Анастасия Балякина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Вспомним Зимушку-зиму»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«Вспомним Зимушку-зиму»
Цель: уточнять представление о зиме, ее характерных признаках. Активизировать словарь по теме. Учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Развивать зрительное внимание и восприятие, память, общую моторику, координацию речи с движением. Формировать навыки сотрудничества. Развивать творческие и конструктивные способности.
Темочки:
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Материал и оборудование: магнитофон. Диски с записями мелодий. Конверт с письмом. Мольберт. Зимнее дерево. Снежинки с заданиями. Картинки с изображением птиц (перелетных и зимующих). Мяч.
Воспитатель: Уважаемые гости, мы вас приветствуем в нашей группе №12.
С Добрым утром начат день
Первым делом гоним лень
На занятии не зевать
А задания выполнять.
Быть старательным,
Спокойным и внимательным.
Слушать не перебивая
Говорите четко, внятно,
Чтобы все было понятно.
Если хочешь отвечать
Надо руку поднимать.
Воспитатель: (Показывает конверт)
Сегодня утром, когда я пришла в группу, я обнаружила письмо, адресованное детям группы №12. Сейчас узнаем, кто мог написать это письмо (распечатывает конверт и читает письмо).
«Здравствуйте, ребята-дошколята! Я гостила у вас целых три месяца. Наблюдала за тем, как вы играете, гуляете, занимаетесь спортом и музыкой. Я помню, как вы готовились к встрече Нового года: разучивали стихотворения, песни, танцы. Как весело играли с Дедом Морозом и Снегурочкой. Мне нравится, что на вашем прогулочном участке есть кормушки и вы помогаете нашим пернатым друзьям в холодное время. Какие вы молодцы! Но мне пора уходить дальше, в северные страны, а к вам я вернусь через год. Желаю вам не болеть, быть веселыми и умными. Ваша Зимушка-Зима.
Вот так Зима! Какое письмо нам написала! Так мы ей понравились! Зима наблюдала за нами и дала вам задания. Посмотрите ребята на это необычное дерево, скажите мне, а почему на дереве нет зеленых листочков? (правильно, потому что зима, а зимой листочков нет)
Но есть на дереве снежинки, но снежинки эти не простые, а с заданиями, которые нам дала Зимушка-зима. Будем выполнять задания?
Снежинка-1 (У ДЕРЕВА). Давайте вспомним веселые зимние деньки и поговорим о них. Зимушка-зима написала, что гостила у нас три месяца. Что это за месяцы? (ответы детей) (декабрь, январь, февраль)
Какой месяц первый? (декабрь) Декабрь в народе назвали «студень»-от слова «стужа» как вы понимаете это слово? (в декабре на улице очень холодно, студено, морозы стоят трескучие, мороз обжигает лицо)
Снежинка-2. (НА КОВРЕ) Подвижная игра «Зимняя фигура замри!»
На мои слова: «Снег кружиться-раз, снег кружится-два, снег кружится-три, на слова «Зимняя фигура замри!» (вы ребята принимаете позу, характерную для играющих в снежки, катающих на санках, лыжах, и т. д.)
Снежинка-3. (У ДЕРЕВА) ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ. Какой месяц следует за декабрем? (Январь).
Январь в народе называли «сечень». А вы знаете почему? (потому что, он как бы рассекает (делит) зиму на две половины.
Мальчики, скажите, а какой январь? (Ветряный, холодный, зимний, снежный и т. д)
Снежинка-4 (для девочек) Упражнение «Какая?»
Я вам читаю существительные, а вы образуете от них имена прилагательные.
Зима (зимняя, холод (холодный, вьюга (вьюжная, лед (ледяная, снег (снежная).
Снежинка-5. Какай месяц идет за январем? (Февраль) этот месяц в народе называли «лютень» КТО ЗНАЕТ ПОЧЕМУ? – именно в эту пору стоят сильные лютые морозы, выпадает много снега, бываю метели. Но в феврале случается и оттепели. Как вы понимаете слова «оттепель»?
Всем становится весело на солнце, хочется поиграть, подвигаться. Вот и мы сейчас потанцуем.
Игра-танец. (НА КОВРЕ)
Звучит ритмичная музыка. Все встают и выполняют движения по показу.
Воспитатель:
танцуют только руки.
Танцуют только ноги.
Танцуют только руки и ноги.
Танцуют плечи.
Танцуют глаза.
Танцует правая нога.
Танцует левая нога.
Танцует правая нога и рука.
Танцует левая нога и рука.
Танцует голова.
Все танцуют как хотят.
МОЛОДЦЫ!
Снежинка-6. «Назови, что лишнее» (с картинками, за столами)
Ребята, разбейтесь на пары, подойдите к столам и каждая пара выберет себе тарелочку. Разложите картинку на столе, и выберете какая картинке у вас лишняя и почему?
-мороз, снег, дождь.
-снежинка, радуга, метель.
Снегирь, ласточка, синица.
Волк, лиса, еж.
А теперь пройдите все на ковер и мы с вами поиграем в игру с мячом «Назови ласково»
Воспитатель поочередно бросает мяч детям, стоящим вокруг него, и называет слова: «снег», «ёлка», «день», «лёд», «мороз», «сосулька», «снежинка», «снеговик». Дети ловят мяч и произносят эти слова в уменьшительно-ласкательной форме.
Снежинка-7 Дидактическая игра «Путаница»
Воспитатель: теперь внимательно меня слушайте и хлопайте в ладоши один раз, если выражение верное. А если не верно, ничего не делайте.
-Зима холодная и снежная.
-Снег идет белый и пушистый.
-Все водоемы зимой растаяли.
-Дни зимой короткие.
-Зимой часто идет дождь.
-Ночи зимой длинные и морозные.
-Зимой на улице цветут цветы.
Молодцы!
Ребята, а вы помните, Зимушка-зима написала в письме о кормушках!
Действительно, на нашем участке они есть. А для кого эти кормушки? (для зимующих птиц)
А почему их называют зимующими птицами? (Они не улетают осенью в теплые края, так-так приспособились к суровому времени года и могут найти себе пропитание даже в сильный мороз).
А зачем же мы их подкармливает, если они могут сами найти себе пищу? (Когда становится холодно, выпадает снег большинство пищи становится не доступной для птиц). Зимой птицам приходится тратить много сил и энергии на поиски пищи. Если птица не сможет найти себе еды, в короткие зимние дни, это может привести птиц к гибели. Поэтому мы и подкармливаем птиц зимой.
А теперь пройдем к столам, посмотрите на столах лежат картинки с птицами. Выберете среди разложенных на столе картинок по одной-с изображением зимующей птицы и прикрепите на мольберт.
Про какое время года мы сегодня говорили?
А вы любите зиму?
За что вы любите ее?
Что вы узнали сегодня нового?
Что вам больше всего понравилось?
Ребята, какие вы молодцы, справились со всеми заданиями. Зима в конверте прислала не только письмо, но еще небольшие подарки для вас, раскраски, чтобы вы не забывали Зимушку-зиму.