Балабанова
Опыт работы «Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьей в условиях реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
«Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьей в условиях реализации ФГОС ДО»
В современных условиях общественного развития особое внимание уделяется потенциалу семейного воспитания, что повышает требования к выполнению родителями своих функций, и уровню их компетентности в вопросах воспитания и развития ребенка. Поэтому профессионально организованный процесс взаимодействия педагогов с семьями воспитанников должен быть направлен на совместное выявление и решение проблем воспитания ребенка, через эффективные формы взаимодействия, обеспечивая конструктивный диалог воспитывающих взрослых. Потребность во взаимодействии в вопросе воспитания и образования детей сегодня испытывают и педагоги, и родители. Приоритетная роль семьи в формировании разносторонней личности ребёнка отчё тливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровнях: в Конвенции о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, Законе «Об образовании», Семейном кодексе.
Публикация «Опыт работы „Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьей в условиях реализации ФГОС“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2022
Закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей, обозначена роль других социальных институтов, которые призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи.
Существуют определенного рода противоречие:
С одной стороны проблема, предъявляемая ФГОС ДО,
о необходимости создания условий для сотрудничества Организации с семьёй
• оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей
• укрепление их физического и психического здоровья развитии индивидуальных способностей детей
• взаимодействия воспитателей с семьями воспитанников, что является одним из важнейших условий формирования личности ребенка.
• С одной стороны, нельзя не отметить
• низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе;
• многие родители считают, что воспитывать их детей должен детский сад
• недостаточно высокий уровень психолого-педагогической компетентности родителей;
• максимальная занятость родителей при выполнении профессиональных обязанностей
• пассивность в установлении контактов с образовательным учреждением
• в замена «живого общения» на виртуальное -просмотр мультфильмов посредством сети Интернет
• доминирование в семье материальных ценностей над духовными
Разрешить данное противоречие и достичь положительных результатов в воспитании, можно при согласованности действий педагогов и родителей в условиях ДОО.
Мною был сделан вывод о необходимости реализация эффективных форм взаимодействия с родителями воспитанников на основе партнерства и сотрудничества
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.
Мы стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Мы оказываем родителям педагогическую помощь, и привлекаем семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.
Ориентируясь на требования «Закона об образовании РФ», задачи ФГОС ДО - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, была поставлена цель
Цель - реализация партнерских отношений с семьями воспитанников на основе разнообразных и эффективных формах сотрудничества
Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:
1. отойти от формального общения и от назидательной позиции педагога, способствовать неформальным встречам родителей и педагогов
2. обеспечивать содержание работы, направленной на овладение родителями конкретными знаниями в области воспитания, принципами организации воспитательного процесса, основанными на признании за ребенком права на индивидуальность развития и уважении его интересов.
3. изучение отношения родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
4. информирование родителей об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении образовательных задач при их максимальном включении в образовательный процесс;
5. создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
6. привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
При реализации цели и задач, мы руководствуемся следующими Принципами взаимодействия ДОУ с родителями
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не используется категоричность и требовательный тон. Общение с родителями происходит ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
2. Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Общаясь с родителями стараемся чувствовать ситуацию, настроение родителей. При необходимости успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой - либо ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные родители в большинстве своем люди грамотные законодательно, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей.
Влияние педагогов на воспитание детей в семье осуществляется посредством различных форм организационно-педагогической работы с родителям.
Исходя из потребностей родителей и необходимостью реализации задач дошкольного образования, были выбраны разнообразные и эффективные формы сотрудничества. Необходимо отметить, что выбор форм взаимодействия с родителями обуславливает учет этически допустимых норм совместной работы и желание (добровольность) семьи участвовать в данной работе.
Мною используются следующие формы работы
Традиционые формы.
Родительские собрания проводится как в масштабе дошкольной образовательной организации (общие родительские собрания, так и по отдельным группам (групповые родительские собрания). На родительском собрании используются мультимедийные презентации, где размещены фото детей в деятельности, короткие видеоролики игр детей в группе, занятий, игры на прогулке, также мы делаем аудиозапись высказывания детей по разным направлениям. Родители к данной информационной форме проявляют большой интерес.
Родительские конференции- родители делятся опытом семейного воспитания. Многие родители стесняются публичных выступлений. Средствами ИКТ современные родители владеют хорошо, поэтому дома, сделав презентацию, они комментируют фото и информацию о достижениях своей семьи в воспитании ребенка, не вставая с места, что создает комфортные для них условия.
Беседа является наиболее распространенной формой индивидуальной работы с родителями по развитию и воспитанию детей. Беседы проводятся или утром, когда родители приводят ребенка в детский сад, или вечером – когда забирают Консультации для родителей - Все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, в нашем ДОО эстетично оформлены. Содержание регулярно обновляется, что бы родительский интерес к этой информации не пропал.
Работа с родительским комитетом одна из основных форм партнерства с семьей - родительский комитет- это люди выбранные самими родителями, являются нашими первыми помощниками и выразителями идей и предложений всех родителей группы.
Когда жизнь в условиях самоизоляции изменила основные формы работы педагога с детьми и родителями на дистанционный режим, в этот период мы широко применяли ИКТ в работе с родителями.
Помимо заочной переписки мы широко используем письменное сообщение, выраженное в краткой и лаконичной форме. «Почтовый ящик», «Телефон доверия» сбор вопросов, предложений, советов от родителей.
Также нами используется такая инновационная форма работы с родителями как форма библиотерапия. Суть библиотерапии состоит в обсуждении содержания специально подобранных научно-популярных книг, посвященных проблемам семьи и семейного воспитания. В работе с родителями используются и лекционные приемы.
Во время групповых дискуссий осуществляется анализ конкретных ситуаций и обмен мнениями по предложенным темам.
Мы реализуем форму взаимодействия - курация случая представляет собой индивидуальное консультирование родителей по развитию ребенка, в процессе которого педагог доводит до родителей необходимую информацию, проводит разъяснительную работу, оказывает помощь в выборе методов воспитательного воздействия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Посредством такого консультирования создаются условия для разрешения конфликтных и проблемных ситуаций, обеспечивается взаимодействие по реальным событиям.
Нами была организована совместная проектная деятельность на тему «Играя познаем, дружно, весело живем». Были использованы ИКТ для максимального подключения родителей в деятельность.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями :
1. Повысилась педагогическая компетентность родителей в вопросах образования;
2. Увеличилось количество заинтересованных родителей в конструктивном взаимодействии педагогов и родителей;
3. Повысили информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
4. Созданы в ДОО условия для эффективных и разнообразных по содержанию и формам сотрудничество, способствующее развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
5. Увеличилось количество семей воспитанников, участвующих в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
6. Родители стали более довольны условиями, имеющимися в ДОО для взаимодействия с семьями воспитанников.
Нельзя не вспомнить слова великого педагога: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни»
А. С. Макаренко.
Используемая литература
Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994, -235 с.
2. Программа Дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой / Москва Мозаика – Синтез 2015
3. Данилина, Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. -2010.-№2.- С. 44–49.
4. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. - М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 2001, - 240 с.
5. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Т. Н. Доронова, М. : «Сфера», 2002, С. 114