Анна Радайкина
Взаимодействие детского сада и семьи по вопросу формирования у дошкольников потребности в ЗОЖ
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетами современной государственной политики России является охрана и зашита семьи и семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства, сохранение и приумножение здоровья детей, обеспечение их гармоничного развития, продвижение здоровьесберегающих технологий.
Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей. Развитие детей тесно связано со здоровьем: только здоровый ребенок может правильно, полноценно развиваться. Фундамент здоровья человека закладывается до 7 лет: идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Публикация «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросу формирования у дошкольников потребности в ЗОЖ» размещена в разделах
В дошкольном возрасте важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Проблема создания эффективной системы здоровьесбережения актуальна на современной этапе, в связи с тем, что родители воспитанников признают важную роль дошкольных учреждений в воспитании и развитии дошкольников, но занимают не активную позицию в этом направлении.
Изучая запросы родителей, в младшей группе, обратила внимание на то, родители хотели бы воспользоваться эффективной системой здоровьесбережения, снизить уровень заболеваемости малышей.
Наблюдения позволили сделать вывод, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного физического и психического развития ребенка-дошкольника. Но лишь целенаправленная и последовательная система мероприятий позволит семье осуществить переход к более активному и здоровому образу жизни. Система работы с семьей включает:
1)Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития.
2)Участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей.
3)Целенаправленную санитарно-просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т. д.
4)Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка
5)Обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т. д.).
6)Ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии и т. д.).
Очень важно, чтобы все мероприятия, проводимые с воспитанниками в группе и ДОУ будут проходить с активным участием родителей.
Поиск эффективных систем взаимодействия.
Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги).
В связи с этим совместная работа с семьей осуществляется посредством реализации современных технологий работы с родителями по вопросу осознания взрослыми понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни». Эти технологии условно разделили на три группы:
Технология наглядного получения информации. Такие формы работы помогают решать задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания здорового ребенка в условиях детского сада; пропаганду, направленную на оздоровление детей.
Технология совместной деятельности, где родители являются гостями и участниками совместной деятельности с детьми: рассказывают о семейных спортивных традициях, об интересно организованном досуге и др., показывают фотографии, играют в различные игры.
Анализ существующих традиционных форм показал, что самыми распространенными являются такие формы работы с родителями, как физкультурные досуги и спортивные праздники с участием родителей и сотрудников ДОУ, родительские собрания, консультации, беседы. Но проблема в том, что родители чаще всего выступают в роли зрителей и реже в качестве участников спортивных мероприятий.
В связи с этим, совместно с мамами, папами, бабушками и дедушками, распределяем и решаем, кто и чем может помочь в подготовке и проведении непосредственно образовательной деятельности, кто оформит группу, кто организует совместных поход, куда бы хотели отправиться, какие мероприятия наиболее актуальны для семьи. А как гордится ребенок, если его папа, по профессии стоматолог, рассказывает увлекательную сказку о приключениях маленького зубика, и о том, как нужно ухаживать за зубами! А если придет бабушка и расскажет историю о том, что может приключиться, если не мыть тщательно руки!
Родители вместе с детьми принимают участие в разработке, подготовке, проведении культурно-досуговых мероприятий: Дней Здоровья, Тематических недель «Закаливание - залог здоровья», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» и др., участвуют в туристических походах и совместных поездках выходного дня.
Одной из актуальных форм активного взаимодействия родителей и семьи являются Дни открытых дверей, когда родители могут посетить различные занятия и мероприятия в детском саду, что способствует взаимосвязи в методах воспитания в детском саду и дома.
Технология живого общения. Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребенком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Эффективнее использовать такие формы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка. Одной из таких форм являются совместные занятия физическими упражнениями родителей и детей. На них родители приобретают не только теоретические знания, но и овладевают практическими умениями в области физического воспитания детей. А в случае участия педагога и психолога будет происходить коррекция сложившихся семейных отношений между детьми и родителями.
Общение, как известно, процесс двухсторонний, и в нем заинтересованы все участники.
Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, в группе заранее вывешиваются интригующее, яркое сообщение. Родители не остаются равнодушными: собирают рисунки, готовят вместе с детьми интересные поделки. Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.
Очень актуальной формой работы с воспитанниками являются практические семинары.
Родители нашей группы принимают активное участие в спортивных соревнованиях и развлечениях. Ежегодно воспитанники ДОУ вместе с родителями участвуют в групповых и в старших группах в районных спортивных праздниках «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты». Участие в таких мероприятиях помогает родителям сблизиться вместе с детьми, активизировать воспитательные навыки, у них появляется вера в собственные педагогические возможности.
Взаимодействие родителей и педагогов в процессе оздоровления и воспитания дошкольников позволяет реализовывать принцип единства требований к физическому воспитанию в ДОУ и семье, учитывать личностно-ориентированную направленность, активно вовлекать родителей в процесс воспитания и обучения как участников единого образовательного пространства, оптимизировать разработку и внедрение совместных видов деятельности ДОУ и родителей.
Таким образом, система работы с родителями позволяет на деле осуществить индивидуальный подход и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению детей в течение всего пребывания в детском саду, а так же способствует появлению в семьях традиций здорового образа жизни.
Родители стали активными участниками мероприятий, проводимых в детском саду, готовы к сотрудничеству, заинтересованы в укреплении здоровья детей.
В деятельности детей также произошли изменения: дети много узнали нового о человеке и природе, об их взаимоотношениях, об ответственности человека по отношению к природе.
Наблюдается овладение детьми началами основ здорового образа жизни, осознанного отношения к своему здоровью, улучшение показателей физической подготовленности. У детей не только формируется стойкая привычка к здоровому образу жизни, но некоторые из них пытаются обучить элементарным приемам оздоровления членов своей семьи. Это позволяет надеяться на закрепление некоторых полезных привычек не только у детей, но и у окружающих их взрослых.
Уменьшилась заболеваемость, а главное, дети учатся беречь своё здоровье и здоровье окружающих, легко общаются со взрослыми и сверстниками, участвуют в различных конкурсах, инициативны.