юлия усенко
Эффективность использования мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект: Эффективность использования мнемотаблиц для развития речи детей старшего дошкольного возраста
Ушинский К. Д. :
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
1. Актуальность.
Публикация «Эффективность использования мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения особенно ясно стала прослеживаться тенденция к росту числа детей с речевыми нарушениями. Речь – существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям. Являясь средством выражения мыслей, речь, в ходе ее развития в онтогенезе, становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности. В связи с этим актуальность использования инновационных методов и приемов в обучении детей дошкольного возраста правильной речи принимает глобальный характер.
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основанными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: наглядные модели, схемы, таблицы и т. п., использование обобщений позволяет ребенку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию. Не для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Так, работая с детьми и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Что такое наглядное моделирование?
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т. В. Егорова 1973г; А. Н. Леонтьев 1981г.).
Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников, а объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.
Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
• во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
• во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
• в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
2. Методическое обоснование.
Система работы
В течение нескольких лет в своей работе, мы уделяем большое внимание развитию связной речи у детей. Чтобы научить дошкольников связно, последовательно и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказы из окружающей жизни, я использую мнемотехнику.
Методика, которую мы используем в своей работе, имеет теоретическую основу – базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры.
Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным.
Свою работу я начинала с изучения методической литературы. (приложение1)
На основе изученной литературы был разработан мониторинг обследования уровня развития связной речи. (Приложение2)
Из результатов которого мы увидели, что детям характерны бедность и однообразие используемых средств фразовой речи- недостаточное употребление осложненных и сложных предложений, чаще всего встречаются ошибки при построении предложений. Все это ограничивает детей в составлении информативно полноценного сообщения. На основе полученных данных диагностики мной разработан перспективный план работы. Были подобраны игры и упражнения с использованием наглядного моделирования для развития связной речи.
Система нашей работы базируется на методе наглядного моделирования, который способствует активизации коммуникативной деятельности ребенка через формирование связной речи. В основе системы лежат принципы :
-систематичности и взаимосвязи учебного материала,
-его конкретности и доступности,
- постепенности,
-концентричного наращивания информации в каждой группе по принципу: «От простого к сложному»,
-учет возрастных и индивидуально -психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их самостоятельности и активности.
Это позволяет ребенку опираться уже на имеющиеся у него знания и умения, и обеспечивает поступательное развитие.
Большие затруднения у детей с ОНР вызывает планирование высказывания. С целью преодоления этих затруднений применяем прием обучения пошаговой зарисовки содержания рассказа, то есть самостоятельного составления мнемотаблицы.
Основной «секрет» мнемотехники прост. Ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, его мозг фиксирует эту взаимосвязь, и при дальнейшем припоминании по одному из образов этой ассоциации воспроизводит все ранее соединенные образы.
Рассмотрим действие мнемотаблицы на примере, как это происходит. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение или рассказ, сказка зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему или составляется мнемотаблица педагогом на доске, а по мере обучения дети также активно включаются в процесс создания своей схемы
Ребенку дается шестиклеточный бланк, по ходу рассказа педагога он заполняет его символами, опираясь на которые составляет рассказ -описание о любом предмете лексического цикла. Дети самостоятельно составляют наглядные планы для рассказов, сказок и стихов. Для их изготовления детям не нужны художественные способности: любой ребенок в состоянии нарисовать символические изображения предметов и объектов к прослушиваемому рассказу или сказке. В данном случае текст является вспомогательным средством, дающим детям необходимое лексико-грамматическое наполнение речи, облегчающий построение плана высказывания, а мнемотаблица становится зрительным наглядным планом, который направляет процесс связного высказывания, речевые средства которого и обеспечивает текст рассказа или сказки
Применение мнемотаблиц в нашей практике
Мы в своей работе применяем мнемотаблицы, рекомендуемые Т. А. Ткаченко, Чулковой, Л. В. Омельченко, Т. Б. Полянской, Т. В. Большевой, а также мнемотаблицы модифицированные нами.
Заучивание стихов
Заучивание стихов с детьми вызывает у детей быстрое утомление и отрицательные эмоции. При заучивании с детьми мы поставили перед собой следующие задачи: побудить интерес у детей, увлечь их, вызвать желание знать стихотворение, помочь понять содержание, научить выразительно читать, закреплять произношение каких-либо звуков, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый доступный вид деятельности
Из опыта работы скажем, что наиболее эффективны мнемотаблицы при разучивании стихов. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение) : таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя мнемотаблицу, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему, а по мере обучения ребенок сам включается в процесс создания своей схемы.
Этапы работы над стихотворением в старшей группе
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть.
3. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу. (которая транслируется на электронной доске)
4. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
5. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
6. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения.
7. Дети повторяют с опорой на мнемотаблицу.
Этапы работы над стихотворением в подготовительной к школе группе
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть.
3. Повторное чтение стихотворения
4. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
5. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
6. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения.
7. Дети повторяют стихотворение.
8. Дети совместно с воспитателем и другими детьми составляют мнемотаблицу.
Описательный рассказ
Это наиболее трудный вид монологической речи. Здесь очень важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. При составлении рассказа в старшей группе дети работают по готовой схеме. При обучении составлению рассказов-описаний на начальном этапе я брала за основу сенсорно-графическую схему В. К. Воробьёвой, отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) и сами признаки. Наглядная схема служила для детей своеобразным зрительным планом. Ребенок знал, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А в подготовительной к школе группе дети составляют схемы вместе с педагогом. Для этого каждому ребенку раздавала листы с ячейками, беседовали по данной теме, выбирали основные моменты и придя к общему мнению, зарисовывали в таблицу символы. Я заполняла на доске пустые клетки мнемотаблицы, а каждый ребенок заполнял свою собственную мнемотаблицу. Схематично изображали персонажей сказки, явления природы, некоторые действия, отражали то, что считали нужным отразить в таблице. Были символы, которые мы использовали постоянно, для обозначения какого-либо персонажа, действия. Далее рассматривали таблицу, разбирали, что на ней изображено. После дети составляли рассказ-описание с опорой на символы (образы).
Опираясь на опыт педагогов (Ткаченко Т. А. ,Большевой Т. В., Васильевой С. А., я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Пересказ
Ему принадлежит большая роль в развитии речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения.
Старшая группа
В начале учебного года (старшая группа) я сама рисую мнемотаблицы к нужному тексту. Главное сделать схему – рисунок на каждое предложение в тексте. Прежде чем перейти к мнемотаблице необходимо поработать с текстом: сначала нужно прочитать текст выразительно без установки на запоминание. Затем текст читается с установкой на запоминание. С детьми проводится предварительная беседа по рассказу. Важно, что вопросы задаются не только по содержанию рассказа, последовательности событий, их причинно-следственной зависимости и пр., но и помогают разбить текст на смысловые части, что помогает моделированию каждого предложения, так как от структурного построения вопроса зависит лексико-грамматическое оформление каждой фразы рассказа и качество рассказов воспроизведенных или составленных детьми. Дети, определив количество частей в рассказе, разбивают лист на нужное количество ячеек. Обговаривая каждый эпизод, дети составляют картинку-схему. Так же выполняется и дальнейшая работа над остальным текстом по заполнению остальных ячеек. Схематично зарисовав рассказ, дети, указывая на нужную ячейку, пересказывают рассказ с опорой на схему.
Этапы работы над пересказом рассказа в подготовительной к школе группе.
1. Чтение воспитателем текста и демонстрация картинок.
2. Ответы на вопросы по содержанию (языковой разбор текста)
3. Составление, демонстрация и разбор каждой ячейки мнемотаблицы.
4. Повторное чтение рассказа с опорой на мнемотаблицу.
5. Коллективный пересказ.
6. Самостоятельный пересказ текста.
7. Анализ самостоятельных рассказов детей.
Творческие рассказы
Мнемотаблица помогает сделать рассказы более красочными. Дети используют связные развернутые высказывания.
Этапы работы творческого рассказывания
1. Чтение детям начала рассказа.
2. Разбор содержания рассказа в вопросно-ответной форме.
3. Составление мнемосхемы к рассказу совместно с детьми. Последняя ячейка мнемосхемы представлена в виде вопроса.
4. Повторное чтение рассказа с опорой на мнемотаблицу. Предлагается несколько вариантов возможного продолжения в соответствии с данной сюжетной ситуацией.
5. Придумывание продолжения рассказа по одному из предложенных вариантов.
6. Анализ детских рассказов.
Обучение составлению рассказов на заданную тему является наиболее сложными проводиться на заключительном этапе.
Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Дидактические игры
Параллельно с этой работой необходимы речевые игры (приложение №, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру.
Мнемотаблицы я использую в дидактических играх:
1."Восстанови последовательность картинок по памяти"
2." Отбери среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме"
3."Найди лишнюю картинку"
4."Найди ошибку в последовательности картинок после прочтения текста"
5."Распутай" (предъявляются вперемешку две разрезные мнемотаблицы)
6."Не зевай, нужную картинку поднимай" (взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку и поднимает)
3. Цель проекта.
Профилактика, коррекция и развитие речи детей - дошкольников, имеющих недостатки развития речи через использование мнемотехники.
4. Задачи проекта:
• Развивать связную речь детей.
• Развивать мелкую моторику рук при частичном и полном графическом воспроизведении;
• Совершенствовать:
-лексико-грамматические средства языка;
-звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
• Развивать творческие способности у детей, фантазию;
• Создавать благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество педагога с детьми и друг с другом;
• Укреплять веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью;
• Вовлечь родителей в единое пространство «семья - детский сад»;
5. Новизна проекта:
Система работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями речи средствами метода наглядного моделирования (мнемотехника)
Новизна проекта заключается в том, что совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:
1. Принцип интеграции: интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы; интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса; интеграция детской деятельности.
2. Комплексно-тематический принцип: объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; виды «тем» : «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»; тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.
Метод организации работы с детьми отличается:
- интегративностью;
- экономичностью;
- процессуальностью;
- здоровьесбережением;
- универсальностью.
Метод моделирования можно с успехом применять в любой образовательной области:
• развитие культурно – гигиенических навыков;
• рассказывание о растительном, животном и предметном мире;
• уход за комнатными растениями;
• рассказывание о времени года;
• отгадывание, разгадывание и придумывание загадок;
• заучивание стихотворений
6. Участники проекта.
Данный проект осуществляется в рамках воспитательно-образовательной системы
УДП ООО "Газпром добыча Уренгой"д/с "Колобок"
- с детьми – в организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей, совместной деятельности детей и родителей;
- с педагогами - взаимодействие со специалистами в совместной деятельности, посредством консультаций, участия в праздниках, развлечениях.
-с учителем - логопедом.
Руководитель - Усенко Ю. В., воспитатель.
Рабочая группа – учитель-логопед : Онькова А. И. ,
воспитатель: Кравченко Т. В. ,
Благополучатели - дети группы «Брусничка», родители.
7. Сроки реализации.
1 этап - подготовительный с 01.08.2017г. по 15.09.2017г.
2 этап – основной с 16.09.2017г. по 30.04.2019г.
3 этап – заключительный с 01.05.2019г. по 15.05.2019г.
8. Ожидаемые результаты.
• Успешное овладение грамотной и связной речью.
• Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка.
• Совершенствование звуковой стороны речи.
• Усиление интереса к коммуникационной деятельности.
• Самостоятельное составление мнемотаблиц
• Доброжелательное отношение к взрослым и друг другу.
• Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».
• Повысится уровень освоения образовательных областей.
9. Механизм реализации проекта.
I этап. Подготовительный. Организация подготовительной работы для реализации данного проекта:
1. Изучение литературы по данной проблеме, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.
2. Обсуждение целей и задач проекта.
3. Изучение современных требований к содержанию и организации проектной деятельности дошкольников.
4. Подбор диагностического инструментария для изучения уровня речевого развития детей дошкольного возраста.
5. Анкетирование родителей.
6. Изучение возможности участия родителей в реализации проекта.
7. Разработка плана - мероприятий, направленных на развитие мелкой моторики рук, на развитие психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, речевой стороны дошкольников, реализации проектной деятельности.
8. Подготовка материальной и методической базы для реализации проекта.
9. Разработка критериев эффективности проекта.
Критерии эффективности.
• Звукопроизношение;
• Фонематические процессы;
• Лексико-грамматические категории;
• Связная речь,
• Общая и мелкая моторика.
II этап. Основной. Организация деятельности в рамках проекта.
1. Планирование мероприятий по реализации проекта.
2. Создание условий для реализации проекта: предметно - развивающая среда, психолого-педагогическая и информационная поддержка, в которых ребенок смог бы реализовать внутренние стимулы к развитию.
3. Пропаганда знаний о значении связной речи в жизни ребёнка для родителей воспитанников, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
4. Создание развивающей среды в группе; выявление интересных идей по модернизации пространства группы.
5. Оказание информационной и методической помощи родителям и педагогам, проведение консультаций, семинаров, педагогических советов.
Виды деятельности:
1. Речевое развитие детей.
Основные формы реализации проекта:
• Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию детей по общему тематическому планированию ДОУ.
• Заучивание стихотворений.
• Составление описательных рассказов по опорным схемам.
• Пересказ рассказов с помощью мнемотаблиц.
• Отгадывание загадок.
• Использование дидактических игр
• Взаимодействие с педагогами.
• Сотрудничество с родителями.
2. Экспериментальная деятельность.
2.1. Познавательная
• Мониторинг речевого развития дошкольников (начало - конец учебного года.)
• Анкетирование родителей.
• Работа с познавательной литературой.
• Консультации для педагогов и родителей
2.2. Сбор и систематизация информации.
• Использование дидактических речевых игр.
• Создание мнемотаблиц для заучивания стихотворений и для пересказа произведений художественной литературы.
• Анализ и обобщение опыта работы педагогов по данной теме.
• Мониторинг.
• Включенное педагогическое наблюдение.
• Портфолио, презентации «Эффективность использования мнемотаблиц для развития речи детей с ОНР.», публикаций в СМИ.
3. Творческая деятельность детей.
• Участие детей в литературном конкурсе "Волшебное перышко 2012".
• Участие в конкурсах чтецов.
• Участие в читательском марафоне "Звери, птицы и другие на страницах детских книг»(конкурс самодельных книг с любимыми стихами о животных и о насекомых).
• Самостоятельное составление мнемотаблиц к прочитанным произведениям.
4 . Дополнительное образование:
Факультатив «Зернышко» по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте.
Задачи:
Процесс обогащения представлений и знаний детей о слове как единице языка – процесс сложный и длительный, он предполагает:
• Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
• Усвоение звукового анализа слова.
• Ознакомление со слоговой структурой слова.
• Анализ словесного состава предложения.
• Развитие логического мышления.
• Развитие мелкой моторики.
III этап. Заключительный
1. Итоговое мероприятие (презентация для педагогов)
2. Анализ достигнутых результатов.
Предполагаемые результаты проекта.
-Дети успешно овладели грамотной и связной речью.
-Правильно употребляют лексико-грамматические категории.
-Улучшилось звукопроизношение.
-Появился интерес к коммуникативной деятельности, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.
-Дети с помощью взрослого добывают информацию, проводят исследования, делают сравнения, составляют внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулируют и высказывают суждения, делают умозаключения, самостоятельно составляют мнемотаблицы.
-Родители вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».
-Повысился уровень освоения образовательных областей.
10. Трансляция проекта.
• Презентация проекта на педагогическом совете ДОУ.
• Презентация проекта на городском методическом объединении воспитателей.
• Размещение проекта на сайте ДОУ.
Востребованность проекта.
Проект может быть использован в условиях детских садов как в группах компенсирующего вида, так и в группах общеразвивающего вида.