Елена Анатольевна Гончарова
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по вышивке «Вышивка крестиком» для несовершеннолетних 6–10 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая
образовательная программа по вышивке
Разработчик: воспитатель приемного отделения
с карантинным блоком Гончарова Е. А.
г. Краснодар
2015
Пояснительная записка
Публикация «Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по вышивке „Вышивка крестиком“ для несовершеннолетних 6–10 лет» размещена в разделах
- Вышивание, вышивка
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
История вышивки крестиком уходит в далекое прошлое. В наши дни одним из популярных видов рукоделия является вышивка крестиком, и оно относится к тем творческим занятиям, которыми с увлечением занимаются многие дети.
Вышивка крестиком – вид декоративно-прикладного искусства, рукоделие - создание украшений, аксессуаров, предметов декоративного назначения, художественных изделий путем плетения на проволоке или нити.
Стремление украсить себя и свою одежду, желание выделиться из окружающей среды и выглядеть необычно и при этом привлекательно свойственно человеку с самых древних времен.
Любая вышивка для начинающих рукодельниц может показаться занятием кропотливым, долгим и достаточно сложным. Внимательно изучив технику выполнения работ и следуя советам опытных мастериц, научиться вышивать может даже ребенок. Поэтому, отбросив все сомнения, стоит начать обучение вышиванию в этой технике незамедлительно. Это увлекательное занятие развивает художественный вкус и чувство прекрасного, воспитывает усидчивость и способность концентрировать внимание.
Из множества различных направлений именно вышивка крестиком для начинающих мастериц обладает особой притягательностью и пользуется неизменно растущей популярностью. Возможно, причиной служат необыкновенно широкие возможности этого вида рукоделия. Несложный в исполнении шов - крестик поможет украсить скатерть, полотенце или салфетку незатейливым геометрическим узором. Именно крестиком вышиты знаменитые украинские сорочки. И та же несложная техника позволяет вышивать разнообразнейшие картины и настенные панно, перенося на ткань любое, даже фотографическое изображение.
Возможность создавать изделия с использованием сочетания различных техник и видов рукоделия (вышивка крестом) формирует широкое поле для творческой самореализации.
Цель программы : научить детей самостоятельно создавать изделия из бисера, пользоваться схемами и самим составлять их, развивать эстетический вкус, внимание, терпение, чувство коллективизма, формирование тонких движений пальцев рук.
Задачи:
1. Обучение основным приемам и техникам вышивки крестиком;
2. Изучение истории возникновения и развития вышивки крестиком;
3. Изучение основ цвет - ведения;
4. Привитие детям трудовых и организационных навыков;
5. Развитие художественного вкуса, творческих возможностей;
6. Воспитание эстетического восприятия предметов декоративно-прикладного искусства, трудолюбия;
7. Воспитание уважения к народному искусству.
Адресаты программы : несовершеннолетние в возрасте 6-10 лет.
Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю в группе по 5 -7 детей. Для всех видов занятий устанавливается академический час продолжительностью 40 минут.
Состав исполнителей: воспитатели, социальные педагоги, имеющие высшее, среднее, профессиональное образование.
Форма проведения: групповые занятия.
Методы программы :
1. Объяснительно-иллюстративные
2. Репродуктивные
3. Практические
Материальное обеспечение программы :
1. Ножницы, иглы для вышивки;
2. Мулине;
3. Воск пчелиный для шлифования нити для вышивки крестиком;
4. Бисер, стеклярус, бусины, натуральные камни, фурнитура;
5. Различные ткани и канва для вышивки;
6. Пяльцы, наперстки, булавки.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения воспитанники приобретают базовые знания и умения:
1. соблюдения безопасности работы и правильной организации рабочего места на занятиях вышивкой крестом;
2. классификации и свойства инструментов, материалов и приспособлений для вышивки крестом;
3. истории появления и современное развитие вышивки крестом.
Формируются:
1. Интеллектуальные особенности
2. Произвольное внимание
3. Логическое мышление
4. Фантазия и воображение
Приобретаются навыки:
1. правильного использования необходимых для вышивки крестиком инструментов, материалов и приспособлений;
2. составления простых рабочих схем;
3. выполнения изделий с помощью различных швов.
У несовершеннолетних будут развиты и воспитаны:
1. умение организовать свое рабочее место;
2. интерес к изучению народного творчества;
3. стремление к созиданию прекрасного;
4. доброжелательность и взаимопомощь при работе в коллективе.
Содержание программы
1. Вводное занятие
1.1. Теоретическое занятие. Организационные вопросы.
Знакомство с программой, цели и задачи занятий. Знакомство с образцами народного декоративно-прикладного творчества, представленными в бумажном и электронном виде (в том числе по материалам, полученным из Интернета).
1.2. Теоретическое занятие. Правила техники безопасности.
2. Вышивка крестиком. Подготовка к вышиванию крестиком.
2.1. Теоретическое занятие. Введение. История появления и развития вышивки крестиком.
Знакомство с представленными в литературе по вышивке крестиком и на сайтах в Интернете образцами работ из вышивки крестиком (от древности до наших дней).
2.2. Практическое занятие. Материалы и инструменты для вышивки крестиком
Рассматривание готовых образцов. Зарисовка схем, нанизывание по схеме. Цветосочетание и композиция.
2.3. Теоретическое занятие. Цветосочетания и композиция.
Цветовой круг, хроматические цвета (основные и дополнительные, ахроматические цвета, холодные и теплые цвета, оттенки одного цвета, переходы между цветами, гармоничное (тональное или контрастное) сочетание цветов. Композиция (статическая и динамическая, соразмерность и взаимосвязь частей композиции, симметрия, ассиметрия.
2.4. Практическое занятие. Цветовой круг, хроматические цвета. Изучение наглядных пособий (в бумажном и электронном виде). Игра «Сочетается – не сочетается».
3. Техника вышивания крестиком
3.1. Теоретическое занятие. Техника вышивания крестиком.
Направление вышивания. Обучение как вышивать и во сколько нитей.
3.2. Практическое занятие. Крепеж нити.
Освоение приемов крепежа нити: выбор длинны рабочей нити, обработка нити воском, наращивание и заделка нити, правила работы с иглами для вышивки крестиком. Подбор педагогом совместно с ребенком материалов и композиционного решения. Коллективное обсуждение готовых работ.
4. Основы вышивки крестиком
4.1. Теоретическое занятие. Материалы и инструменты, необходимые для вышивки крестиком.
Основные методы и приемы вышивки крестиком : вышивка по ткани и нетканым материалам (сплошная, по контуру, вышивка по канве.
4.2. Практическое занятие. Типы изделий.
Выбор типа изделия (картина, скатерть, шторы, постельное белье). Выполнение образца вышивки крестиком. Оформление готовых работ и их обсуждение.
5. Работа по схемам
5.1. Теоретическое занятие. Чтение схем и выбор работ для вышивки. Использование описаний, схем из журналов и альманахов по вышивке крестиком. Знакомство с инструкционными - технологическими картами, схемами, рабочими рисунками. Обучение способам оформления работ для демонстрации их на выставке.
5.2. Практическое занятие. Составление узора.
Умение сочетания цвета при выполнении изделий, составление композиции согласно правилам. Классификация вышивки крестиком по форме и цветовым характеристикам.
6. Свободное творчество
6.1. Практическое занятие. Вышивка бисером картин по тематике, выбранной детьми.
Вышивка крестиком работ к Новому году, 8 марта, Пасхи (с использованием всего изученного материала по вышивке крестиком). Выставка готовых работ.
6.2. Практическое занятие. Вышивка крестиком картин по тематике, выбранной детьми.
Вышивка крестиком к Новому году, 8 марта, Пасхи (с использованием всего изученного материала по вышивке крестиком). Выставка готовых работ.
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Котова И. Н., Котова А. С., Вышивка крестиком. Волшебная игла. «Издательский дом МиМ», 2006 г.
2. Максимова М., Кузьмина М., Вышивка крестиком. Первые шаги – М. : Экскомо - прил. 2008 г.
3. Строганова Л. В., Поощрение и самооценка младшего школьника. – Общества «Педагогическое», Россия, 2005г.
4. Ткаченко Т., Учимся вышивать крестиком. Мастер-класс для начинающих, 2012 г.
Дополнительная литература
1. Журнал «Валентина» (вышивка).
2. Серия журналов «Чудесные мгновения» (вышивка крестиком).
Интернет источники
htt ://gogmck.рф. 50
Учебный план
дополнительной общеразвивающей программы
«Вышивка крестиком»
№ п/п Название разделов Количество часов
Всего Теоретические знания Практические занятия
1. Вводное занятие 2 2 -
2. Вышивка крестиком 2 1 1
3. Техника вышивки крестиком 2 1 1
4. Основы вышивки крестиком 2 1 1
5. Работа по схемам 2 1 1
6. Свободное творчество 2 - 2
Всего 12 6 6
Календарно-тематический план
дополнительной общеразвивающей программы
«Вышивка крестиком»
№ п/п Название разделов и тем Количество часов
Раздел/тема Дата Всего Теоретические занятия Практические занятия
1. Вводное занятие 2 2 -
1.1. Организационные вопросы 1 1 -
1.2. Правила техники безопасности 1 1 -
2. Вышивка крестиком. Подготовка к вышиванию крестиком. 4 2 2
2.1. Введение. История появления и развития вышивки крестиком. 1 1 -
2.2. Подготовка ткани, подготовка мулине 1 - 1
2.3. Цветосочетание и композиция 1 1 -
2.4. Цветовой круг, хроматические цвета 1 - 1
3. Техника вышивания крестиком 2 1 1
3.1. Как вышивать и во сколько нитей. Направление вышивания 1 1 -
3.2. Крепеж нити. 1 - 1
4. Основы вышивки крестиком 2 1 1
4.1. Материалы и инструменты, необходимые для вышивки крестиком 1 1 -
4.2. Основные виды швов 1 - 1
5. Работа по схемам 2 - 2
5.1. Подготовка схемы. Чтение схем 1 - 1
5.2. Составление узора и работа крестиком 1 - 1
6. Свободное творчество 2 - 2
6.1.
6.2 Практическое занятие. Вышивка крестиком картин по тематике, выбранной детьми 2 - 2
Итого: 14 6 8