Мария Шварц
Эффективность использования набора «Дары Фребеля» для развития сенсорных способностей в предметной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию тему «Эффективность использования набора
«Дары Фребеля» для развития сенсорно-игровых способностей в предметной деятельности детей дошкольного возраста».
Дошкольный возраст неслучайно называют возрастом игры. Игра, являясь ведущей деятельностью ребенка, заслуживает особого внимания.
Публикация «Эффективность использования набора „Дары Фребеля“ для развития сенсорных способностей в предметной деятельности детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Для повышения качества игрового сенсорного развития дошкольников в детском саду организована сенсорная комната, оборудованная автодидактическим материалом.
Для реализации образовательной деятельности была разработана оптимальная система планирования и методика проведения занятий.
Совместная деятельность в рамках программы состоит из 35 занятий, каждое из которых повторяется дважды. Имеют общие задачи, меняются только атрибуты и игровой материал. Таким образом, полный объем программы составляет 70 занятий для детей младшего дошкольного возраста, начиная с сентября по май.
Слайд 2
Цель, задачи
Цель: обогащение игрового сенсорного опыта в предметной деятельности детей младшего дошкольного возраста, используя развивающий материал Фридриха Фребеля.
Задачи:
• формирование познавательного интереса к предметному миру; формирование умения проявлять интерес, предпосылки активизации творческой активности в игровой деятельности;
• развитие игрового опыта младших дошкольников;
• создание положительного, эмоционального настроя в общении с окружающими, в развитии умения охотно включаться в совместную деятельность.
• установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников, объединение усилий всех участников образовательного процесса в развитии ребенка.
Слайд 3
Для достижения поставленных задач, в начале года, я разрабатывала индивидуальный проект своей деятельности. В котором отражена моя работа на учебный год.
Анализируя работу в данном направлении, нужно отметить важность содержания и разнообразия игр для сенсорного развития. А так же условия созданные для детей. Сенсорная комната создают благоприятные условия для совместной работы взрослого и ребенка.
Слайд 4, 5, 6,7, 8,9
Сочетание разных стимулов оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека:
1. как успокаивающее,
2. так и тонизирующее,
3. стимулирующее,
4. расслабляющее,
5. восстанавливающее.
6. Практические занятия создают благоприятные условия для совместной работы взрослого и ребенка.
Успешность обогащения сенсорного игрового опыта детей, используя игровой материал «Дары Фребеля», позволяет отследить педагогическая диагностика.
Для этого мною была составлена сводная таблица с опорой на методические пособия: программа «Детство» (под общей ред. Т. И. Бабаевой, Л. М. Клариной, З. А. Михайловой); план-программа педагогического процесса в детском саду (под ред. З. А. Михайловой) и научно-методическое пособие «Мониторинг в детском саду» подготовленное коллективом кафедры дошкольной педагогике Института детства РГПУ им. А. И. Герцена
Слайд №10
Сводная таблица состоит из отдельных разделов по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие».
Педагогический анализ проводится два раза в год (вводный в сентябре, итоговый в мае) с контрольной группой детей дошкольного возраста:
Группа №13 «Солнечный лучик» (2-я младшая,
Группа №1 «Почемучки» (2-я младшая,
Группа №12 «Пчелка» (Средняя группа,
Группа № 4 «Непоседы» (Средняя группа,
Группа №9 «Веселинка» (Средняя группа).
Слайд № 11, 12, 13, 14
В группах младшего дошкольного возраста мною были созданы условия для благоприятной адаптации. Игровая деятельность сопровождала младших дошкольников в течение всего периода
Дети к концу года способны по показу и побуждению взрослых эмоционально откликаться на состояние близких и сверстников.
• Сохраняют преобладающее эмоционально-положительное настроение,
• Быстро преодолевают негативное состояние, стремятся к одобрению своих действий,
• Охотно включаются в совместную деятельность.
Слайд 15,16, 17
Дети среднего возрастаохотно вступают в общение, по своей инициативе обращаются к старшим с вопросами, рассказывает о себе. В общении со сверстниками выдвигает много идей.
• Дети жизнерадостны, дружелюбно настроены.
• Внимательны к словам взрослого, стремятся к положительной форме поведения.
• В привычной обстановке самостоятельно выполняют знакомые правила.
проявляют интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами, а также развивающими и познавательными играми. Настойчиво добиваются решения игровой задачи.
Слайд 18 Сводная диаграмма
- На 32,5 % повысился уровень в О. о «Социально-коммуникативное развитие» в гр № 13
- На 47,8 % повысился уровень в О. о «Социально-коммуникативное развитие» в группе№1.
Отдельно, хотелось бы обратить внимание на результаты диагностики по разделу «Общение». Дети гр №1 к концу года стали приветливы к окружающим. Проявляют активный интерес к словам и действиям взрослых. Спокойно играют рядом с детьми, а также вступают в общение по поводу игрушек, игровых действий.
-На 41,7 % повысился уровень в О. о «Социально-коммуникативное развитие» в группе №12
- На 40,8 % повысился уровень в О. о «Социально-коммуникативное развитие» в группе №4
- На 38,3 % повысился уровень в О. о «Социально-коммуникативное развитие» в группе №9
Слайд №19
Маленькие дети по сути своей — неутомимые исследователи. Именно поэтому созданы условия для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание.
К основным формам работы, направленным на познавательное развитие относятся :
• личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;
• применение различных игр.
• использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса,
• Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры.
В работе с модулями использую следующие методы :
• наглядный (демонстрация, показ способов действия,
• словесный (беседа, рассказ, пояснение,
• практический (упражнение, экспериментирование, проектирование,
• игровой (конструкторские игры, творческие игры, дидактические игры, игровые ситуации, элементы соревнования и т. д).
Слайд 20
В игровой деятельности, ребенок сравнивает фигуры между собой, выявляет особенности и качество каждой, формируются исследовательские навыки.
Так дети знакомятся с геометрическими формами, получают представление о целом и его частях.
Слайд 21, 22, 23
Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолировано от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.
Слайд 24
Если перейти к цифрам, то в О. о «Познавательное развитие»
- На 40 % повысился уровень в гр №13
• У 80 % детей сформированы элементарные математические представления : дети называет форму, уточняют размер, выделяет и называет несколько свойств геометрических фигур, способны группировать фигуры.
• 90 % детей контрольной группы проявляет интерес и инициативу к играм на видоизменение фигур, составление силуэтов.
Использованы простейшие способы обследования : сравнение предметов по свойству, определение сходства – различия.
- На 40 % повысился уровень в группе №1
- У 60 % детей сформированы элементарные математические представления : называет форму, уточняют размер, выделяет и называет несколько свойств геометрических фигур. Находят предмет по указанным свойствам, сравнивают и обобщают.
-80 % детей контрольной группы проявляет интерес и инициативу к играм на видоизменение фигур, составление силуэтов.
На 45 % повысился уровень в группе №12
-80 % детей оперируют свойствами предметов, обнаруживают зависимости и изменения в группах предметов, в процессе группировки сравнивают и упорядочивает фигуры по цвету, форме.
-80 % детей проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности.
На 30 % повысился уровень в О. о «Познавательное развитие» в группе №4.
У данной контрольной группы в начале года был отмечен достаточно высокий уровень подготовки в разделе «Математическая деятельность».
Дети различали, называли, обобщали предметы по выделенным свойствам.
Поэтому к концу года отмечен максимальный уровень освоения материала.
- 100% детей контрольной группы оперируют свойствами предметов, обнаруживают зависимости и изменения в группах предметов, в процессе группировки сравнивают и упорядочивает фигуры по цвету, форме. Выполняют действия по группировке, воссозданию фигур.
- 80 % детей проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности.
На 30 % повысился уровень в группе №9.
-80 % детей оперируют свойствами предметов, обнаруживают зависимости и изменения в группах предметов, в процессе группировки, сравнивают и упорядочивает фигуры по цвету, форме.
-80 % детей проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности.
Благодаря данному набору у детей формируются сенсомоторные навыки, развиваются творческие, речевые способности, дети подготавливает руку к рисованию и письму. Подобные занятия улучшают зрительно-моторную координацию ребенка, чувствительность кончиков пальцев, а это дает возможность освоения новых ощущений малышу. С помощью даров Фребеля ребенок учится рассуждать и делать умозаключения. Играя вдвоем или в группе, ребенок обучается работать командой: вместе получать результат, слушать друг друга, взаимодействовать со сверстниками.
Слайд 25
Родители воспитанников проявили свой интерес к набору. Многие мамы догадываются, что для полноценного развития ребенка совсем не требуется больших вложений в игрушки. Игрушек должно быть в меру, при этом они должны обладать большим развивающим потенциалом. Именно таким является игровой материал Фрёбеля, поэтому родители с удовольствием поддерживают инициативу.
• Информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, дни открытых дверей. Мною организовано мобильное общение для быстрого и систематического обмена информацией с родителями (социальная сеть whatsapp).
• Образование родителей: лекции, семинары, семинары-практикумы, проведение мастер-классов, тренингов по использованию игрового набора.
• Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий, участие родителей в создании развивающей среды, подбор информации по тематическим занятиям (рисунки, поделки).
Проанализировав свой опыт работы по данной теме, я могу сделать вывод, что успешному обогащению игрового сенсорного опыта младших дошкольников способствует, определенным образом, организованный педагогический процесс, в основе которого лежит использование автодидактическогоФребель – материала.
Таким образом, можно утверждать, что проводимая мною работа по обогащению игрового сенсорного опыта в предметной деятельности детей младшего дошкольного возраста, используя развивающий материал Фридриха Фребеля, доказала свою эффективность.
Практические занятия создают благоприятные условия для совместной работы взрослого и ребенка.
Сенсорная комната представляет собой помещение, оборудованное по специальному проекту, где ребенок или взрослый пребывает в безопасной и комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, воздействующими на все органы чувств. При этом основой сенсорной комнаты является свет, так как более 90% информации человек получает через глаза, и именно через воздействие специального света можно добиться наиболее полной релаксации, психологической разгрузки и восстановления сил человека. Сочетание разных стимулов оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее.