Татьяна Орлова
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Знатоки земли Кубанской»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения
духовности, изучения культуры своего народа, изучение прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая Родина, Отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам к замечательной Кубанской земле.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая образовательная программа „Знатоки земли Кубанской“» размещена в разделах
- Кубань
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Программа «Знатоки земли Кубанской» предназначена для проведения
кружка по краеведению в центре социальной реабилитации для
несовершеннолетних. Программа рассчитана на детей 7-12 лет. Она знакомит
детей с замечательной природой и природными богатствами Краснодарского
края, с его историческим, культурным наследием, с людьми, прославившими
Кубань, с теми, кто своим трудом дал нам возможность жить в мирном,
красивом, плодородном крае.
Чтобы занятия кружка по краеведению проходили интереснее мы
предлагаем ребятам выполнять различные творческие задания, размышлять над поставленными вопросами и заниматься проектной деятельностью.
Цель программы : изучение истории родного края, его природных
особенностей, культуры и традиций народов Кубани в доступной и интересной форме с учетом возрастных особенностей детей.
Задачи программы :
1. Познакомить с историей родного края, его культурой, обычаями и традициями его жителей.
2. Способствовать формированию уважительного, бережного отношения к природе, историческому наследию края.
3. Прививать навык уважительного отношения к окружающим людям, учить соблюдать общепринятые нормы поведения в общественных местах.
4. Развивать кругозор и исследовательские навыки через оформление мини проектов.
5. Способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию гражданского сознания и чувства гордости за своих земляков.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
-системность и последовательность занятий;
-научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний:
-доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов, соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
-наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, дополнительной научной 1 справочной литературы;
-деятельный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с воспитателем и самостоятельно;
-прочность знаний (завершённость обучения) : завершение каждой темы - итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить несовершеннолетних к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
-принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Формы проведения занятий: познавательные занятия, беседы, круглый стол, экскурсии, викторины, конкурсы, проекты, мониторинги, творческие задания, игры.
Адресаты программы : воспитанники социально - реабилитационного центра в возрасте от 7 до 12 лет.
Режим занятий: занятия проводится 1 раз в неделю в группе по 5 - 7 человек. Для всех видов занятий устанавливается академический час продолжительностью 45 минут.
Состав исполнителей: воспитатели, социальные педагоги, имеющие высшее, среднее профессиональное образование, образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
Материальное обеспечение: специально оборудованная комната для проведения занятий, канцелярские принадлежности для занятий, компьютер-ноутбук.
Содержание программы
1. «История земли Кубанской»
1.1. Теоретическое занятие: «Земля отцов - моя земля».
Знакомство с историческим прошлым Кубани, ее традициями, жизнью и культурными ценностями казачества.
1.2. Теоретическое занятие: «Устная история родного края».
Расширение представлений детей о видах и особенностях устного народного творчества на Кубани.
1.3. Теоретическое занятие: «Одежда жителей Кубани».
Уточнение представления о традиционной одежде кубанских казаков, воспитание гражданственности, патриотизма и любви к малой родине, а также уважение к обычаям предков.
1.4. Теоретическое занятие: «Народные ремесла на Кубани».
Знакомство с несколькими видами кубанских ремесел, воспитание нравственно-эстетическое отношения к миру и ИСКУССТВУ, любви к малой Родине и ее культуре.
1.5. Практическое занятие: «Кубань - мой отчий дом».
Закрепление полученных знаний детей об истории родного края. Способствовать развитию самоанализа и самооценки, умению опираться на доказательства и логику мышления.
2. «Береги землю родимую, как мать любимую»
2.1. Практическое занятие: Экскурсия в Краснодарский историко-
археологический музей-заповедник имени Е. Ф. Фелицына.
Расширение и совершенствование знаний о многообразии растительного и животного мира Краснодарского края.
2.2. Теоретическое занятие: «По страницам Красной книги Кубани». «Зеленая служба Айболита».
Знакомство детей с Красной книгой Кубани, с растениями и животными, которым угрожает исчезновение.
2.3. Теоретическое занятие: «Заповедные тропы».
Знакомство с понятием «заповедник» и правилами поведения в заповеднике.
2.4. Теоретическое занятие: «Животный и растительный мир Кубани».
Совершенствование и закрепление знаний детей о природе Краснодарского края, формирование умения делать логические выводы и умозаключения.
2.5. Практическое занятие: «Защитим и сохраним природу родного края».
Формирование умения анализировать и обобщать полученные 'знания и применять их на практике, учить действовать в коллективе сверстников.
3. «Ты Кубань, ты наша Родина»
3.1. Теоретическое занятие: «Кубань и житница, и здравница, и жемчужина России».
Знакомство с неповторимой красотой родного края и его достопримечательностями, формирование представление о том, что Кубань -важнейший сельскохозяйственный регион России, воспитание уважения к труду земляков.
3.2. Теоретическое занятие: «Краснодар - любимый город».
Знакомство детей с историей возникновения города и его достопримечательностями.
3.3. Теоретическое занятие: «Символы Кубани».
Знакомство детей с символикой Краснодарского края: гимном, гербом, флагом, воспитание патриотизма, уважения к традициям и гордость за свою Родину.
3.4. Теоретическое занятие: «Жизнь дана на добрые дела».
Расширение знаний о выдающихся личностях Кубани : ученых, писателей, художниках, героях Великой Отечественной войны.
3.5. Практическое занятие: «Знай и люби свой край».
Обобщение и систематизация знаний, полученных в процессе работы кружка и применение их на практике.
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Бурматин А. Г. «Кубанские казаки на фронтах Великой Отечественной
войны. 1941-1945 годы» - Краснодар, 2009.
2. «Виды Екатеринодара» под. реп. Халимова А. Н. - Краснодар. 2008.
3. «История Кубани в датах» под. ред. Илюхина А. А. - Краснодар. 2000.
4. Короленко О. А. «Кубанские казаки. Материалы из истории кубанского казачьего войска». - Краснодар. 1997.
Дополнительная литература
1. Крылецкая А. И. «Животный и растительный мир нашего краю» - М., 2002.
2. «Сборник славы кубанцев : стихи, рассказы, письма и повести» сост. И. И.
Борец - Краснодар. 2008.
3. «Фольклор и этнография казачества» - Краснодар, 1997.
Календарный план
дополнительной общеразвивающей образовательной программы
«Знатоки земли Кубанской»
№ п/п Тема занятия Количество часов Теоретическое
занятие Практическое занятие
1 «История земли Кубанской» 5 4 1
1.1 «Земля отцов - моя земля». Творческая игра «Путешествие во времени» 1 1 -
1.2 «Устная история родного края». Конкурс пословиц, поговорок, кубанских стихов. Караоке кубанских песен 1 1 -
1.3 «Одежда жителей Кубани». Игра-занятие «Кукольный хоровод» 1 1 -
1.4 «Народные ремесла на Кубани». Выставка изделий прикладного искусства 1 1 -
1.5 Кубань - мой отчий дом» 1 - 1
2 «Береги землю родимую, как мать любимую» 5 3 2
2.2 Экскурсия в Краснодарский историко- археологический музей – заповедник имени Е. Ф. Фелицина 1 - 1
2.3 «По страницам Красной книги Кубани» «Зеленая служба Айболита» - сбор и оформление гербария лекарственных растений 1 1 -
2.4 «Заповедные тропы».
Просмотр научно – позновательного фильма «Кавказский государственный природный биосферный заповедник» 1 1 -
2.5 «Животный и растительный мир Кубани» 1 1 -
3 «Ты Кубань, ты наша Родина» 5 4 1
3.1 «Кубань и житница, и здравница, и жемчужина России» 1 1 -
3.2 «Краснодар - любимый город». Оформление альбома фотографий «Достопримечательности г. Краснодара» 1 1 -
3.3 «Символы Кубани». Творческое задание «Придумай и оформи свой герб Кубани» 1 1 -
3.4 «Жизнь дана на добрые дела». Оформление стенгазеты «Панорама добрых дел» 1 1 -
3.5 «Знай и люби свой край» 1 - 1
Итого: 15 11 4