коняшкова мария
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Быть настоящим педагогом - это талант. Ведь педагог должен уметь передать свой опыт, свои знания детям. Наверное, каждому педагогу хочется, чтобы именно его воспитанник в будущем добился успеха. И, конечно же, приятно, когда именно так и происходит.
Почему одного педагога дети любят и принимают, а другого просто не воспринимают? Я думаю, что эта проблема близка каждому ребенку и каждому воспитателю. Вообще, можно по-разному ответить на этот вопрос. Но, все объясняется различием характеров. Не бывает абсолютно одинаковых людей. Поэтому то, что нравится одним, не всегда готовы принять другие.
Публикация «Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Тем не менее, отношения с воспитателем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются. Основой отношений воспитателя с воспитанниками является соблюдение нравственных норм, доверие и внимание к внутреннему миру ребенка, проявление доброты и сердечности к нему.
Воспитание и обучение – процесс двусторонний, построенный на одновременном взаимодействии педагога и ребенка. Успешность зависит от характера связей двух субъектов воспитательного процесса. Их связь в процессе воспитания осуществляется в форме педагогического взаимодействия, общения. Педагогическое взаимодействие — процесс, происходящий между педагогом и ребенком в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка. Это одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания.
В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человека и предполагает равенство отношений. Однако в отношениях с детьми взрослые часто используют авторитарное воздействие, опираясь на свои возрастные и профессиональные (педагогические) преимущества. В ситуациях неравноправия у ребенка наступает ответная реакция — он оказывает пассивное сопротивление воспитанию. Поэтому пристальное внимание должно уделяться профессионализму педагогов именно в отношениях с детьми, их умению и желанию сотрудничать с ребенком.
Психологическое восприятие и понимание педагогом детей способствует эффективному сотрудничеству между ними, создает возможность воспитателю входить в душевный мир ребенка, объективно оценивать душевное состояние его, его речь, привычки и манеры поведения, улавливать настроение и переживания воспитанников. Поэтому одним из важных условий воспитания культуры общения является сотрудничество воспитателя с детьми. В технологии сотрудничества воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!»
Задачей воспитателя является оказание каждому ребенка помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении собственной личности.
В своей педагогической деятельности я опираюсь на педагогическую технологию личностно - ориентированного взаимодействия с воспитанниками, целью которой является организация воспитательно-образовательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательно- образовательного процесса. В результате данное взаимодействие способствует тому, что ребенок учится :
•уважать себя и других. К ним самим относятся с уважением, а отношение ребенка к себе и другим отражает характер отношения к нему окружающих взрослых;
•чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок. Когда взрослые предоставляют ему самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в свои силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления;
•быть искренним. Если взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, он не боится быть самим собой, признавать свои ошибки. Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ими моральных норм, предотвращает формирование двуличия;
•брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Взрослый везде, где возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия. Признание за ним права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по игре способствует формированию личностной зрелости ребенка и как следствие — формированию чувства ответственности за свой выбор;
•думать самостоятельно, так как взрослый не навязывает ребенку своего решения, а помогает сделать это самому. Уважение его точки зрения способствует самостоятельности мышления;
•адекватно выражать свои чувства. Эти чувства не отвергаются, а принимаются взрослым, который стремится разделить или облегчить их. Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, взрослый способствует формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемым способом;
•понимать других и сочувствовать им. Ребенок получает этот опыт из общения со взрослым и переносит его на других людей.
Большую роль в детском саду играют традиции (праздники, развлечения, досуги, выставки, в которых дети принимают непосредственное участие все вместе с воспитателем, родителями, где каждая традиция направлена, прежде всего, на сплочение детского сообщества, создание комфортного самоощущения ребенка в образовательном пространстве детского сада. В результате у ребят прочно откладываются в детской памяти воспоминания о детском садике, как о родном общем доме, где каждый ребенок любим и уважаем. Поэтому, я считаю, создание групповых традиций в детском саду и их передача следующему поколению воспитанников – необходимая и нужная работа.
В моей группе есть уже прочно сложившиеся традиции, которые нашли отклик в сердцах не одного поколения воспитанников. Эти традиции с большим удовольствием принимаются детьми и родителями, совершенствуются и приумножаются. Каждая традиция направлена на достижение определенной воспитательной цели, вот некоторые из них:
«Утро радостных встреч». Традиция, в ходе которой встречаю ребенка, здороваюсь с ним, выражаю радость по поводу того, что он пришел, говорю ребенку, что его ждут другие ребята.
«Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй». Перед каждым образовательным мероприятием собираемся вместе в круг, проводим своеобразный ритуал, который помогает детям настроиться на деятельность, чем они будут заниматься в ближайшее время, выражаем радость от встречи и надежду на приятный, интересный день.
«Книга – лучший друг». В группе оборудован книжный уголок, где периодически меняются книги, проводим выставки книг по темам тематических недель.
«Поговорим о хорошем», «Умелые ручки», «День рождения», «Участие в конкурсах», «Встреча с интересными людьми», «Отмечаем праздники» и т. д. - все традиции непременно сплачивают детский коллектив, благоприятно воздействуют на воспитание личности, порождают у детей любознательность, самостоятельность, активность.
В своей работе каждому ребенку я создаю условия для раскрытия его внутреннего мира, интеллектуального потенциала, помогаю более полно реализовать возможности в соответствии с его способностями. Стараюсь придать ребенку дополнительные силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении собственной личности. Осуществляю подход к детям как полноправным партнёрам в условиях сотрудничества. Важнейшие аспекты сотрудничества: умение прислушиваться друг к другу; принимать совместные решения; доверять друг другу; ощущать свою ответственность за работу группы.
Поощряю самостоятельность в деятельности, в выполнении режимных процедур, учитываю их индивидуальные особенности (состояние здоровья, привычки, темперамент, предпочтения). Чутко реагирую на инициативу в общении, потребность в моей поддержке. Слушаю детей внимательно и уважением, вежливо и доброжелательно отвечаю на вопросы и просьбы, обсуждаю проблемы. Успокаиваю и подбадриваю расстроенных детей, стремлюсь помочь в устранении дискомфорта. Разговаривая с детьми, выбираю позицию «на уровне глаз», общаясь с ребенком, присаживаюсь рядом. В течение дня общаюсь не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально. Взаимодействуя с детьми, я учитываю уровень их развития, а регулярно проводимые наблюдения детей в деятельности позволяют мне отслеживать их потребности, интересы, возможности, успехи и планировать с ними дальнейшую работу.
Педагогическое взаимодействие опирается на принципы партнерского взаимодействия сторон. Это предполагает совместный выбор деятельности, обсуждение с детьми насущных образовательных проблем и поиск путей их решения. В ходе взаимодействия формируются навыки установления контактов между воспитанниками, развивается их умение договариваться, приходить к общему знаменателю.