Мила Аронова
Экологическая тропа. Занятия и праздники на экологической тропе
▼ Скачать +Заказ
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ДОУ
«ТАЙНЫ ЛЕСА»
Актуальность.
Культура человека строиться на том, как он взаимодействует с окружающим миром. Чтобы быть частью природы и социума, нужно следовать их правилам. Поэтому воспитание экологической культуры у детей – проблема нравственная. Задача педагога – сформировать у дошкольников нравственные позиции по отношению к миру, воспитать экологию души.
Публикация «Экологическая тропа, Занятия и праздники на экологической тропе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.
Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение — необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства.
Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и преумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания.
Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы.
Учитывая вышесказанное, педагогами и специалистами ДОУ было принято решение создать на территории детского сада учебную экологическую тропу. Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.
Ее создание способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике разные знания в комплексе, постигая неразрывное единство природой среды и человека.
На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно здесь постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав - важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.
Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду. Дошкольники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но и постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические последствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится их участие в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.
Создание экологических троп помогает гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени – формирование экологической культуры человека. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.
Цель проекта:
- Создание эколого-развевающей среды.
- Развитие экологической воспитанности у детей.
- Развитие наблюдательности, познавательного интереса.
- Формировать представление об эстетических, экологических и нравственных задачах, экологическом мировоззрение, отношение к природе как к высшей ценности.
- Формирование практических умений по созданию условий для выращивания растений.
- Дать представление о том, что растения и животные – живые существа, причем очень хрупкие.
- Формирование познавательного интереса к миру животных и растений.
- Создать условия для проявления личных качеств дошкольников и формирования у них гражданской позиции.
- Формировать интерес к исследовательской и творческой деятельности.
- учить разным способам и приемам экспериментальной и исследовательской деятельности.
- Учить находить причинно-следственные связи, анализировать, сопоставлять, оценивать, делать выводы, обосновывать свои суждения.
- Поддерживать стремление участвовать в мероприятиях по защите окружающей среды.
- Включение родителей в процесс экологического воспитания детей.
Основные задачи:
- благоустройство территории с точки зрения создания условий для организации игровой и познавательной деятельности и создания психологического комфорта у детей;
- создание экологической тропы;
- озеленение почв, мало пригодных для выращивания культурных растений;
- привлечение родителей воспитанников ДОУ к благоустройству территории детского сада.
Вид проекта: познавательно-творческий
Тип проекта: долгосрочный.
Реализация проекта предполагает достижение следующих результатов:
- пробуждение интереса детей к изучению природы родного края и желание ее оберегать;
- озеленение территории растениями;
- оснащение территории детского сада новыми познавательно-игровыми объектами, пригодными для игры;
- создание нескольких зон: «Лесные следопыты», «Бивак», «Хозяева леса», «Лесное озеро».
Конечный результат:
Комплексная эколого-развивающая среда, каждый компонент которой отвечает принципу функционального комфорта и основным этапам развития детской деятельности.
I ЭТАП «Экологическая тропа»
Воспитатель рассказывает детям о предстоящем путешествии по лесу и проводит инструктаж по правилам поведения на природе.
• Идем все вместе и не отстаем;
• Помогаем друг другу в пути;
• Никогда нельзя пробовать незнакомое растение, оно может быть ядовито.
• Нельзя шуметь, так как можно нарушить нормальную жизнь обитателей леса.
• Нельзя рвать цветы в больших количествах.
• Нельзя ходить с непокрытой головой на солнце, может случиться солнечный удар.
• Нельзя купаться, если водоем незнаком — там могут быть воронки и глубокие места, осколки стекла, камни и коряги на дне.
• Нельзя пить некипяченую воду из открытого водоема.
• Нельзя ломать кустарники, маленькие деревья, ветки.
• Нельзя ловить бабочек, жуков и других мелких обитателей леса.
На прогулке в лесу можно встретить множество различных испытаний, как то перейти овраг или преодолеть бурелом.
Преодоление естественных препятствий и трудностей походной жизни, требует от участников проявления смелости, ловкости и решительности. Воспитатель проводит беседу о безопасности и взаимопомощи.
1. Игра – путешествие «Юные туристы»,
2. Игра «Здравствуй сосед»,
3. Игра «Переселение»
4. Игра «Дорога на прямик»…
III. «БИВАК»
Бивак - это место размещения людей на привал, отдых, ночёвку или для приготовления пищи под открытым небом.
Сидя у костра можно провести с детьми разнообразные беседы:
• Назовите – ка, пожалуйста, какие приметы хорошей погоды вы знаете?
Дети:
1. Закат солнца светло – оранжевый, лиловый.
2. Птицы весело поют.
3. Ласточки и стрижи летают высоко.
4. Рано просыпаются мухи.
5. Воробьи веселы, драчливы.
6. Паук усиленно плетёт сети.
7. Божья коровка, взятая на руку, быстро взлетает.
8. Поздно вечером сильно трещат кузнечики.
9. Вороны «играют» на лету.
10 .Комары – толкуны толкутся столбом.
• Какие вы молодцы! А теперь, назовите приметы плохой погоды.
Дети:
1. Ласточки летают низко над землёй.
2. Куры купаются в пыли.
3. Воробьи нахохлились.
4. На закате кучерявые облака.
5. Крот нагребает высокие холмики.
6. Рыба не клюёт.
7. Пчёлы сидят в улье и громко гудят.
8. Муравьи не спешат на работу, закрывают все ходы.
9. Цветы на лугу сильно пахнут.
10. Кричат кулики, бурундуки.
• Как определяется возраст деревьев.
• Как определить где север, где юг.
• Игра «Идем на охоту»
IV. «Лесные жители»
На данном этапе воспитатель может познакомить детей с различными жителями леса средней полосы, такими как:
• Насекомые,
• Птицы;
• Звери,
• Пресмыкающиеся.
Игра «Воробушки и кот».
Игра «Сова – большая голова».
Игра «Мы охотились на льва».
Игра «Угадай след».
Игра «Вопрос-ответ»:
- Скажите пожалуйста, у какого зверька мешок вместо щек? У хомяка.
- Назовите насекомое – рекордсмена по голоданию. Клещ.
- Где у кузнечика уши? На ногах.
- Назовите цветы, носящие женские имена. Лилия, роза, анютины глазки, жасмин, виолетта (фиалка, маргарита, гортензия, камелия, георгина.
- У какого насекомого сердце в голове? У мухи.
V ЭТАП «ЛЕСНОЕ ОЗЕРО»
На данном этапе можно обсудить с детьми следующие темы:
- Какие бывают водоемы;
- Какие разновидности пресноводных и пресмыкающихся бывают;
- Как можно очистить воду;
- Поиграть в следующие игры:
«Переселение лягушек»,
«По кочкам»,
«Дарики-комарики»
ПРОЩАНИЕ С ЛЕТОМ на экологической тро
пе. [/b]
Ход занятия:
Детей встречает Лето:
Лето: Здравствуйте ребята! Угадайте, кто я?
Я соткано из зноя, несу тепло с собою, я реки согреваю, «Купайтесь!» — приглашаю.
И любите за это вы все меня. Я — …
Отгадка детей: (Лето)
Лето: Молодцы, правильно! Я – Лето! Но к сожалению моя пора подходит к концу. Настали последние деньки лета. И я хотела бы на прощанье устроить для вас праздник. Ребята вы любите путешествовать? Хочу пригласить вас в путешествие по волшебному лесу. Хотите?
Дети: Да.
Лето: Ребята, вы знаете, что дорога до леса длинная, чтобы попасть туда надо пройти множество препятствий. Но нам препятствия не страшны, мы преодолеем их.
1. «Препятствие».
Проходят по лесной тропе и приходят к привалу. Там раскидан мусор.
Появляется Лесовичок.
Лесовичок: Здесь злодеи побывали? Мусор всюду раскидали, Поломали все деревья, Растоптали все цветы. Как в лесу себя вести не знают, Красоту уничтожают.
Это кто сюда пришёл мусорить в моём лесу. Сейчас я вас превращу в разных животных, если вы плохие, то превратитесь, а если хорошие то останетесь детьми. Покружись, покружись и в лягушек превратись (музыкальная гимнастика). Здравствуйте ребята, как хорошо, что вы пришли, раз вы ни в кого не превратились, значит, вы хорошие, помогите мне прибраться в лесу!
2. Игра «Собери мусор».
Лесовичок: Вот спасибо вам ребята. А у меня есть загадка для вас:
Богатырь стоит богат, Угощает всех ребят: Ваню - земляникой, Таню - костяникой,
Машеньку - орешком, Петю - сыроежкой, Катеньку - малиной, Васю - хворостиной.
Что это?
Дети: Лес!
Лесовичок: А вы знаете ребята, как нужно вести себя в лесу?
Беседа «Как вести себя в лесу». Ребята, а вы бросаете мусор в лесу, срываете цветы, ломаете ветки? А почему надо соблюдать правила поведения в лесу? (Потому - что в лесу все живое). А по каким признакам можно узнать живое? (Все живое - питается, дышит, двигается, растет, размножается.) Все туристы знают правила поведения в лесу.
Выставляются картинки с правилами поведения в лесу
1. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву. От этого погибают насекомые и растения.
2. Не сбивай грибы даже не съедобные. Помни, что грибы очень нужны
природе!
3. Не рви в лесу на лугу цветы. Пусть красивые растения остаются в природе.
4. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
5. Не ломай, не руби ветви деревьев и кустарников.
6. Не оставляй костер без присмотра. От огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые.
7. Не лови и не уноси домой здоровых птиц и детенышей зверей. В природе о них заботятся взрослые животные.
8. Береги муравейники! Помни, муравьи - санитары леса.
9. Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься около гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы - родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряйте птичьих гнезд!
А сейчас предлагаю вам отправиться на охоту!
3. Игра «Идем ловить медведя».
Идем ловить медведя, дети повторяют хлопая по коленям.
Большущего медведя.
Нам не страшно совсем!
У нас длинное ружье (разводим руки в стороны как можно дальше)
И подзорная труба. (делаем трубу из ладошек и приставляем к глазам)
Что там видно впереди? (делаем из ладони козырек над глазами)
Трава! Высока, густа она!
Мы ее не перепрыгнем (прыгают, мы ее не обойдем, мы над ней не пролетим, мы под ней не проползем.
Как же нам пробраться здесь? Ой-ой-ой!
Видно только в гущу лезть! Ой-ой-ой!
(пробираемся)
Шурх-шурх,
Шурх-шурх.
Идем ловить медведя,
Большущего медведя.
Нам не страшно совсем!
У нас длинное ружье (разводим руки в стороны как можно дальше)
И подзорная труба. (делаем трубу из ладошек и приставляем к глазам)
Что там видно впереди? (делаем из ладони козырек над глазами)
Река! Холодна да глубока!
Мы ее не перепрыгнем, мы ее не обойдем, мы над ней не пролетим, мы под ней не проползем.
Что же делать как же быть? Ой-ой-ой!
Только через речку плыть! Ой-ой-ой!
Плюх (ныряем)
(плывем)
Плюх-плюх,
Плюх-плюх.
Идем ловить медведя,
Большущего медведя.
Нам не страшно совсем!
У нас длинное ружье (разводим руки в стороны как можно дальше)
И подзорная труба. (делаем трубу из ладошек и приставляем к глазам)
Что там видно впереди? (делаем из ладони козырек над глазами)
Болото впереди: ни проехать, ни пройти!
Мы его не перепрыгнем, мы его не обойдем, мы над ней не пролетим, мы под ней не проползем.
Как же перебраться здесь? Ой-ой-ой!
Видно только в жижу лезть! Ой-ой-ой!
(перебираемся)
Чвак-чвак,
Чвак-чвак.
Идем ловить медведя,
Большущего медведя.
Нам не страшно совсем!
У нас длинное ружье (разводим руки в стороны как можно дальше)
И подзорная труба. (делаем трубу из ладошек и приставляем к глазам)
Что там видно впереди? (делаем из ладони козырек над глазами)
Тёмный лес, от земли и до небес! (наклоняемся, касаясь ладонями пола, и выпрямляемся, поднимая руки над головой)
Мы его не перепрыгнем, мы его не обойдем, мы над ней не пролетим, мы под ней не проползем.
Как пройти нам этот лес? Ой-ой-ой!
Только через чащу лезть! Ой-ой-ой!
(пробираемся)
Хрусть-хрусть,
Хрусть-хрусть
Идем ловить медведя,
Большущего медведя.
Нам не страшно совсем!
У нас длинное ружье (разводим руки в стороны как можно дальше)
И подзорная труба. (делаем трубу из ладошек и приставляем к глазам)
Что там видно впереди? (делаем из ладони козырек над глазами)
О! В пещеру темный вход.
И куда же он ведет?
Нам ее не перепрыгнуть, нам ее не обойти…
(«осмотриваем» ее со всех сторон)
Нет! никак не обойти! Ой-ой-ой!
Можно только внутрь зайти! Ой-ой-ой!
Топ-топ… стоп-стоп!
Что там-что там впереди? Посмотри!
Это мокрый нос блестящий,
Глаза два во тьме горящих,
Уши круглые. Да ведь.
Да ведь это же медведь!
Назад, скорей, через лес: хрусть-хрусть;
Через реку: плюх-плюх;
Через болото: чвак-чвак;
Сквозь траву: шурх-шурх.
Скорее в дом! Вверх по лестнице, бегом!
Ах! Дверь не затворили! Вниз!
Бегом наверх и в спальню! И в кровать, под одеяло!
Ух! (на выдохе) Устали!
Нет уж! на медведя больше не пойдем!
Лесовичок: Если в лес пришл гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь. Испугаются зверушки- убегут с лесной опушки. Ветки тоже не ломай. Никогда не забывай Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать. Из рогатки не стрелять… В лес приходят отдыхать. Бабочки пускай летают. Ну кому они мешают? Здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить.
Лето: Дорогой Лесовичок, мы пришли в лес, чтобы лучше узнать о его обитателях. Ты нам поможешь в этом?
Лесовичок: Ну, конечно помогу и все расскажу про нашу лесную жизнь! Чтобы в лес ко мне зайти, Надо ключ к нему найти! Загадки загадаю я, отгадок жду от вас, друзья! В лесу обитают животные. А узнать какие нам помогут следы.
Приводит их к лесным жителям.
4. Загадки со следами животных.
-У косого нет берлоги, Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги, А от голода — кора. (Заяц.)
- Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам
Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке летом. (Белка.)
- Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось.)
- Хитрая плутовка, рыжая головка
Хвост пушистый - краса, А зовут ее. (Лиса.)
- Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)
Лето: Молодцы, отгадали животных по следам. Давайте с ними поиграем.
5. Игра «Попляши, свои движенья покажи».
- Мишка, мишка попляши, свои движенья покажи.
Ребенок в шапочке медведя выходит в круг и выполняет движения, дети повторяют за ним и так все животные.
- Лисонька – лисичка попляши, свои движенья покажи.
- Мышка, мышка попляши, свои движенья покажи.
- Зайка, зайка попляши, свои движенья покажи.
- Лягушка, лягушка попляши, свои движенья покажи. И т. п.
Лесовичок: Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? (Ответы детей.) Много птиц живт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение. Отгадайте, какая птица пот.
6. Игра «Угадай, чей голосок?» Включается аудиозапись птичьих голосов. Дети слушают и определяют, что за птица поет или щебечет.
7. Белки шалунишки раскидали везде шишки. Собираем шишки.
Лесовичок: Все - все, все на свете нужны! И мошки не меньше нужны, чем слоны. Нельзя обойтись без чудищ нелепых И даже без хищников злых и свирепых! Нужны все на свете! Нужны все подряд! Кто делает мед и кто делает яд. Плохие дела у кошки без мышки, У мышки без кошки не лучше делишки. Да! Если мы с кем - то не очень дружны - Мы все таки очень друг другу нужны. А если нам кто - то лишним покажется, То это, конечно, ошибкой окажется.
7. Общий танец «Дружбы»
Лето: Спасибо старичок – Лесовичок, мы много интересного узнали! Я надеюсь что вам понравилось наше последнее летнее путешествие в этом году.
КАРТОТЕКА ИГР:
1. ЗДРАВСТВУЙ СОСЕД.
Играющие проводят две параллельные черты в пять шагов расстояния между ними.
Два ряда играющих располагаются на этих чертах один ряд против другого, на расстоянии вытянутой руки между отдельными игроками.
Зачинщик скачет на одной ноге как можно скорее между рядами и, не останавливаясь, говорит кому-нибудь по своему выбору: «Здравствуй, сосед!».Тот быстро отвечает: «Здорово, соседушка!» - и скачет за ним. У конца рядов, если первый повернет налево (за первый ряд, то второй - направо, в противоположную сторону, и скачет позади второго ряда, чтобы повстречаться с первым у другого конца. Там первый, не останавливаясь, спрашивает: «Как поживаешь, сосед?» - и скачет посреди рядов; а второй, следуя за ним, отвечает: «Помаленьку, соседушка!». Оба, прыгая, продолжают путь, и каждый выбирает нового соседа, с которым разменивается теми же вопросами и ответами.
Когда новые соседи ответят: «Помаленьку, соседушка!» - они также имеют право выбирать соседей. Кто стал скакать, уже не имеет права останавливаться, пока не кончится игра, - а она кончается, когда все играющие ответили на оба вопроса и прискакали на свои первоначальные места. Можно, по согласию, скакать и на правой ноге, и на левой, попеременно.
2. Игра «Идем на охоту»
Ведущий:
— Сегодня мы с вами будем играть в нашу любимую игру «Мы охотимся на льва». Хочу вам напомнить правила: если я говорю громко, то вы говорите тихо. Если я говорю тихо, то вы говорите громко. Отправляемся на охоту? Тогда положите все руки на колени. (При повторе слов ребята повторяют и движения.)
— Мы охотимся на льва. (Хлопают руками по коленям.)
— Не боимся мы его. (Продолжают хлопать по коленям.)
— У нас хорошее ружье. (Продолжают хлопать по коленям.)
— И большой кинжал, во! (Победно выбрасывают руку с поднятым вверх большим пальцем.)
— Что это такое? (Разводят руками.)
— Это болото!
— Через болото напрямик! (Поднимают руки вверх и описывают дугу.)
Быстро-быстро хлопают по коленкам.
Далее слова повторяются сначала, но слово «болото» заменяется на:
горы (делают вид, что лезут по канату,
джунгли (делают рубящие движения руками,
поле (ползут вперед, делают узкий круг, соединяют пятки вместе, остаются в этом положении до следующего «препятствия»,
грязь (делают широкий круг).
«Препятствия повторяются в обратном порядке.
3. ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ЛЯГУШЕК
Играющие перед началом игры выбирают ведущего (старшую лягушку). Все играющие (маленькие лягушки) приседают, опираясь руками о пол или землю. Старшая лягушка переводит их из одного болота в другое, где больше комаров и мошек. Она прыгает впереди. Во время игры водящий изменяет положение рук: руки на колени, на поясе; прыгает короткими прыжками, длинными, перепрыгивает через препятствия (через палки) или запрыгивает на дощечки, кирпичики, прыгает между предметами и т. д. Все лягушки повторяют эти движения.
Прискакав в другое болото, лягушки встают и кричат: «Ква-ква-ква!» При повторении игры выбирают нового ведущего.
4. ВОРОБУШКИ И КОТ.
Все играющие изображают воробушков и находятся за кругом. Водящий — кот встает в середину круга. Воробушки то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него. Они собирают зерна (внутри круга рассыпаны фишки). Кот бегает по кругу и старается поймать их. Воробушек, до которого дотронулся кот, все собранные зерна высыпает, затем вновь начинает их собирать. В конце игры отмечают самых проворных воробьев.
5. "ЧЕЙ СЛЕД"
Филин: Здравствуйте, ребята! Надеюсь, вы меня узнали? Я мудрая птица Филин. На этой станции наследили животные. Вам нужно узнать какие звери здесь ходили. Каждый след нужно положить с тем животным, к которому он принадлежит.
(На столе разложены следы медведя, волка, зайца, лисы, белки; иллюстрации с изображением медведя, волка, зайца, лисы, белки).
Филин: Молодцы! Вы всех зверей отгадали, которые здесь были. Вот вам заветный ключик.