Марина Четаева
Эффективные формы поддержки детской инициативы в продуктивных видах деятельности (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива?
Инициатива — почин, начинание, принятие человеком самостоятельного решения, форма проявления его общественной активности. Инициатива определяется как обозначение признака взаимодействия живого объекта с произвольными объектами. Указывает на наличие у объекта способности к самостоятельному действию, изменяющему собственное состояние, вопреки естественной инерции.
Публикация «Эффективные формы поддержки детской инициативы в продуктивных видах деятельности (из опыта работы)» размещена в разделах
Инициатива как целеполагание и волевое усилие выражается в стремлении ребенка включиться в процесс деятельности («Хочу лепить, рисовать, строить») без ясной цели – он поглощен самим ходом, а окончание процесса определяется исчерпанием материала или же времени. Называние продукта деятельности может возникнуть после завершения процесса (предварительная определенная цель не формулируется). Познавательная инициатива — это когда ребенок отмечает новые предметы в окружении и проявляет интерес к ним; активно обследует вещи, практически обнаруживая их возможности (манипулирует, разбирает-собирает, без попыток достичь точного начального состояния); неоднократно повторяет действия, поглощен процессом.
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. Что это значит – инициативный ребенок дошкольного возраста? Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и решает игровые проблемные ситуации.
В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр. Такой ребенок умеет найти занятие по желанию участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей.
В старшем дошкольном возрасте приоритетной сферой инициативы является продуктивная деятельность – рисование, аппликация, лепка и конструирование.
Поэтому, в группе был создан центр творчества с большим полем для рисования. Рулон обоев, ватман, мольберт дают возможность рисовать на различной поверхности. Магнитное панно для моделирования позволяет выкладывать, раскладывать разные готовые формы разного цвета и размера; составлять из мозаик разные фигуры.
Детям этого возраста интересно экспериментировать с художественными красками, смешивать цвета, печатать, рисовать нетрадиционными материалами (тычками, трафаретами из овощей, ватными палочками, жёсткой кистью и др.).
В центре творчества я собрала различные средства художественной деятельности и материалы как традиционные, так и нетрадиционные: гуашь, мелки, карандаши, палитры, печатки, ватные палочки, трубочки для раздувания, разнообразную бумагу (газетную, обёрточную, картон, чертёжную, цветную, тонированную, трафареты для рисования, поролон, вату, губки и другие средства для художественной деятельности. Подспорьем для творчества являются коробки из солёного теста, кубиков и пластилина. Всё это позволяет ребенку самостоятельно выбрать заинтересовавший его материал и творить яркие и запоминающиеся работы, которые можно использовать как в интерьере детского сада, так и в интерьере собственной комнаты или квартиры, в которой ребенок проживает.
С целью помощи ребенку в «оформлении» его интересов в конечный продукт помогаю оформить рамку для рисунка, организую выставки, альбомы достижений. Любая картина или рисунок будут смотреться гораздо интереснее, если поместить их в рамку. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. Важно не забыть похвалить ребенка. Отмечать и поддерживать любые успехи детей. «Похвалить человека очень полезно, это поднимает его уважение к себе, это способствует развитию в нем доверия к своим творческим силам" М. Горький.
Это вызывает у ребенка положительную самооценку и внутреннюю мотивацию к своим достижениям.
Удачно зарекомендовала себя активная форма совместной деятельности — организация персональных выставок детских работ, которые подразумевают ознакомление зрителей с работами одного автора, и сопровождаются его комментариями.
Персональная выставка — это способ активного взаимодействия участников образовательного процесса, индивидуальная демонстрация творческого мастерства, она проводится с целью создания условий для творческого самовыражения дошкольников. Такие формы творческой деятельности помогают детям учиться друг у друга, повышают самооценку и развивают самостоятельность. Персональная выставка — обобщённая форма работ, презентаций, достижений ребёнка – включает в себя не только рисунки, но и любые предметы, атрибуты, аксессуары увлечё нности: поделки, фото, грамоты, медали, коллекции марок, этикеток, работы с посещения кружков, чего угодно.
Обращаю внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит своему близкому (маме, бабушке, папе, другу)
Презентуя продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам, взрослые поддерживают инициативу ребенка, гордость за свой труд и удовлетворение его своими результатами.
У каждого ребенка в группе имеются портфолио – «копилка» личных достижений в продуктивных видах деятельности, результат его инициатив, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.
В результате правильно построенной работы с детьми, можно заметить, что дети становятся более самостоятельными и инициативными, у них повышается уровень самоконтроля, оценка детьми своих возможностей становится более объективной. Дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные средства, могут анализировать информацию, самостоятельно делать выводы. Дети умеют ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.
Исходя из выше сказанного, можно признать, что самостоятельность, инициативность ребёнка необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.
В заключении хотелось бы всем напомнить слова Ш. А. Амонашвилли, что «если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».