Галина Левкина
Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников
▼ Скачать +Заказ
В соответствии с ФГОС ДО образовательная деятельность с детьми включает в себя реализацию пяти образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие и художественно-эстетическое развитие. На мой взгляд самым важным из этих областей для детей моей возрастной группы является - речевое развитие, так как речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка.
Публикация «Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, а так же нередко накладывает отпечаток на его характер.
У детей 5-7 лет речь должна быть чистая, внятная, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте закончился процесс овладения звуками. Возросла речевая активность, ребенок не только задает вопросы но и сам отвечает на вопросы взрослого и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях.
Одной из причин задерживающей нормальное развитие звукопроизношения, является вредная манера взрослых говорить с детьми подстраиваясь к их неправильному произношению. Искажения детской речи вызываются также неправильной речью окружающих ребенка взрослых (невнятное, косноязычное торопливое произношение, либо разговором в раннем детстве на разных языках.
Причиной затянувшегося развития детской речи является то, что в семье не обращают должного внимания на неправильную речь ребенка и не оказывают ему помощи путем показа правильного произношения, исправления ошибок в речи ребенка, а так же часто не замечают, что речевое развитие ребенка не соответствует возрастной норме. Не понимая что им срочно необходимо обратиться к специалистам!
Если коррекцию речевых расстройств начинать в раннем возрасте, то велика вероятность, что уже в 6 лет ваш ребёнок не будет ничем отличаться от сверстников.
К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми. Они стесняются говорить, избегают слов со звуками, которые произносят неправильно, становятся мнительными, неохотно идут в детский сад, а затем и в школу. У них возникает чувство неполноценности.
В наше время очень распространенным стало использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д., наблюдается высокая занятость родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами. Из-за всего перечисленного можно выявить снижение качества общения между ребенком и взрослым. Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Эффективным механизмом такого взаимодействия может стать система социального партнерства, с помощью которого родители и педагог, имеющие одинаковые интересы в воспитании и развитии детей, организуют совместную деятельность. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.
Поэтому главная моя Цель - повышение уровня речевого развития детей 5-7 через организацию взаимодействия детского сада и семьи.
Задачи:
• выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей;
• познакомить родителей с кругом знаний по речевому развитию, консультация логопеда;
• побуждение родителей к активному участию в семейном проекте;
• совместное речевое творчество;
• подобрать форму наглядно-текстовой информации.
Формы работы:
- изучение семьи при помощи анкетирования;
-провести родительское собрание;
-проект «педагог-родитель-ребенок» ;
-выставка совместных работ ребенка и родителей;
- создание буклета «Советы родителям для развития речи ребенка»
Глядя на поставленные мною задачи, мы с родителями должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.
Для решения поставленных задач начнем с первой.
1. Выявить характер семейных взаимоотношений при помощи анкетирования.
Немалую роль в совместной, комплексной работе педагога и семьи может сыграть анкетирование родителей. Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа.
При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка.
Анкета для родителей «Речевое развитие ребенка»
1. Фамилия, Имя, Отчество ребенка
…
2. Задумывались ли Вы о том, как говорит Ваш ребёнок (да, нет)
…
3. Слушаете ли Вы, что говорит Ваш ребёнок (да, нет)
…
4. Всё ли Вам нравится в речи ребёнка? (да, нет)
…
5. Поправляете ли Вы речь своего ребёнка (да, нет)
…
6. Знакомы лиВы с нормами речевого развития вашего ребёнка (нормы развития речи детей 5- 7 лет) (да, нет)
…
7. Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие вашего ребёнка возрастной норме? (да, нет, не знаю)
.
8. Хотели бы Вы получить консультацию по нормам развития речи детей 5-7 лет? (да, нет)
…
9. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи?
(да, нет).
10. Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, Воспитатели, Логопед, либо сотрудничество Родитель-Воспитатель-Логопед)
.
2. На родительском собрании темой которого я выбрала (учитывая анкетные данные) «Нормы речевого развития детей 5-7 лет» я познакомила родителей с тем, какие речевые навыки наиболее характерны для детей 5-7, а также, какие основные ошибки встречаются в речи детей. Подготовила индивидуальные рекомендации для родителей. Довела до их сведения, как развивается речь их ребенка, указала, какой раздел ребенок не усвоил, или усвоил слабо и в каких дополнительных занятиях нуждается. Так как большинство родителей отвечая в анкете на вопрос: 10. Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, Воспитатели, Логопед, либо сотрудничество Родитель-Воспитатель-Логопед, выбрали вариант Родитель-Воспитатель-Логопед, на собрание был приглашен Логопед. Он предоставил все необходимые рекомендации по речевому развитию ребенка.
А так же на собрании я познакомила родителей со своей работой «Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников». Озвучила свою цель, задачи и формы работы в рамках речевого развития.
3. Эффективной формой взаимодействия «педагог-родитель-ребенок» стала проектная деятельность. Она предполагает активное сотрудничество детей и взрослых, способствует развитию творчества в разных видах познавательно-речевой деятельности, обеспечивает современный подход в воспитании и обучении детей. Участвуя в разработке и реализации проекта, родители становятся непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса и начинают осознавать свою роль в нем.
Проект я выбрала по развитию речи и нравственному воспитанию «Моя семья»
Цель проекта: Создание условий для развития речевых и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Моя семья»
Задачи проекта:
• Формировать навыки творческого рассказывания;
• Развивать коммуникативные навыки;
• Формировать у детей представление о семье, профессии родителей;
• Обогащать детско-родительские отношения опыта совместной творческой деятельности;
• Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных
Вид проекта: среднесрочный творческо-информационный проект
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проблемы – вернувшись в детский сад, после зимник каникул дети стали наперебой рассказывать о встрече Нового года в кругу семьи, о совместном отдыхе, о семейных путешествиях. Было очевидно, что для каждого ребенка время, проведенное с близкими и родными, очень ценно. Таким образом, обозначилась тема проекта - «Моя семья». В ходе нашего проекта нам необходимо работать над развитием речевого творчества, над содержательностью и связностью речи (диалога и монолога). Данная тема позволит удовлетворить потребность воспитанников - поделиться впечатлениями, личным опытом; даст возможность педагогам сформировать навыки творческого рассказывания у детей; родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно.
Предполагаемый результат:
1. Составлять творческий рассказ о семье;
2. Знать информацию о своей семье, профессии родителей;
3. Знать свои права и обязанности;
4. Владеть понятием «семья»;
5. Уметь совместно с родителями составлять родословную семьи.
Сотрудничество с семьей
• Консультация «Рекомендации для заботливых родителей»;
• Презентация «Любимое блюдо моей семьи»;
• Межсемейные соревнования в связи с приближающимися праздниками 23 февраля и 8 марта «Мой папа самый сильный, смелый».
4. Конкурс стенгазет «Генеалогическое древо».
5. В качестве наглядно-текстовой информации я выбрала букле «Советы родителям».
Заключение: на мой взгляд при помощи разработанных мной системы мероприятий по «Взаимодействию педагогов ДОУ с семьями воспитанников» я достигну поставленной мною цели.
Возрастная группа: дети 5-7 лет
Образовательная область: речевое развитие
Цель и задачи в работе с родителями:
Цель - повышение уровня речевого развития детей 5-7 через организацию взаимодействия детского сада и семьи.
Задачи:
• выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей;
• познакомить родителей с кругом знаний по речевому развитию, консультация логопеда;
• побуждение родителей к активному участию в семейном проекте;
• вовлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс;
• совместное речевое творчество;
• подобрать форму наглядно-текстовой информации.
Система мероприятий:
- изучение семьи при помощи анкетирования;
-провести родительское собрание;
-проект «педагог-родитель-ребенок» ;
-выставка совместных работ ребенка и родителей;
- создание буклета «Советы родителям»
Форма работы Тематика Цель Участники
Изучение:
• Анкетирование «Речевое развитие ребенка»
Выявить характер семейных взаимоотношений Родители
• Родительское собрание «Нормы речевого развития детей 5-7 лет» Познакомить родителей с кругом знаний по речевому развитию, консультация логопеда;
Родители
Воспитатель
Логопед
Коллективные формы:
• Проектная деятельность «Моя семья» Создание условий для развития речевых и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Моя семья»
Дети
Родители
Воспитатель
• Конкурс стенгазет «Генеалогическое древо».
Вовлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс Дети
Родители
Наглядно-текстовая форма:
• Буклет «Советы родителям»
Развитие грамотной речи Родители