выставки рисунков и поделок, сюжетно-ролевые игры, рассматривание, просмотр мультфильмов, конструирование, продуктивные виды деятельности и др.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Игры, беседы, решение проблемных ситуаций, ситуативный разговор, наблюдение, реализация проектов.
Выводы:
Оценить динамику достижений воспитанников, эффективность и сбалансированность форм и методов работы позволяет мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы, реализуемой в ДОУ.
Выводы:
Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития.
Положительное влияние на этот позитивный процесс оказывает: тесное сотрудничество в работе воспитателей, специалистов, руководителей, родителей. Использование приемов развивающего обучения, индивидуального подхода к детям.
Проблемы:
- Не все родители прислушиваются к рекомендациям воспитателей (Поздно приводят детей в сад. - Уровень знаний, умений и навыков по всем областям на начало учебного года находились на не достаточно высоком уровне).
С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году намечены следующие задачи на 2017– 2018учебный год :
Продолжение целенаправленной работы с детьми по всем образовательных областям;
Совершенствование работы по взаимодействию с родителями;
Продолжение совершенствования предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС
Обогащать математические представления через наблюдения и явлений в природе.
Повышение уровня педагогического мастерства путем обучения на курсах повышения квалификации и самообразования, обмена опытом работы, посещения Районных метод объединений (семинаров, практикумов, мастер-классов) ;
Активное участи в мероприятиях ДОУ.