Эльмира Холова
«Возрастные особенности дошкольного возраста». Консультации для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Психологические особенности развития детей дошкольного возраста»
Подготовила: Холова Эльмира Альбертовна
Консультация для педагогов
Тема: «Психологические особенности развития детей дошкольного возраста»
Цель: систематизировать знания педагогов о психологических особенностях развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Раскрытие закономерностей и специфики детского развития;
Публикация «„Возрастные особенности дошкольного возраста“, Консультации для педагогов» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
2. Уточнение основных понятий и терминов, связанных с возрастными характеристиками ребенка, выявление особенностей, присущих различным возрастным категориям.
Ход:
Уважаемые педагоги, я рада всех вас видеть на нашей консультации, Сегодня мы постараемся освежить в своей памяти знания о психологических особенностях детей разных возрастных групп.
В соответствии с периодизацией, дошкольным детством считается период от 3-х до 7 лет. Предшествуют ему период младенчества (до 1 года) и период раннего возраста (от 1 года до 3 лет). В связи с тем, что система дошкольного образования включает в себя и ясельные группы, есть необходимость коснуться особенностей развития детей раннего возраста.
Ранний возраст.
Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься ребенком как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления.
Для того, чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, необходимо, чтобы ребенок освоил разнообразные действия с одним и тем же предметом. Именно поэтому предметно-развивающая среда, окружающая ребенка, не должна перегружаться большим количеством игрушек.
Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
В раннем возрасте у ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрос-лым. Вот почему так важно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить его о своих желаниях.
На первых порах речь ребенка мало похожа на речь взрослого. Ее называют автономной речью: ребенок употребляет такие слова, которыми взрослые обычно не пользуются. Из поколения в поколение передаются слова «ам-ам» или «ням-ням», «бибика» и т. п. Кроме того, ребенок невольно изменяет звуковую форму слова. Так, например, «молоко» он произносит как «моко». В общении со взрослыми при правильном речевом воспитании автономная речь быстро исчезает. Но если окружающие ребенка взрослые поддерживают автономную речь, она может сохраниться надолго.
Восприятие ребенка раннего возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки. Детям этого возраста наиболее полезны само обучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки и т. д. Основной способ познания ребенком окружающего мира - метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.
Таким образом, для обогащения представлений ребенка раннего возраста о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с основными разновидностями этих свойств. Неверно ограничивать (как это делают иногда)материал, с которым действует ребенок, двумя-тремя формами и тремя-четырьмя цветами. Исследования показывают, что ребенок третьего года жизни вполне может усвоить представления о пяти-шести формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и восьми цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный).
По словам Л. С. Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». Это относится и к развитию мышления. Можно с уверенностью сказать, что когда ребенок рождается, у него еще нет мышления. Когда мышление начинает формироваться, то оно формируется как наглядно действенное. Ребенок практически манипулирует с вещами и схватывает связи между ними.
В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребенка непроизвольны, он не может сразу прекратить что-то делать или выполнять сразу несколько действий. Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе».
В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения» (заплакал один - плачут все). Существует одна важная особенность, которая качественно отличает поведение ребенка до трех лет от поведения детей более старшего возраста. Она проявляется в том, что ребенок раннего возраста находится как бы во власти внешних впечатлений. Поэтому его очень легко привлечь, но также легко и отвлечь. Он очень эмоционально реагирует на происходящее, но его эмоции неустойчивы. Если, например, ребенок заплакал от огорчения, то его очень просто утешить: для этого достаточно, например, взамен игрушки, которой он лишился, дать ему другую или вообще чем-нибудь занять его. Спустя 2-3 мин., после какой-нибудь перенесенной малышом неудачи, он уже улыбается, только изредка у него как бы прорываются всхлипывания. Т. е. во внешних движениях эмоциональная реакция еще сохранилась, внутренне же, психологически, уже исчезла.
Общение взрослого с ребенком дает ему возможность начать осознавать себя как отдельного человека. Это происходит в период с двух с половиной до трех лет.
Благодаря особенностям общения со взрослыми, малыш учится говорить о себе сначала в третьем лице: «Дай Пете!»; «Петя хочет!» Однако очень скоро он открывает, что «Я» может относиться к нему самому. Здесь наступает тот момент в осознании себя самого, который определяет начало формирования самосознания: «Я» начинает употребляться для обозначения самого себя среди других.
Таким образом, ведущие достижения в раннем детстве в сферах деятельности, познания и личности следующие:
- складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослыми, зарождается общение со сверстниками, ребенок переходит к активной речи, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;
- формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное);
- на третьем году в умственном развитии ребенка происходит важный сдвиг, начинает формироваться знаковая (или символическая) функция сознания. Знаковая функция состоит в возможности использовать один объект в качестве заместителя другого. При этом вместо действий с предметами выполняются действия с их заместителями, результат же относится к самим предметам.
- Зарождение знаковой функции есть одновременно и зарождение воображения ребенка.
- главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам».
Таким образом, в течение первых трех лет жизни ребенок меняется столь сильно, как ни на одном последующем этапе. К 3-м годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуаль-ное отношение к миру, у него складывается определенное отношение к себе.
3-4 года (младший дошкольный возраст).
Возраст 3-х лет характеризуют как «трудный». К трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, что находит свое выражение в кризисе трех лет. Основными симптомами этого кризиса являются негативизм, упрямство, строптивость и своеволие ребенка, бунт против окружающих.
Дальнейшее развитие ребенка непосредственно зависит от того, как он взаимодействовал в этот период со взрослым. Возможны два варианта:
а) если взрослый в целом позитивно оценивал личность ребенка, умел поддержать и похвалить за старание и инициативность, то ребенок научится гордиться собой и своими успехами;
б) если взрослый стремился добиться подчинения любой ценой, наказывал за своеволие, то, скорее всего, у ребенка разовьется желание противостояния взрослому. Во втором случае гневливость, раздражительность и упрямство укореняются, становятся чертами характера.
Неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию : ребенок более четко представляет результат, сравнивает с образцом, выделяет отличия.
Действия детей в игре, рисовании, конструировании приобретают намеренный характер, что позволяет малышам создавать какой-то конкретный образ (в рисовании, лепке, возводить постройки, выполнять определенную роль в игре. Деятельность пока еще носит неустойчивый характер, так, например, младшие дошкольники отвлекаются в течение одной игры по 12-13 раз. В возрасте трех-четырех лет развивается игровая деятельность как ведущая в дошкольном возрасте. Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая, младшие дошкольники ограничиваются игрой с 1-2 ролями и простыми неразвернутыми сюжетами.
На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».
Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого.
Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.
Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он может удерживать активное внимание лишь в течение 7-8 минут.
Речь становится более сложной и развернутой. В речи детей четвертого года жизни появляется одна особенность - возникновение эгоцентрической речи. Отечественный психолог Л. С. Выготский считал, что эгоцентрическая речь - как бы переходный этап от внешней к внутренней речи. С помощью эгоцентрической речи ребенок удерживает в памяти поставленные перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения.
Если привести пример, то он может выглядеть так:
1. Мама говорит малышу: «Вася берет ложку и несет к себе в рот». При этом помогает малышу действиями.
2. Малыш поднося ложку ко рту говорит: «Вася берет ложку и несет к себе в рот». - Пример эгоцентрической речи.
3. Малыш кушает молча.
Таким образом, проговаривание своих действий вслух происходит до тех пор, пока они не становятся навыком, который действует автоматически. Эгоцентрическая речь переходит во внутреннюю ближе к концу дошкольного возраста. Но иногда мы встречаем такую форму речи и во взрослом возрасте, когда человек совершает какие-либо действия в первый раз, проговаривая вслух (как бы сам себе) свои действия (например, езда на машине - «отпускаем сцепление»).
В эмоциональном плане для ребенка 3-4 лет по-прежнему характерны резкие перепады настроения. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников.
4-5 лет (средний дошкольный возраст).
Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребенка. Поэтому главным вопросом для ребенка 4-х лет становится вопрос «почему?».
Ребенок развивается, становится более вынослив. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным.
В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом». В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради их самих, а ради смысла игры. Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.
Ребенок 4-5 лет с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел.
Начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку теперь доступна сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.
Продолжает активно развиваться фантазирование, в процессе которого ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.
Продолжает развиваться речь. Размеры детских рассказов таковы же, как и в старшей, и подготовительной группах, и даже у учеников начальных классов (в среднем 25 слов).
Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.
5-6 лет.
. Возраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлении о себе и в самосознании, и в самооценке. Существенно меняется представление ребенка о себе, его образ Я. После пяти лет у ребенка начинают появляться представления не только о том, какой он есть, но и о том, каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать. Разумеется, этот процесс находится еще в зародыше, ребенок шестого года жизни не думает о том, что он хотел бы иметь те или иные черты характера, как это происходит с подростками. Он просто хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма. Ребенок может воображать себя этим персонажем, не играть его роль, а именно воображать, приписывая себе его качества (т. е. помимо Я-реального появляется Я-идеальное). Появление Я-идеального является психологическойпредпосылкой становления учебной мотивации.
Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений со сверстниками. Начиная с этого возраста сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. Происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и малозаметных, не представляющих интереса для остальных.
В старшем дошкольном возрасте познавательная задача ребенка становится собственно познавательной (нужно овладеть знаниями, а не игровой. У него появляется желание показать свою сообразительность и умения. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие.
В возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память.
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства» : интеллектуальные (любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление, моральные (чувство гордости, стыда, чувство дружбы, эстетические (чувство прекрасного и чувство героического).
У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.
6-7 лет.
У детей 6-7 лет развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. При организации совместных игр ребенок использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.
Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.
Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствуют о новом этапе развития познавательных способностей.
К концу дошкольного периода у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.
Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решение проблемных ситуаций.
Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными. В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.
Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение.
Дошкольный возраст заканчивается очередным кризисом развития – кризисом 7 лет, который протекает менее болезненно и связан с переходом от игры как ведущей деятельности к учению.