Наташа Жаровских
Воспитание у детей основ экологической культуры посредством познавательно-исследовательского интереса
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание у детей основ экологической культуры посредством познавательно-исследовательского интереса
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни.
Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – большой потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребё нка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдения за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов, сравнение (дети выделяют способы приспособления растении и животных к сезонам и среде обитания, обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Исследовательская деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи экологического воспитания.
Развивать познавательны интерес к природе, психические процессы, логическое мышление, познавательно-исследовательскую деятельность; формировать представления о системном строении природы, воспитывать осознанное бережное отношение к ней.
«Ядром познавательного интереса, - пишет Г. И. Щукина, - является мыслительные процессы. Этот интерес придает мыслительной деятельности эмоциональную окрашенность и повышает ее продуктивность. Человек оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания и волевому усилию при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные, эмоции: удивление, радость успеха, гордость в случае разрешения задачи - создают уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску».
Наблюдение – это «целенаправленное восприятие, обусловленное задаче деятельности. То есть наблюдение становится деятельностью только в том, случае если оно включается в решение то или ин познавательно задачи.
И здесь опять же важен экологически подход в организации наблюдений, которые заключается во включении в программу наблюдении вопросов, направленных на выявление связей наблюдаемого объекта (растении, животных) :
- с другими представителями живо природы;
- с предметами и явлениями неживой природы;
- с человеком, его поведением, деятельностью;
В реальном образовательном процессе наблюдение как собственная познавательная деятельность ребёнка встречается нечасто. Это случай, когда дети полностью получают новую информацию только из собственных наблюдений. Роль педагога заключается в доведении до детей задач наблюдения, что реализуется в форме соответствующих вопросов (занятии).
Познавательно-исследовательская деятельность экологической направленности можно определить как форму активности ребёнка.
Под окружающее средой понимается как природное окружение, так и люди, взаимодействующие с этими природными объектами.
Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.
Литература:
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. «Детство-Пресс»,2014
Миронов А. В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности // Издательство «Учитель», Волгоград
Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / М., 1971