Анюта Орлова
Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад «Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников»
У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.
В соответствии с Законом “Об образовании”, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей.
Публикация «Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников (из опыта работы)» размещена в разделах
В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т. е. совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
СЛАЙД 2
Конечно же, первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.
Актуальность данной темы в том, что сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Мы, педагоги отмечаем снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка.
СЛАЙД 3
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия с ней, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником, то есть выполнить свой главный гражданский долг – воспитать достойного гражданина своей страны.
Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т. д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.
Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.
СЛАЙД 4
Основные задачи состоят в следующем:
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
объединить усилия для развития и воспитания детей;
создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
СЛАЙД 5
По вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ используются такие направления:
1. Познавательные – обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей.
2. Информационно-аналитические - изучение семьи, ее особенности.
3. Наглядно-информационные – донести до родителей любую информацию.
4. Досуговые – совместные мероприятия с родителями.
СЛАЙД 6
С чего начать? Начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду:
Анкетирование;
Личные беседы с родителями.
СЛАЙД 7
Содержание работы с родителями реализуются через разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные. Главное – донести до родителей знания. Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание.
К традиционным формам относится: беседы, оформление папок-передвижек и стендов, дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, выставки совместных работ, совместные праздники и развлечения, работа с родительским комитетом.
Нетрадиционные формы: сайты детского сада, фотовыставки и фотомонтажи, почтовый ящик для родителей, презентации, брошюры, листовки и буклеты, выставка семейных реликвий.
СЛАЙД 8 и далее.
Проводятся конкурсы детей совместно с родителями «Осенние фантазии» «Осенний букет», «Мастерская Деда Мороза», «Символ Нового года», «Моя первоклассная мама» и т. д. В декабре 2017 года проводился конкурс «Лучшая новогодняя игрушка» в котором родители совместно с детьми приняли активное участие, родители очень творчески подошли к выполнению работ.
Также в декабре в нашем саду проходил РМО по теме «Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников», где родители и дети приняли активное участие.
По итогам конкурса всегда дети получают подарки, родители дипломы и благодарности.
Совместная подготовка сближает с родителями, родителей и детей. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали. Если в начале нашей встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то в процессе работы царит взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.