Лучший педагог года

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста

коняшкова мария
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Быть настоящим педагогом - это талант. Ведь педагог должен уметь передать свой опыт, свои знания детям. Наверное, каждому педагогу хочется, чтобы именно его воспитанник в будущем добился успеха. И, конечно же, приятно, когда именно так и происходит.

Почему одного педагога дети любят и принимают, а другого просто не воспринимают? Я думаю, что эта проблема близка каждому ребенку и каждому воспитателю. Вообще, можно по-разному ответить на этот вопрос. Но, все объясняется различием характеров. Не бывает абсолютно одинаковых людей. Поэтому то, что нравится одним, не всегда готовы принять другие.

Публикация «Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста» размещена в разделах

Тем не менее, отношения с воспитателем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются. Основой отношений воспитателя с воспитанниками является соблюдение нравственных норм, доверие и внимание к внутреннему миру ребенка, проявление доброты и сердечности к нему.

Воспитание и обучение – процесс двусторонний, построенный на одновременном взаимодействии педагога и ребенка. Успешность зависит от характера связей двух субъектов воспитательного процесса. Их связь в процессе воспитания осуществляется в форме педагогического взаимодействия, общения. Педагогическое взаимодействие — процесс, происходящий между педагогом и ребенком в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка. Это одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания.

В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человека и предполагает равенство отношений. Однако в отношениях с детьми взрослые часто используют авторитарное воздействие, опираясь на свои возрастные и профессиональные (педагогические) преимущества. В ситуациях неравноправия у ребенка наступает ответная реакция — он оказывает пассивное сопротивление воспитанию. Поэтому пристальное внимание должно уделяться профессионализму педагогов именно в отношениях с детьми, их умению и желанию сотрудничать с ребенком.

Психологическое восприятие и понимание педагогом детей способствует эффективному сотрудничеству между ними, создает возможность воспитателю входить в душевный мир ребенка, объективно оценивать душевное состояние его, его речь, привычки и манеры поведения, улавливать настроение и переживания воспитанников. Поэтому одним из важных условий воспитания культуры общения является сотрудничество воспитателя с детьми. В технологии сотрудничества воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!»

Задачей воспитателя является оказание каждому ребенка помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении собственной личности.

В своей педагогической деятельности я опираюсь на педагогическую технологию личностно - ориентированного взаимодействия с воспитанниками, целью которой является организация воспитательно-образовательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательно- образовательного процесса. В результате данное взаимодействие способствует тому, что ребенок учится :

•уважать себя и других. К ним самим относятся с уважением, а отношение ребенка к себе и другим отражает характер отношения к нему окружающих взрослых;

•чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок. Когда взрослые предоставляют ему самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в свои силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления;

•быть искренним. Если взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, он не боится быть самим собой, признавать свои ошибки. Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ими моральных норм, предотвращает формирование двуличия;

•брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Взрослый везде, где возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия. Признание за ним права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по игре способствует формированию личностной зрелости ребенка и как следствие — формированию чувства ответственности за свой выбор;

•думать самостоятельно, так как взрослый не навязывает ребенку своего решения, а помогает сделать это самому. Уважение его точки зрения способствует самостоятельности мышления;

•адекватно выражать свои чувства. Эти чувства не отвергаются, а принимаются взрослым, который стремится разделить или облегчить их. Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, взрослый способствует формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемым способом;

•понимать других и сочувствовать им. Ребенок получает этот опыт из общения со взрослым и переносит его на других людей.

Большую роль в детском саду играют традиции (праздники, развлечения, досуги, выставки, в которых дети принимают непосредственное участие все вместе с воспитателем, родителями, где каждая традиция направлена, прежде всего, на сплочение детского сообщества, создание комфортного самоощущения ребенка в образовательном пространстве детского сада. В результате у ребят прочно откладываются в детской памяти воспоминания о детском садике, как о родном общем доме, где каждый ребенок любим и уважаем. Поэтому, я считаю, создание групповых традиций в детском саду и их передача следующему поколению воспитанников – необходимая и нужная работа.

В моей группе есть уже прочно сложившиеся традиции, которые нашли отклик в сердцах не одного поколения воспитанников. Эти традиции с большим удовольствием принимаются детьми и родителями, совершенствуются и приумножаются. Каждая традиция направлена на достижение определенной воспитательной цели, вот некоторые из них:

«Утро радостных встреч». Традиция, в ходе которой встречаю ребенка, здороваюсь с ним, выражаю радость по поводу того, что он пришел, говорю ребенку, что его ждут другие ребята.

«Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй». Перед каждым образовательным мероприятием собираемся вместе в круг, проводим своеобразный ритуал, который помогает детям настроиться на деятельность, чем они будут заниматься в ближайшее время, выражаем радость от встречи и надежду на приятный, интересный день.

«Книга – лучший друг». В группе оборудован книжный уголок, где периодически меняются книги, проводим выставки книг по темам тематических недель.

«Поговорим о хорошем», «Умелые ручки», «День рождения», «Участие в конкурсах», «Встреча с интересными людьми», «Отмечаем праздники» и т. д. - все традиции непременно сплачивают детский коллектив, благоприятно воздействуют на воспитание личности, порождают у детей любознательность, самостоятельность, активность.

В своей работе каждому ребенку я создаю условия для раскрытия его внутреннего мира, интеллектуального потенциала, помогаю более полно реализовать возможности в соответствии с его способностями. Стараюсь придать ребенку дополнительные силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении собственной личности. Осуществляю подход к детям как полноправным партнёрам в условиях сотрудничества. Важнейшие аспекты сотрудничества: умение прислушиваться друг к другу; принимать совместные решения; доверять друг другу; ощущать свою ответственность за работу группы.

Поощряю самостоятельность в деятельности, в выполнении режимных процедур, учитываю их индивидуальные особенности (состояние здоровья, привычки, темперамент, предпочтения). Чутко реагирую на инициативу в общении, потребность в моей поддержке. Слушаю детей внимательно и уважением, вежливо и доброжелательно отвечаю на вопросы и просьбы, обсуждаю проблемы. Успокаиваю и подбадриваю расстроенных детей, стремлюсь помочь в устранении дискомфорта. Разговаривая с детьми, выбираю позицию «на уровне глаз», общаясь с ребенком, присаживаюсь рядом. В течение дня общаюсь не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально. Взаимодействуя с детьми, я учитываю уровень их развития, а регулярно проводимые наблюдения детей в деятельности позволяют мне отслеживать их потребности, интересы, возможности, успехи и планировать с ними дальнейшую работу.

Педагогическое взаимодействие опирается на принципы партнерского взаимодействия сторон. Это предполагает совместный выбор деятельности, обсуждение с детьми насущных образовательных проблем и поиск путей их решения. В ходе взаимодействия формируются навыки установления контактов между воспитанниками, развивается их умение договариваться, приходить к общему знаменателю.

Публикации по теме:

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения»Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения» Д. Б. Эльконин в своих дневниках не раз высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребёнка и.

Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста» Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой. Бывают.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи»Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи» Цель: познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, необходимостью ее выполнения у детей с недостатками произношения звуков. Приходится.

Консультация для родителей и педагогов «Как сделать ярким праздник для ребенка старшего дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов "Как сделать ярким праздник для ребенка старшего дошкольного возраста " Здравствуйте, уважаемые.

Опыт работы по теме «Речевая развивающая среда как важнейшее условие развития речи дошкольников»Опыт работы по теме «Речевая развивающая среда как важнейшее условие развития речи дошкольников» Хочу представить свой опыт работы по теме: "Речевая развивающая среда, как важнейшее условие развития речи дошкольников". Хорошая речь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста
Опубликовано: 20 июня 2024 в 20:34
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем коняшкова мария в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД